Тема дружбы в романе “Герой нашего времени”

сочинение по литературе 9 класса
Произведение: Герой нашего времени Фаталист Рекомендованный объем: 350-450 слов (3-4 страницы в тетради)

Первый вариант сочинения

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман, повествующий о душевных перипетиях главного героя Г.А. Печорина, раскрывающий психологию дружбы и психологию любви героев.

Позиция Печорина

Тема дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»В романе ярко выражена позиция Печорина по отношению к дружбе: «Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого». На протяжении всего романа эти эго слова подтверждаются многочисленными примерами, ситуациями. Печорин так и не нашел человека, которому мог бы всецело доверять.

В романе представлено, по крайней мере, три человека, с которыми мог бы сойтись Печорин: Максим Максимыч – штабс-капитан, доктор Вернер, молодой юнкер Грушницкий.

История взаимоотношений Печорина и Максима Максимыча представлена в первой главе романа. Штабс-капитан – важнейший типаж, являющий собой собирательный образ простого русского человека того времени. Имея с Печориным колоссальную разницу в возрасте, в социальном положении, во взглядах на жизнь, Максим Максимыч не способен понять его, адекватно оценить причины тех или иных его поступков. Он любит его просто как «славного малого».

Григорий Александрович Печорин

История с похищением Бэлы и ее смертью делают Печорина в глазах штабс-капитана героем романтическим, таинственным и непонятным. Встреча с Григорием Александровичем – одно из самых ярких событий в его жизни. Однако, молодой человек, встретившись со стариком после долгой разлуки, лишь небрежно протягивает ему руку. Такое отношение непонятно капитану, он прячет от окружающих слезы обиды.

Почему Печорин так жесток? Возможно, он просто боится стать очередной причиной несчастья своего давнего приятеля? Или воспоминания о Бэле настолько тягостны, что он не хочет слышать даже намека на прошлое? Скорее всего, и то, и другое.

Кроме того, в отношениях Максима Максимыча и Печорина отражена вечная для России тема народа и интеллигенции.

Грушницкий

Молодой юнкер Грушницкий, с которым он встречается на водах в Кисловодске и вовсе считается двойником Печорина. По натуре он весел, немного глуповат, но пытается строить из себя того, кем является Григорий – лишнего человека, одинокого, несчастного, некоего романтического героя.

Грушницкий искренне считает Печорина другом, тогда как Печорин порой откровенно издевается над ним. В конце концов, обострившийся конфликт приводит к дуэли, где Печорин, не раздумывая, убивает приятеля.

Знакомый Печорина доктор Вернер привлекает героя своими циничными суждениями, близкими герою философскими размышлениями. Этот проницательный человек, с высоким интеллектом мог бы стать другом Печорина, однако его нравственная трусость, проявившаяся в истории с дуэлью Грушницкого, сильно оттолкнула Печорина.

Я считаю, что Печорин не стремится добиться чьего-либо расположения, он занимает позицию наблюдателя и сталкивает людей друг с другом ради собственного развлечения, заставляя их любить, страдать и ненавидеть. Его «эксперименты» над людьми приводят к тому, что окружающие начинают его ненавидеть.


Второй вариант сочинения

«Герой нашего времени» – уникальное произведение русского классика М.Ю. Лермонтова, его первый лирико-психологический роман. В нем нет последовательности изложения сюжета, но все повести связаны с Григорием Александровичем Печориным – человеком загадочным и противоречивым. Такие понятия, как любовь и дружба, по большей части для этого героя ничего не значили.

Как он сам считал, настоящей любви или привязанности у человека не могло, и не должно было быть.

Как же складывались у него отношения с людьми, которых он встречал на своем жизненном пути? Каждый новый знакомый или «друг» открывал в Печорине новые и совершенно разные черты.

Отношение Печорина к дружбе

В романе есть три образа, которые позволяют увидеть отношение Печорина к дружбе: Грушницкий, Максим Максимыч и доктор Вернер. На их примере М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что дружба в жизни Печорина просто невозможна. Печорину не нужны были друзья, он не хотел жертвовать чем-то ради другого человека, что предполагает настоящая дружба. Центральный персонаж считал дружбу «трудом утомительным». Печорин понимал, что дружеские взаимоотношения предполагают ответственность перед другим человеком, а для него это означало потерю личной свободы, поэтому он не мог согласиться на дружбу.

