Смысл названия “Герой нашего времени”

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Герой нашего времени Фаталист Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Смысл названия Герой нашего времениВ поздний период творчества М.Ю. Лермонтов очень мрачно относился к современному ему поколению и состоянию общества в целом. Во многих произведениях он критиковал современников за бесцельный и праздный образ жизни. Главную вину за это он возлагал на господствующий в России полицейский режим.

Лермонтов считал, что самодержавный строй и давление цензуры лишают людей благородных целей, не дают им достойным образом применить свои силы. Самым опасным последствием становится появление особой категории разочаровавшихся во всем людей. Поэт воплотил все известные ему человеческие “слабости и пороки” в образе Григория Александровича Печорина – “героя нашего времени”.

Неизбежная скука

Смерть Пушкина и последовавшая за ней реакция в высшем обществе поразили Лермонтова. Он окончательно убедился в том, что прославиться и добиться уважения в России можно только с помощью богатства и знатности. Личные достоинства затмеваются лестью, хитростью и обманом.

Печорин родился и вырос в среде высшего общества. Он с детства твердо усвоил “правила игры”. Деньги давали молодому человеку власть и всевозможные развлечения. Став “своим” в высшем свете, Григорий Александрович познал сладость любовных побед.

Однако в какой-то момент Печорин почувствовал пресыщение от такой жизни и страшную скуку. “Светскому льву” опротивели все удовольствия. Этот факт можно поставить в заслугу главному герою. В его душе началась борьба между возвышенной мечтой и однообразной реальностью.

В поисках спасения Печорин попытался постигнуть науки, но испытал очередное разочарование. Он убедился, что счастья можно добиться только хитростью и ловкостью. Образование и ученость нисколько не влияют на статус человека в царской России.

“Тогда мне стало скучно…”, – говорит главный герой, выражая общую мысль многих современников.

Под чеченским пулями

В лермонтовскую эпоху отъезд на Кавказ для многих представлялся “глотком свежего воздуха”. Сам поэт достаточно жестко высказался об этом в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”.

В романе нет сведений о причинах перевода Печорина на Кавказ. Учитывая его разочарование в высшем обществе, это не могло произойти в результате светского скандала или дуэли. Вероятно, Григорий Александрович оказался замешан в политическое дело.

На Кавказе служили многие известные люди (в том числе сам Лермонтов), поэтому этот этап в биографии Печорина не является чем-то исключительным. Его судьба, напротив, становится еще ближе современникам.

Максим Максимыч отмечает мужество и бесстрашие Печорина. Он смело ведет себя во время эпизода с контрабандистами и при обезоруживании пьяного казака. Трагедия Печорина (и всего поколения) в том, что он равнодушно относится к собственным подвигам. Григорий Александрович, играя со смертью, просто испытывает тягу к острым ощущениям. Он уже не знает, чем развеять свою скуку.

Романы Печорина

Похищение Бэлы, любовная игра с княжной Мэри, роман с замужней Верой – все эти связи Печорина являются типичными для своего времени. История с Бэлой, конечно, выглядит экзотически. Однако в ее основе лежит все то же стремление к новым впечатлениям.

С точки зрения морали действия Печорина представляются безнравственными, но любимец большого света и не может вести себя иначе. Привыкнув к любовным победам, Григорий Александрович презрительно относится к женщинам. Он считает, что способен завоевать любое женское сердце. Все зависит лишь от прилагаемых усилий.

Бэла трагически погибает, от женитьбы на княжне Мэри Печорин отказывается сам, а Веру увозит муж. Главный герой по-своему переживает каждый эпизод, но лишь в той мере, насколько эти романы могли развеять его скуку.

“Нам на земле вдвоем нет места…”

Заигрывание Печорина с княжной Мэри привело к его дуэли с Грушницким. Вина главного героя состоит лишь в том, что он намеренно злил своего приятеля. Поединки из-за женщины – достаточно распространенное явления для той эпохи.

