Женские образы в романе “Герой нашего времени” | сочинение по литературе 9 класса

Княжна Мэри
Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии образа главного героя – Григория Печорина. В романе представлено 4 женщины, так или иначе повлиявших на судьбу молодого человека: Бэла, Ундина, княжна Мэри, Вера.
Каждая из них прекрасна по-своему и каждая представляет свой мир.
Бэла
Бэла – шестнадцатилетняя черкешенка, дитя природы. Она способна на глубокие и искренние чувства, она преданна до крайности. Долго приходится Печорину добиваться ее расположения, похитив из родной семьи. Гордостью и достоинством пропитаны ее действия. Даже одарив Григория своей любовью и получив от него в дальнейшем отчуждение и равнодушие, она говорит: «Я – не раба, я – княжеская дочь!». Описания внешности в повести мы не находим. Автор отмечает только ее глаза – способные заглянуть в самую душу. Образ Бэлы призван подчеркнуть равнодушие Печорина и неумение жить. Даже такая искренняя любовь не способна вызвать в нем ответное чувство.
Ундина
Ундина, девушка-контрабандистка, живущая в свободном и романтическом мире риска и опасности, в том мире, о котором Печорин всегда мечтал. Внешность ее действительно напоминает русалку – длинные светлые, развивающиеся на ветру волосы, тонкая талия и глубокие глаза, – все это невероятно притягивает Печорина. Она весела, поет народные напевы, говорит загадками. Однако герой, попытавшись ворваться в ее мир вольности, разрушает его.
Княжна Мэри
Княжна Мэри – молодая дворянка, образованная и начитанная, чуткая и воспитанная. Она ровня с Печориным по социальной принадлежности. Печорин начинает ухаживать за ней, чтобы создать алиби для встреч с другой женщиной – Верой. Выслушав рассказы молодого человека о его нелегкой жизни, Мэри начинает жалеть его, а впоследствии влюбляется. Эта любовь доводит ее до страданий и унижения. История с княжной Мэри отражает жажду Печорина владеть чьей-то душой, и, насладившись ею всласть, бросить где-нибудь на дороге.
Вера
Вера – самый поверхностно выстроенный образ в романе. Мы знаем только, что герои любили друг друга уже давно. При этом Вера замужем и понимает, что они с Григорием вместе быть никогда не смогут. Пожалуй, из всех именно Вера дорога Печорину по-настоящему, так как только она понимала и принимала его таким, какой он есть, прощала ему всю боль, которую он причинял. Главное качество Веры – жертвенность.
Заключение
Женские образы в произведении подчеркивают, насколько одинок Печорин, он не может быть счастлив ни с кем, любовь не является для него идеалом или мечтой. Это чувство способно увлечь его лишь на мгновение, а когда порыв проходит, он без сожаления оставляет тех, кого любил в стороне. В этом, по-моему, и заключается одна из главных трагедий героя.
Список рекомендованной и использованной литературы
- «Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы». Издательство «Стрекоза» 2001 год.
- «М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения». Издательство «Дрофа» 2002 год.
- «Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Комментарий». Издательство «Просвещение» 1975 год.
- «Русская литература. Произведения школьной программы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»». Издательство «Айрис Пресс» 2006 год.
- Альбеткова Р.И. Реализм и романтизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Традиции и новаторство в русской литературе. М., 1973 г.
- Виноградов И. Философский роман Лермонтова: разборы и анализы / И. Виноградов. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991 г.
- Герштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. – М. , 1976 г.
- Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». Л., 1975 г.
- Зотов С.Н. Художественное пространство – мир Лермонтова. Таганрог, 2001 г.
- Иванов С.В. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. М., 1964 г.
- История русской литературы XVIII – XIX вв./Под ред. Проф. Н.Н. Скатова. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Коровин В.И. Роман «герой нашего времени»// Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.-М., 1973 г.
- Левин В. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова. М., 1973 г.
- Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999 г.
- Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Введение в литературоведение. Хрестоматия. М., 1988 г.
- Лукьянова М.В. Печорин и наше время/ М.В. Лукьянова. – М.: Просвещение, 1987 г.
- Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М., 1966 г.
- Маркович В.М. «Герой нашего времени» и становление романтизма в русском романе // Русская литература, 1967, № 4.
- Михайлова Е. Проза Лермонтова/ Е. Михайлова, 1957 г.
- Нейман Б.В. Философские интересы Лермонтова // Вопросы русской литературы. М., 1968 г.
- Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» как явление историко-литературного процесса // М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Воронеж, 1964 г.
- Усок И.Е. «Герой нашего времени» / И.Е. Усок. – М.: Просвещение, 1986 г.
- Усок И.Е. К спорам о художественном методе Лермонтова // История русского романтизма. М., 1973 г.
- Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М., 1975 г.
- Шагалов А.А. Проза Лермонтова/ А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1985 г.
- Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1961 г.
- Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII-первой половины XIX в. – М., 1997 г.