В главах «Княжна Мери» и «Бэла» показано, что главный герой был неравнодушен только к собственному существованию, а после прочтения главы «Максим Максимыч» становится понятно, что Печорин был равнодушен даже к собственному существованию, что уже говорить о других людях. Если Печорин не смог обрести друга в лице доктора Вернера или Максима Максимыча, с которыми он был весьма близок, то о возможности дружить в целом – говорить и вовсе не стоит. М.Ю. Лермонтов подчеркивает одиночество Печорина, который является «лишним человеком». Сам Печорин дружить не умеет, но и окружающие его люди тоже не способны к дружбе с ним. После дуэли главный герой чувствовал, что ему необходимо «излить свои мысли в дружеском разговоре». Однако он сразу же задается вопросом: «Но с кем?». Печорин понимает, что дружить ему не с кем.

Дружба с доктором Вернером

Отношения Печорина и доктора Вернера помогают раскрыть образ главного героя. Дружба персонажей доказывает мысль о том, что Печорин обречен на одиночество, даже если встречает на жизненном пути себе подобных.

Печорин и Вернер были людьми, которых не понимало общество, поэтому они оба выделялись среди окружающих. Герои не могли не заметить эту несхожесть с обществом .Это стало причиной, по которой Печорин и Вернер стали тесно общаться, обсуждать незначительные и в то же время философские вопросы. Взаимоотношения Печорина и Вернера построены на схожести их характеров. Оба героя обладают умом и чувством собственного достоинства, у персонажей одинаковое отношение к обществу, к женщинам, к браку. Вернер благодаря схожему характеру является своеобразным двойником Печорина. Он – один из немногих, кому Печорин раскрывает свою душу, историю своей жизни.

Григорий с самой первой встречи нашел в Вернере близкую душу. Но, несмотря на то, что ему было комфортно находиться с Вернером, он не считал его своим другом. В том, как относится Печорин к Вернеру, отражается его позиция к дружбе в целом. Вернер – всего лишь приятель, потому что главный герой, по его же словам, был «неспособен» к дружбе, развивая теорию о том, что один друг всегда является рабом другого. Но не только Печорин не способен к дружбе, она не являлась необходимостью и для самого Вернера. Самолюбивый, равнодушный и эгоистичный характер, присущий обоим героям, не поспособствовал крепкой дружбе Печорина и Вернера.

Презирая общество, Вернер и Печорин сходятся из-за скуки. Они становятся приятелями, потому что другого выбора у героев нет. Печорину и Вернеру интересно друг с другом: они рассуждают между собой и выслушивают мнение, расхожее с общепринятым. Но отношения Печорина и доктора нельзя назвать дружбой, потому что герои не готовы на что-то большее друг для друга. И Печорин, и Вернер – одинокие по природе своей личности. Они не могут существовать даже с такими же умными и образованными людьми, как они сами. Эгоизм Печорина и Вернера не позволил им стать настоящими друзьями. Как говорил главный герой, они были «ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Вернер отличался от Печорина только одним – отношением к жизни. Печорин никогда не жалел о собственных поступках, брал за них ответственность, он был участником своей судьбы. Вернер же был наблюдателем, для которого была важна жизнь и спокойствие.

Дружба с Максимом Максимычем

Дружба между Печориным и Максимом Максимычем была невозможна по нескольким причинам. Главной является, конечно же, непонимание Максимом Максимычем Григория Печорина. Он называет главного героя странным и противоречивым человеком. Максим Максимыч не понимает душевных терзаний Печорина.