Печорину посчастливилось узнать о готовящемся против него заговоре. Грушницкий во время дуэли сильно волнуется и промахивается. Печорин сохраняет ледяное спокойствие, разоблачает обман и хладнокровно убивает противника. Он остается прав, потому что защищал свою офицерскую честь.

Бесцельная жизнь

В судьбе Печорина было немало ярких событий, которым можно даже позавидовать. Однако для него самого они не имеют большого значения. Достаточно вспомнить холодную встречу Григория Александровича с Максимом Максимычем.

Печорина, как и многих его современников, гнетет постоянная скука и стремление к новым ощущениям. Это стремление не содержит в себе какой-либо определенной цели. Чем она недоступнее, тем лучше. Последнее “приключение” Печорина – поездка в Персию. Вероятно, далекая страна также наскучила ему. Покой Григорий Александрович обрел только после смерти на обратном пути.

Печорин принес мало пользы людям. Страдая сам, он вольно или невольно заставлял страдать окружающих. По мнению Лермонтова, такой “крест” был возложен на все его поколение, собирательный образ которого представляет “герой нашего времени”.


Второй вариант сочинения

Согласно изначальному замыслу Лермонтова, «Герой нашего времени» должен был выйти в свет не как цельный роман, а как сборник отдельных повестей о Печорине. Они даже публиковались в журнале «Отечественные записки», однако в итоге вышла целая книга.

В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он – герой его времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох. Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У него нет выбора, он вынужден подчиняться приказам. Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени – это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

История создания романа «Герой нашего времени»

Вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», Лермонтов задумал написать произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. По авторскому замыслу главный герой должен был отражать дух противоречия того времени.

1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг А.С. Пушкин. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ, поэтому за рукопись он возьмется несколько позже. Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так, помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.

Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.

Теории о происхождении названия романа

Всего существует две теории о происхождении значения названия романа. К первой теории можно отнести традиционное возникновение.

Ираклий Андроновский и еще несколько ученых пришли к выводу, что Лермонтов, при создании своего произведения, взял за основу популярный на тот момент французский роман «Исповедь сына века» автора А. Мюссе. В произведении французского автора повествуется о судьбе молодого мужчины, который рассказывает в своей исповеди про собственные пороки и изъяны, про события, происходившие в его жизни и не вызывающие должного уважения среди окружающих его людей. Возникновение «Героя нашего времени» буквально говорило об окончании эпохи романтизма. В романе четко видна глубокая внутренняя травма Печорина и его неудачные попытки в преодолении своих недостатков. В основе повествования находится личность и ее внутренние переживания. Личность Печорина воплощала в себе очень умного и благородного человека, но в то же время настоящего самовлюбленного эгоиста, способного приносить горе любившем его людям и тем кого он любил сам. Сначала роман имел совершенно другое название «Один из героев начала века», но Лермонтов посчитал его очень обширным и не видел в нем определенной ясности. Вскоре, он переименовал свое произведение на всем знакомое нам название «Герой нашего времени», так как, по мнению автора, именно оно отражает всю суть романа. Существует и другое мнение о происхождении и смысла названия данного романа. Люди девятнадцатого века считали, что Лермонтов в своем романе показал все существующие на тот момент пороки. Именно поэтому между современниками велись споры и постоянные не соглашения о смысле произведения. Также имеется противоположное мнение, принадлежащее определенной группе людей, в число которых входил известный русский критик В. Г. Белинский. Они смогли полюбить это произведение за то, что автор передал в своих строках всю трагедию того поколения. По мнению Белинского название говорило о произведении с широкого угла обзора: в произведении идет речь о герое для целого общества, которого на самом деле нет и о попытках поиска настоящего героя, скрытого, на первый взгляд в абсолютно простых людях. Следовательно, мы делаем вывод о том, что именно конечное название произведения, делает его по настоящему уникальным и передающим всю суть, заключающуюся в каждой главе романа.

Психологическая характеристика целого поколения

«Герой нашего времени» — роман, призванный дать психологическую характеристику целого поколения середины девятнадцатого века. Главный герой, Печорин, выступает зеркалом, в котором видит свое отражение молодежь того времени.

