Татьяна Ларина •
главный герой
💡
Татьяна Ларина — наиболее известный женский персонаж отечественной литературы; главная героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна послужила прототипом для огромного количества женских образов, которые в совокупности представляют собой «национальный тип» русской женщины. Татьяна — старшая дочь Прасковьи Лариной. В начале произведения девушке семнадцать лет. Она наделена особой «холодной» красотой, которую сразу же отмечает опытный и повидавший множество красавиц Онегин.
Татьяна свободно владеет французским языком. Судя по всему, в детстве при ней состояла гувернантка-француженка. Любовное послание девушки к Онегину также написано на французском языке. Автор объясняет это тем, что «она по-русски плохо знала». Разумеется, это не означает, что Татьяна не владела родным языком. В первой половине XIX века, как отмечал и сам Пушкин, русский язык использовался в бытовой речи. В разговорах о «высоких материях» дворяне изъяснялись на иностранных языках. У Татьяны подчеркнуто бытовое и простонародное имя, которое в ту эпоху не было распространено среди высшего слоя населения. Тем самым автор как бы «растворяет» героиню среди всего русского народа, делает ее «национальнее».
Холодная красавица Татьяна любит проводить время в одиночестве: «Дика, печальна, молчалива». Она без ума от романов, которые открывают для нее какую-то другую, яркую и насыщенную жизнь. Татьяна живет в полном согласии с деревенской природой: «Как лань лесная». Вынужденный переезд в Москву приводит ее в отчаяние, потому что приходится навсегда проститься с родными лесами и полями. За скромностью и молчаливостью Татьяны скрывается пылкая душа, что нагляднее всего проявляется в письме к Онегину.
Роль героя в произведении
Татьяна — трагический символ одиночества и печали. На протяжении произведения она очень часто изображается сидящей или стоящей в молчании у окна. Татьяне нравится в одиночку «предупреждать зари восход» — типичное поведение романтически настроенной девушки.
Татьяна — противоречивый образ, в котором причудливо переплетаются любовь к иностранным романам и приверженность ко всему русскому. Девушка олицетворяет собой народность. Глазами Татьяны автор смотрит на простой русский народ, деревенскую жизнь, родную природу.
Главная героиня «верила преданьям» и различным приметам. Она охотно принимает участие в крещенских гаданиях и безгранично верит в это. Через сон Татьяны в реалистическое произведение плавно входит русский сказочный фольклор. Сон оказывается пророческим.
Отметив «плохое знание» Татьяной родного языка, автор называет ее в другом месте «русскою душой». Девушка была так воспитана родителями, которые «хранили в жизни мирной привычки милой старины». По мнению Ф. М. Достоевского, Татьяна является олицетворением русского соборно-православного духа, для которого характерно сочетание нравственной силы и смирения.
Одна из основных задач Татьяны в романе — разгадка истинной сущности Онегина («Уж не пародия ли он?»). Это происходит после просмотра главной героиней книг из библиотеки Онегина и, главным образом, оставленных им на полях пометок. Здесь важно отметить духовный и интеллектуальный рост простой провинциальной барышни, которая до этого читала исключительно романы. Любовное страдание делает деревенскую девушку умнее и проницательнее.
Главная роль Татьяны в произведении, естественно, раскрывается через ее любовь к Онегину. Эта любовь — первая и единственная для девушки. Романтически настроенная барышня, наконец-то, дождалась героя своего романа: «Она сказала: это он!». Для Татьяны Онегин стал воплощением всех любимых мужских героев (прежде всего, Грандисона и Ловеласа) из прочитанных книг. Автор отмечает: «Татьяна любит не шутя». Однако, девушка безумно влюблена в «литературного» Онегина, а не в настоящего человека. Татьяна осознает это уже после роковой дуэли и отъезда убийцы Ленского.
Развитие героя по мере сюжета
Из всех героев романа самые значительные изменения (как внешние, так и внутренние) происходят с Татьяной.
Сначала Татьяна предстает самой обычной провинциальной барышней. Она, правда, не в меру задумчива и молчалива, погружена в романтические мечты, но в целом мало чем отличается от таких же деревенских молодых дворянок. Вспыхнувшая при самой первой встрече любовь к Онегину тоже является предсказуемым событием. Татьяна уже давно ждала «героя своего романа».
Переломным становится любовное письмо Татьяны к Онегину. Сам факт вступления в переписку с почти неизвестным мужчиной был немыслим для норм поведения русской барышни начала XIX века. Если бы этом стало известно, последствия для Татьяны были бы самыми печальными. Девушка идет наперекор всем правилам и поступает, как героиня романа.
Огромное значение имеет содержание любовного послания. Одна из главных фраз в этом трогательном письме: «То воля неба: я твоя». Татьяна, опять же вопреки принятым этическим нормам, переходит к Онегину на ты. Она испытывает полное доверие к своему избраннику, нисколько не сомневаясь, что он предназначен ей судьбой.
Онегин как можно деликатнее отвергает любовь Татьяны. Девушка приходит в отчаяние, но, судя по всему, продолжает хранить надежду на счастье. Она все еще считает Онегина настоящим романтическим героем.
Еще одним ударом для Татьяны становится поведение Онегина на именинах, когда он в припадке злобы на Ленского начинает открыто ухаживать за Ольгой. После праздника Татьяна приходит к такой мысли: «Погибну… но гибель от него любезна».