В главе «Максим Максимыч» мы снова видим непонимание этого героя: увидел холодность Печорина, он думает, что Григорий забыл о нём. Однако это не так. Внимательный повествователь, сверстник главного героя, замечает в его поведении совсем не то, что видел Максим Максимыч, «принуждённый зевок» Печорина говорит повествователю не о равнодушии и скуке героя, а о настойчивом нежелании общаться. Но почему Печорин не желает общаться с Максимом Максимычем? Это вторая причина, по которой дружба между этими героями невозможна. Григорий ничего не забывает из своего прошлого, а это значит, что он помнит и о Бэле, которую погубил. Таким образом, продолжить дружеские отношения с Максимом Максимычем Печорин не может, потому что их общение будет ему напоминать о тех событиях и мучить его. Кроме того, главный герой не признает дружбы вовсе, поэтому мотив одиночества проходит через все главы произведения – Печорин всегда одинок. Таким образом, проанализировав отношения Печорина с Максимом Максимычем, мы можем сделать вывод о том, что Григорий не смог дружить с штабс-капитаном из-за воспоминаний, разницы поколений и из-за чрезвычайно сложного и неоднозначного характера.

Печорин и Грушницкий. История дружбы-вражды

Встречаются оба героя как старые приятели. В душе они не питают особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из них именно тех черт характера, которые неприемлемы для другого. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен. Он видит Грушницкого насквозь и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком эмоционален и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей, в первую очередь — себя самого. Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе до тех пора, пока княжна Мери не стала камнем преткновения.

Грушницкий не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина — скука — заставляет его влюбить в себя Мери. Все это делается исключительно из желания развлечь себя. Он забавляется чувствами Мери, ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Флирт неинтересен ему, потому что ведет к заранее известному результату, поэтому обольстить княжну Мери для него не составляло труда.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком безвольный и не обладает сильным характером. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватило напористости и уверенности в собственных силах. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление, но слова начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы. Чем больше княжна увлекается Печориным, тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь столкнутся на узкой дороге, начинает сбываться. Дуэль — это развязка отношений двух героев. Печорин убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.


Третий вариант сочинения

«Герой нашего времени» — выдающееся произведение русского классика М.Ю. Лермонтова, которое состоит из отдельных повестей, не имеющих последовательного изложения сюжета. Однако все они рассказывают разные истории, связанные с героем Григорием Александрович Печориным, очень таинственным и загадочным человеком, который вызывает разные чувства: привязанность, сострадание, ненависть и любовь. Кстати, любовь и дружба в жизни Печорина в большинстве своем ничего для него не значили. Он не испытывал теплых и искренних чувств к другим, а может, прятал эти чувства глубоко внутри себя.

Система образов романа «Герой нашего времени»

В центре этого загадочного романа не менее загадочная фигура главного героя. Печорин — это абсолютный центр романа, но это не просто некий определенный персонаж. Печорин является центром романа в своем значении. Все персонажи романа вольно или невольно, так или иначе, зависят от Печорина. При этом они сохраняют свою самостоятельность и полноценность, но все же, как бы оттеняют Печорина, отражают его в зеркале, выявляют в нем какие-то свойства.

Образы Лермонтова играют огромную роль в выполнении сложной художественной задачи. Ни один из героев в романе не выведен «просто так», каждый из них как-либо соотносится с главным персонажем — Печориным. В общении с другими Печорин раскрывает различные черты своего сложного характера, показывая читателю то, что обычно спрятано внутри. Есть в романе персонажи, в некоторой степени «противоположные» главному герою — те, на контрасте с кем выстраивается образ — например, Грушницкий и его окружение. Есть и те, кто герою близок — таков Вернер. Так или иначе, пересекаясь на жизненном пути с кем-либо, Печорин часто все меняет. Дух неизъяснимого разрушения присутствует во всех его действиях, и в итоге Печорин с легкостью, сам того не желая, губит Бэлу, убивает Грушницкого, оскорбляет Максима Максимыча, разрушает привычное течение жизни у скромных контрабандистов Тамани. Странно и страшно то, что ломать чью-то жизнь у Печорина нет никакой необходимости. Зачем он похитил Бэлу? Была ли эта любовь настоящей, всепоглощающей? Нет, и даже сам Печорин всегда понимал — Бэлу он не любит. Но эта девушка была его прихотью — прихотью человека, которому надоели светские женщины.

Намеренно ли обидел Печорин Максима Максимыча? Конечно, нет. Он вёл себя естественно для своего круга, но это было непонятно простому штабс-капитану, старому вояке, выходцу из простого народа. Просто ему и в голову не пришло, что такое обращение очень больно заденет старика. А контрабандистам он помешал всего лишь из любопытства.