Автор рисует нам героя одновременно и похожим, и непохожим на остальных. В нем словно борются две личности, два начала. Одно полно эгоизма, себялюбия и корысти; другое борется за справедливость, воспринимает реальность такой, какая она есть. Из-за внутренней борьбы этих противоречий Печорин превращается в корыстного и злобного человека, неспособного на честный поступок, доброты в его сердце совсем не остается. Лермонтов писал о своем романе, что характер и поступки Печорина – это отражение пороков целого поколения. Такими становятся лучшие люди под давлением окружения и внутренних личностных конфликтов.

В чем же заключается опасность душевной и духовной борьбы внутри человека? Автор показывает не самый благополучный исход, повествуя о судьбе героя. Благородный, умный Печорин не справляется со своим эгоизмом, и приносит горе тем, кто его любит. Мало того, даже любовь внутри него не способна победить эту черствость в сердце.

Вывод

Таким образом, названием романа Лермонтов не просто дает характеристику его героя, но и ста­вит проблему, решение которой предоставляет читателям. Неоднозначность названия романа, как и самого характера центрального героя, сразу породи­ла споры и разнообразные оценки, но при этом оно выполнило свою главную задачу: заострило внимание на проблеме личности, отражающей в себе главное содержание своей эпохи, своего поколения.

Кроме того, Печорин является прототипом будущего, которое уже наступает. Люди разучились радоваться простым вещам и все больше увлекаются погоней за мнимым счастьем в удовольствиях, а остановиться, чтобы осмотреться по сторонам и найти действительно важные вещи с каждым днем все труднее. Стоит задуматься о том, как мы проживаем нашу жизнь, ведь главный герой не нашел ни себя, ни своего места в этом мире до самой смерти.


Третий вариант сочинения

Первоначальное название романа – «Один из героев начала века». Оно связано с появившимся незадолго до того романом французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына ве­ка», ставшего очень популярным.

Но, готовя свой роман для печа­ти, Лермонтов изменил название. «Герой нашего времени» – опре­деление более емкое и содержательное, ставшее в дальнейшем определением целого ряда героев русской литературы, ярких пред­ставителей и выразителей самого характерного типа личности оп­ределенной эпохи. Проблема личности – центральная в творчестве Лермонтова. Он долго и мучительно искал героя, который мог бы воплотить в себе черты личности человека его по­коления, «героя времени».

Главная задача романа

«Герой нашего времени» изначально задумывался как сборник отдельных повестей о Печорине. Но получился роман, у которого была главная задача: дать четкий психологический портрет героя того времени. Автор подчеркивает, что он преследовал именно эту цель. Раскрыв сущность одного человека, показать низменность целого поколения.

В середине 19 века власть не позволяла людям отстаивать свое мнение. Любое проявление свободомыслия подавлялось. Народ еще помнил судьбу участников декабрьского восстания. Кого-то казнили, кого-то отправили в ссылку. Никто не желал себе такой судьбы. Этот страх заставлял людей жить покорно и не показывать своего недовольства властью. В итоге в стране появилось много молодых, талантливых людей, которые не могли найти свое место в таких условиях. Таким был и главный герой романа «Герой нашего времени». Имея талант, он не смог найти ему применение. У Печорина очень сложный характер. Он сам признает двойственность своей личности. Одна сторона совершает низкие поступки, другая понимает, что это неправильно и пытается остановить первую. Он вынужден был стать скрытным, злопамятным и жадным. Возможно, он хотел быть другим, но его время не давало ни единого шанса для проявления человечности. Описание характера и поступков Печорина – это отражение всего поколения, его пороки, в полном их развитии. Такими становятся самые лучшие и воспитанные люди под влиянием общественной обстановки. Само время сделало из способной молодежи жалкое поколение, которое не было способно на проявление сострадания и щедрости. Каждый думал только о своих потребностях, не желая дарить добро окружающим.