Убийство Онегиным Ленского на дуэли и его поспешный отъезд лишают Татьяну последней надежды. После посещения дома возлюбленного и чтения книг из его библиотеки происходит стремительный духовный рост «наивной девочки». Разгадав сущность Онегина, Татьяна все же продолжает любить его. При этом она подчиняется воле матери и соглашается ехать в Москву «за женихом». Татьяна трогательно прощается с родными местами, как «с давними друзьями»: «Простите, мирные долины». Важна следующая фраза девушки: «Прости ж и ты, моя свобода!». Скромная и молчаливая провинциальная барышня поначалу чувствует себя в Москве очень неловко. Великосветское общество относится с пренебрежением к «дикарке».
Очередное резкое изменение происходит с Татьяной после свадьбы с князем N. Бедная девушка становится богатой и знатной женщиной. Случайно встретившись с Татьяной, Евгений сперва не может ее узнать: «И следов Татьяны прежней не мог Онегин обрести»; «Ужель та самая Татьяна». Перед ним предстает «неприступная богиня», прекрасная и безупречная. Единственное, что сохранилось в этой великосветской львице от прежней простой и наивной девушки — «крещенский холод», которым она окружает себя.
В этом кардинально изменившемся образе Татьяны можно отметить изысканную простоту, зрелое спокойствие и бескомпромиссное постоянство. Татьяна во всем ограничена светскими условностями, «модой самовластной». Она рассказывает об этом Евгению во время их последнего разговора. Татьяна признается бывшему «избраннику», что до сих пор любит его, хотя и называет свою любовь «младенческими мечтами». Она готова променять весь блеск великосветской «постылой» жизни на прежнее «бедное жилище» в провинции, но уже слишком поздно.
Татьяна с горечью признает, что является смирной и покорной рабой монархического общества. Она (как и ее мать и няня) была фактически насильно выдана замуж. Изменить уже ничего нельзя: «Я другому отдана; я буду век ему верна». Возможность беззаконного счастья (измена мужу) Татьяна с твердостью отвергает.
Отношение автора к герою
Татьяна, несомненно, является любимицей автора. Пушкин отождествляет ее со своей музой: «И вот она в саду моем явилась барышней уездной». В романе встречаются такие обращения автора к главной героине: «Татьяна, милая Татьяна!»; «моя душа»; «моя мечтательница милая».
С сочувствием описывая несчастную судьбу Татьяны, Пушкин стремился изобразить в целом бедственное положение русских девушек и женщин. В неоконченной статье, посвященной «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева, он отмечал: «…несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа».
Прототипы героя
Чаще всего высказывается мнение, что Татьяна — это собирательный образ, у которого попросту нет какого-то определенного прототипа. Однако, некоторые версии относительно возможного прообраза главной героини все же существуют. В качестве одного из прототипов Татьяны часто называют Авдотью Сергеевну Норову — соседку по имению П. Я. Чаадаева, в которого она была влюблена. В доказательство этой версии приводится тот факт, что Чаадаев был одним из прототипов Онегина.
В конце романа Пушкин скорбит по поводу безвременной кончины прототипа Татьяны: «А та, с которой образован Татьяны милый идеал… О много, много рок отъял!». Норова умерла до того, как Пушкин закончил произведение.
Е. Е. Синицына в воспоминаниях утверждала, что Пушкин, создавая образ Татьяны, вдохновлялся А. П. Керн. Если принять эту версию, то стоит заметить, что Анна Петровна могла быть прообразом Татьяны, уже вышедшей замуж и ставшей великосветской дамой.
Согласно еще одной точке зрения, в образе главной героини романа отразились черты декабристки Натальи Дмитриевны Фонвизиной. В молодости она также была отвергнута любимым человеком и вышла замуж за генерала против своей воли. Спустя какое-то время в нее безнадежно влюбился прежний «избранник», но Фонвизина решительно отвергла его ухаживания.
Некоторые литературоведы полагают, что Татьяна — это Е. К. Воронцова, одна из возлюбленных Пушкина.
Экранизации
Гениальный роман А. С. Пушкина был экранизирован три раза.
Первая экранизация была осуществлена в 1911 г. В немом черно-белом фильме «Евгений Онегин» роль Татьяны исполнила известная в Российской империи актриса Л. П. Варягина.
В 1958 г. вышел в свет фильм-опера «Евгений Онегин», в котором главную женскую роль сыграла А. В. Шенгелая. За эту работу актриса получила первую премию на Московском кинофестивале в 1959 г. Роль озвучила Г. П. Вишневская.
Наконец, в 1999 г. была снята картина «Онегин» совместного производства США и Великобритании. Образ Татьяны был воплощен на экране американской актрисой Лив Тайлер. Несмотря на многочисленные «киноляпы», неизбежные в зарубежных экранизациях русских произведений, отечественные критики отмечали удачное исполнение роли Тайлер.
Литература
- Андреева Ю. И. Откуда приходят герои любимых книг. — М., 2018.
- Архангельский А. Н. Герои классики. — М., 2018.
- Галкин А. Б. Герои и сюжеты русской литературы. — М., 2012.
- Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. — Л., 1983.
- Набоков В. В. Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». — Спб., 1999.
Сочинения по произведению
- • «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни
- • Анализ романа «Евгений Онегин»
- • Лишний человек Евгений Онегин
- • Образ автора в романе «Евгений Онегин»
- • Образ Владимира Ленского «Евгений Онегин»
- • Образ Онегина в романе «Евгений Онегин»
- • Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»
- • Природа в романе «Евгений Онегин»
- • Тема любви в романе «Евгений Онегин»
- • Характеристика Евгения Онегина как героя
- • Читательский дневник «Евгений Онегин»