Все эти персонажи взаимосвязаны между собой и служат раскрытию образа Печорина. Так, Грушницкий и Вернер — двойники Печорина: один комический, другой трагический. Максим Максимыч — это полная противоположность, представитель века минувшего. А женщины в романе представляют собой совершенно разные характеры и символизируют невозможность счастья для Григория.

Григорий Печорин и доктор Вернер

В главе «Княжна Мери» появляется персонаж, которого позднее часто будут называть двойником Печорина — доктор Вернер. Действительно, эти персонажи очень похожи, именно поэтому они и обратили друг на друга внимание. Каковы были их отношения?

Доктор Вернер был значительно старше Печорина, но разница в возрасте не повлияла на приятельские отношения товарищей. Внешне они не были похожи. Печорин имел привлекательную наружность, крепкое сложение, очень модно одевался, поэтому всегда привлекал внимание дам. Вернер, по словам автора, имел внешность, которая сначала отпугивает, а затем начинает очень притягивать, объяснить это никак нельзя. Положение их в обществе было различным. Печорин — очень богат, а Вернер — беден. Но что же связало этих персонажей?

Их характеры были необычайно похожи. Вернер, как и Печорин, был очень образован, остроумен. Они оба любили женщин, но не хотели жениться. Сблизило их и то, что Вернер был очень общительным, любил говорить, в то время как Печорин обожал слушать людей и наблюдать за ними. Конечно же, Григорий не нашел бы другого такого человека, поэтому стал общаться с Вернером.

Однако друзьями эти герои не стали, так как оба были эгоистами. Они никого никогда не любили, были равнодушны ко всему в мире, кроме себя. И Печорин, и Вернер никогда ничем не жертвовали ради тех, кто был им дорог. Единственное, что волновало их — это собственный комфорт. В их отношениях автор показывает, что два эгоиста не могут стать друзьями. Их дружбе помешало и различие в отношении к жизни. Вернер не имел большой силы воли, храбрости. В своей сущности он был трусливым и боялся ответственности. Печорин, наоборот, отличался мужеством, храбростью, ответственностью. Это видно, прежде всего, в эпизоде дуэли Печорина и Грушницкого, на которой доктор Вернер был секундантом Печорина. Доктор боялся последствий. Ему было страшно, что новость о дуэли дойдет до света, и он потеряет свой статус. Он пытался отменить дуэль и настроить друга на мирные переговоры. Печорин же сохранял твердость и решимость. Для него просто не существовало иной модели поведения. После действия Вернер отправил записку офицеру, где сообщил, что дела урегулированы и попрощался с героем.

Отношения Печорина и доктора Вернера показывают, что нельзя построить дружбу, если не идти на взаимные уступки и не уметь договариваться друг с другом. Два эгоиста никогда не станут друзьями.

Григорий и Максим Максимыч

Максим Максимыч проходил службу в одной из кавказских крепостей. Ему оставалось немного до ухода на заслуженный отдых. Жизнь старого вояки текла своим чередом, тихо и размеренно. Серые будни были развеяны приездом в их места Григория Александровича Печорина. Молодой офицер вызвал в нем симпатию, пробудив в душе отцовские чувства. Ему хотелось опекать и оберегать Печорина от всех бед. С первой минуты знакомства штабс-капитан предложил в разговоре избегать формальностей, называя друг друга по имени. Однако Печорин придерживался другого мнения на этот счет. Он не позволял вольностей в обращении к своему наставнику и был с ним предельно вежлив и тактичен.

Тем не менее, Максим Максимыч всей душой полюбил Григория. Даже не поддающиеся объяснению и логике поступки Печорина добрый старик оправдывал, ссылаясь на молодость и беспечность нового приятеля. Даже смерть Бэлы, где Печорин показал себя черствым и бездушным человеком, не повлияла на его отношение к нему. И спустя пять лет Максим Максимыч ничуть не изменился. Он обрадовался Печорину искренне, по-детски. Однако Григорий остался холоден к нему и не проявил никаких эмоций. Максим Максимыч расстроился до слез. Ему было обидно. В этот момент он понял, что дружбы не было. Он ее придумал, выдавая желаемое за действительное. Слишком они разные люди.