Смысл названия

Смысл названия романа «Герой нашего времени» исходит из стремления М.Ю. Лермонтова показать типичного представителя своего сословия, олицетворяющего молодую Россию начала девятнадцатого века. Сам писатель неоднократно признавался своим друзьям и знакомым в этом желании, поэтому и предложил столь емкое и оригинальное название. При этом в современном литературоведении существует несколько версий происхождения названия романа и того смысла, который вложил в него автор.

Классическая версия происхождения названия романа

Согласно исследованиям ученых, в частности работам знаменитого лермонтоведа Ираклия Андроникова, автор, создавая свое произведение, опирался на роман французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына века». В то время роман был очень популярным, поэтому его название было у всех на слуху. Произведение Мюссе рассказывало о судьбе молодого человека, который в исповедальной форме признавался в своих пороках, недостатках и рассказывал о событиях своей жизни, которые не могли вызвать уважения у окружающих.

Фактически, этот роман свидетельствовал о закате эпохи романтизма. В центре повествования стояла личность, ее внутренние переживания, однако они были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки. Первоначально Лермонтов хотел назвать свой роман «Один из героев начала века». Но потом, скорее всего, из-за того, что название это показалось ему чрезмерно сухим, он переделал название, обратив его к современникам.

Смысл названия «Герой нашего времени», по мнению литературоведов, заключал суть того вопроса, который автор поставил перед читателями: а насколько они готовы воплотить в своей жизни высокий идеал личности? Не получается ли у них все так, как у Печорина – человека умного, с благородными порывами, но эгоистичного и самолюбивого, не умеющего приносит счастье тем, кто его любит и в кого влюблен он сам. Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, со свойственной этому литературному направлению верой в личность, в чистоту ее помыслов и стремлений.

Другие версии происхождения названия романа и смысла его названия

Смысл заглавия «Герой нашего времени» вызывал многочисленные споры со стороны современников. При этом часть образованной публики того времени категорически не принимала сюжет произведения, считая, что Лермонтов в образе главного героя изобразил все пороки своего времени.

Другие читатели романа произведение полюбили за то, что автор смог передать трагедию своего поколения – трагедию нереализованности и душевной пустоты. К числу последних читателей произведения принадлежал известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Лермонтова глубокую истинность, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человечной психики. Белинский высоко оценил произведение автора, посчитав, что тот отразил в нем душевные терзания всего своего поколения – людей образованный и умных, не лишенных зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающих, чем занять себя, не понимающих законов бытия и не могущих постигнуть смысла своей жизни.

Заключение

Таким образом, существует много версий происхождения названия романа «Герой нашего времени», но все они, в конечном итоге, сводятся к тому, что это название было очень удачным. Именно оно позволило автору отразить не только центральную проблему своего повествования – поиск личности, которая бы смогла стать образцом для подражания своих соотечественников, но и блестяще передать быт, нравы и культуру своего времени.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. «Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы». Издательство «Стрекоза» 2001 год.
  2. «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год.
  3. «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Комментарий». Издательство «Просвещение» 1975 год.
  4. «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.
  5. Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973 г.
  6. Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 г.
  7. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976 г.
  8. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975 г.
  9. Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. Таганрог, 2001 г.
  10. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1964 г.
  11. История русской литературы XVIII – XIX вв./Под ред. Проф. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.-М., 1973 г.
  13. Левин В. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973 г.
  14. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999 г.
  15. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988 г.
  16. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 г.
  17. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М., 1966 г.
  18. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление романтизма в русском романе // Русская литература, 1967, № 4.
  19. Михайлова Е. Проза Лермонтова/ Е. Михайлова, 1957 г.
  20. Нейман Б.В. Философские интересы Лермонтова // Вопросы русской литературы. М., 1968 г.
  21. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964 г.
  22. Усок И.Е. «Герой нашего времени» / И.Е. Усок. – М.: Просвещение, 1986 г.
  23. Усок И.Е. К спорам о художественном методе Лермонтова // История русского романтизма. М., 1973 г.
  24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975 г.
  25. Шагалов А.А. Проза Лермонтова/ А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1985 г.
  26. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.
  27. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 1.6k | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.