Григорий и Грушницкий

История дружбы началась еще до момента повествования. Печорин и Грушницкий познакомились в действующем отряде и встретились в Пятигорске «старыми приятелями». Вопреки тому, что персонажи были совершенно не похожи друг на друга, они общались и довольно много времени проводили вместе. Тем не менее, несмотря на внешнюю доброжелательность между героями, отношения Печорина и Грушницкого не так просты. С момента встречи с Грушницким Печорин говорит о сущности этого человека, раскрывая все его недостатки. Григорий признается, что Грушницкий не любит его, хотя наружно делает вид, что это не так. Нелюбовь эта связана с тем, что Печорин единственный смог понять настоящий внутренний мир Грушницкого, полного самолюбования и желания признания другими людьми.

Печорин заметил, что также не любит Грушницкого. С самой встречи с ним главный герой понимал, что их общение не приведет ни к чему хорошему. В итоге Печорин начинает ухаживать за княжной Мери, которая была предметом воздыхания Грушницкого. Не любовь к девушке была причиной такого поступка, а желание задеть достоинство самоуверенного в себе Грушницкого. Ему доставляет некое удовольствие то, что Грушницкий ничего не может сделать с чувствами княжны Мери, которая внезапно влюбляется в его друга. Печорин насмехается над Грушницким, наслаждаясь собственным превосходством.

Неприязнь героев друг к другу становится со временем не только внутренней, но и внешней, в результате чего Грушницкий провоцирует Печорина на дуэль. Дуэль становится переломным моментом во взаимоотношениях между мнимыми приятелями, своеобразным итогом внутренней неприязни каждого из них. Она была неотвратимой с самого начала их встречи. Во время поединка Печорин убивает Грушницкого, и  уезжает из Пятигорска.

Дружба в жизни Печорина

Ни с кем из вышеперечисленных героев нельзя связать понятие о дружбе, однако это не означает, что Григорий не понимает или недооценивает ее истинный смысл. Общество обесценило настоящее значение слова «друг»: такое обращение можно услышать от абсолютно равнодушных и малознакомых людей, а иногда и от скрытых врагов. В непростые жизненные периоды, как, например, после дуэли, главный герой очень жаждет кому-то излить душу, разделить с кем-то накопившиеся эмоции. Но неоднократно оступившись, он не позволяет себе привязываться к людям и доверять им. Он равнодушен к себе и своему окружению.

Равнодушие наблюдается не только по отношению к дружбе, но и в любви. Печорин нередко забывает о тех, кого когда-то к себе привязал. Все те, с кем его связывали близкие отношения, так и не стали ему родственными душами.

Список рекомендованной и использованной литературы

  1. «Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы». Издательство «Стрекоза» 2001 год.
  2. «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год.
  3. «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Комментарий». Издательство «Просвещение» 1975 год.
  4. «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.
  5. Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973 г.
  6. Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 г.
  7. Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976 г.
  8. Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975 г.
  9. Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. Таганрог, 2001 г.
  10. Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1964 г.
  11. История русской литературы XVIII – XIX вв./Под ред. Проф. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1991 г.
  12. Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.-М., 1973 г.
  13. Левин В. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973 г.
  14. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999 г.
  15. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988 г.
  16. Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 г.
  17. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М., 1966 г.
  18. Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление романтизма в русском романе // Русская литература, 1967, № 4.
  19. Михайлова Е. Проза Лермонтова/ Е. Михайлова, 1957 г.
  20. Нейман Б.В. Философские интересы Лермонтова // Вопросы русской литературы. М., 1968 г.
  21. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964 г.
  22. Усок И.Е. «Герой нашего времени» / И.Е. Усок. – М.: Просвещение, 1986 г.
  23. Усок И.Е. К спорам о художественном методе Лермонтова // История русского романтизма. М., 1973 г.
  24. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975 г.
  25. Шагалов А.А. Проза Лермонтова/ А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1985 г.
  26. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.
  27. Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.
Даниил Романович | Просмотров: 3.3k

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *