Алексей Швабрин

главный герой в произведении "Капитанская дочка"

Алексей Швабрин. Актер В. Шалевич. Х/ф «Капитанская дочка». 1958

Алексей Швабрин – один из главных персонажей повести «Капитанская дочка». Это богатый дворянин, офицер, состоящий на службе в Белогорской крепости. Являясь резко отрицательным героем, он оказывает влияние на судьбы двух главных персонажей – Петра Гринёва и капитанской дочки Маши Мироновой. Прототип Алексея Швабрина – офицер Михаил Шванвич, черты характера которого А.С. Пушкин положил в основу образа своего антигероя.

Описание героя

Происхождение и история Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – выходец из богатой дворянской семьи, имеющей влияние в обществе. Он хорошо образован, знает несколько иностранных языков, обладает незаурядным умом, чувством юмора и смекалкой. С ранних лет он мечтает о военной карьере и начинает свою службу в элитном гвардейском полку. Сначала все идет хорошо, но дальше случается событие, причиной которого становится его неблагоразумие.

Несмотря на то, что дуэли официально запрещены, он дерется с одним поручиком и смертельно ранит его. Об этом становится известно высокому начальству, и Швабрина высылают из полка в Белогорскую крепость, где он, на момент приезда Гринёва, служит уже пять лет. Об этом инциденте Петру в приватной беседе сообщает капитанша Василиса Егоровна: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Внешность и характер

Внешности Швабрина Пушкин уделяет всего несколько слов: «…молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Но живость его мимики не привлекает, а наоборот, производит отталкивающее впечатление. Единственное, что можно назвать у Швабрина привлекательным – это его черные волосы, которые эффектно обрамляют лицо.

У Алексея Швабрина чрезвычайно взрывной характер, который становится причиной многих неприятностей. Из-за горячности в отношении поручика он теряет возможность продолжать службу в элитном полку. Резкость в отношениях с Гринёвым становится сначала причиной дуэли, а затем его перехода в стан Пугачева, что заканчивается для него каторгой.

Особенностями характера Швабрина являются его лживость и подлость. Он очень легко идет на обман и может, не краснея, оклеветать человека. Иногда он делает это с целью заполучить какую-нибудь выгоду,  а нередко – просто от скуки. Поэтому люди стараются избегать общения с этим офицером, – никому не хочется быть понапрасну оклеветанным или обманутым.

Швабрин и Гринёв

Приезд Гринёва в Белогорскую крепость немного оживил ее вялотекущую повседневность. Служащих здесь было относительно мало, поэтому волей-неволей Петру пришлось поддерживать общение со Швабриным: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный Пётр Андреевич сразу же расположил к себе всех обитателей гарнизона, в том числе и капитанскую дочку Машу Миронову. Влюбленный в нее Швабрин был вне себя от ревности и вызвал соперника на дуэль. Он не сомневался в ее исходе, так как видел, что Пётр еще очень юн и неопытен в обращении со шпагой. Но в процесс вмешалась случайность: Гринёва отвлек крик Савельича, а Швабрин не смог упустить такого момента и исподтишка нанес противнику ранение. Рана не угрожала жизни Петра, но вызвала в крепости немалый переполох.

Видя, что от соперника не так просто избавиться, Швабрин замышляет коварство. Он отправляет письмо родителям Гринёва, где подробно описывает произошедшее событие. Его расчет направлен на то, что старый Гринёв тут же заберет сына со службы и откроет ему, таким образом, путь к Маше. Но и здесь его ожидает неудача. Петр остается служить, а Швабрин, затаившись, ждет удобного момента.

Уже через некоторое время ему предоставляется возможность отомстить Гринёву. Скоро должен начаться суд над участниками восстания, в число которых входит и Алексей Швабрин. Он оговаривает Гринёва, подозревая его в измене и связи с бунтовщиком Пугачевым. Петру грозит каторга, но и здесь Швабрин проигрывает. Он плохо знает Машу, которая, добившись приема императрицы, делает все для освобождения своего жениха.

Швабрин и Маша Миронова

Когда Швабрин прибыл в Белогорскую крепость, он тут же заприметил дочку капитана Миронова. Маша не была красавицей, но влюбчивой натуре Швабрина было достаточно того, что она была просто приятной, миловидной девушкой. Постепенно Швабрин начал проявлять в отношении нее упорство, граничащее с настойчивостью. Он был уверен в положительном исходе дела: если Маша так и не проявит к нему интерес, то родители смогут убедить ее сделать правильный выбор. Ведь Швабрин – богатый аристократ, а Мироновы – почти нищие с огромной проблемой в виде дочки-бесприданницы.

Вряд ли Швабрин способен на большое и глубокое чувство. Его ухаживания – это скорее игра в кошки-мышки, развлечение от скуки. Маша хорошо понимает это и старается как можно реже сталкиваться с Алексеем. Но это еще больше заводит Швабрина, а появление в крепости Гринёва накаляет отношения сторон до предела. Маша отдает предпочтение Гринёву, а Швабрин, снедаемый ревностью, постоянно ищет способы для отмщения. Но его попытки ни к чему не приводят, а лишь еще больше отталкивают девушку. После падения крепости Швабрин держит Машу в заточении на полуголодном положении. Он рассчитывает таким образом сломить ее волю и добиться желаемого, но Маша спасается, а Швабрин продолжает строить новые планы для мести.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина в стан врага на первый взгляд лишен логики: для него, богатого дворянина, поддержка сброда, из которого состоит войско Пугачева, – абсолютно абсурдное и рискованное мероприятие. Первая мысль, которая приходит в голову – это банальный страх за жизнь. Видя, что происходит в крепости, и как жестоко расправляются бунтовщики с непокорными, Швабрин присягает Пугачеву.

Он всеми силами изображает из себя преданного повстанца и даже меняет внешний облик: теперь он подстрижен на казачий манер и одет в казацкую одежду. Через некоторое время он настолько вживается в новую роль, что в нем уже невозможно опознать аристократа. Вероятнее всего, такое поведение было лишь хорошо спланированной игрой и преследовало две цели – назначение комендантом крепости и все та же месть Гринёву. Не особенно доверял Швабрину и Пугачев. Он не любил предателей, а Алексей именно таким и являлся. Поэтому он не верил в его искренность, но, несмотря на это, все же назначил его комендантом. Скорее всего, на принятие этого решения повлиял военный опыт Швабрина.

Роль героя в произведении

Сейчас уже невозможно представить себе «Капитанскую дочку» без этого отрицательного героя. Его присутствие делает произведение захватывающим и интригующим. Главные герои настолько полярны друг другу, что рассматривать их по отдельности не имеет смысла. Но так как данная статья посвящена антигерою, то на его образе необходимо остановиться подробнее.

Швабрин – это тот фон, на который проецируются поступки остальных персонажей. Пушкин специально пользуется противопоставлением, чтобы еще ярче обозначить важность таких человеческих качеств, как мораль и добропорядочность. Единственное, что связывает главных героев – это любовь к Маше. Но Гринёв справедливо становится обладателем того, чего Швабрину получить так и не удается – любовь капитанской дочки. Это обстоятельство становится причиной ряда гнусных поступков: клевета на Машу, дуэль и подлый удар шпагой, предательство и присяга Пугачеву. В этом смысле образ Швабрина – это сконцентрированное воплощение всего отрицательного – подлости, бесчестия, жестокости, коварства и предательства.

Развитие героя по мере сюжета

Справедливым будет утверждение, что Швабрин практически не эволюционирует на протяжении всего повествования ни в одну, ни в другую сторону. Он не превращается из плохого героя в хорошего, не раскаивается, его не терзают угрызения совести. На момент его появления в повести он отбывает наказание в крепости за уже совершенное злодеяние. В нем изначально присутствуют все черты, присущие негодяям. Даже после неудавшихся планов его не оставляет чувство мести Гринёву. Но в итоге его личность разрушается, происходит ее опустошение и полная утрата человеческого достоинства.

Все события, происходящие с ним, отражаются на его внешности. После захвата повстанцами крепости, он отпускает бороду, меняет прическу и переодевается в казачью одежду. После ареста властями его черные волосы становятся седыми, а борода выглядит, как свалявшийся волосяной ком. «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

Отношение автора к герою

Со стороны Пушкина прослеживается резко отрицательное отношение к данному персонажу. На это указывает и то, что он называет своего героя исключительно по фамилии, но иногда обходится даже без нее, оставляя лишь инициалы. Но автор не обделил Швабрина и положительными чертами. В повести говорится о его находчивости, остром уме и хорошем образовании. О судьбе Швабрина остается только догадываться, так как Пушкин не пишет ничего определенного. Вероятнее всего, он был казнен или приговорен к пожизненному каторжному заключению.

Прототипы

Человека, с которого писался образ Швабрина, звали Михаил Александрович Шванвич. Он также был русским офицером и за буйное поведение был сослан в гарнизон. Как и Швабрин, он сдался Пугачеву и признал в нем нового императора. Был назначен атаманом солдатского полка, а затем секретарем «Военной коллегии восставших».

Экранизации героя

Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!

На роль Швабрина режиссер пригласил будущего актера, тогда еще студента четвертого курса, Вячеслава Анатольевича Шалевича. Его партнерами по фильму стали такие известные мастера, как О. Стриженов, С. Лукьянов, И. Арепина. Эта роль стала дебютом начинающего актера, после выхода «Капитанской дочки» он стал получать многочисленные предложения от режиссеров разных киностудий страны.

Следуя режиссерскому видению и авторской концепции, Шалевичу предстояло сыграть человека, олицетворяющего зло в чистом виде. Таким образ Швабрина был расписан и в сценарии. Но молодому актеру удалось создать не просто отрицательный персонаж, а незаурядного человека, ставшего жертвой своих беспринципных и неблаговидных поступков. Швабрин Шалевича – это страстная личность, ведущая свою азартную игру на фоне кровавого пугачевского бунта. На кону в этой игре стоит жизнь самого игрока, а ожидаемый приз – обладание Машей Мироновой. Такая трактовка логично объясняет поведение героя, который, оклеветав Гринёва, не затрагивает честное имя капитанской дочки. Шалевич показал, что Швабрин, достигнув самого дна духовного падения, сумел сохранить крупицы благородства и, тем самым, заслужить неожиданное сочувствие.

Литература

  1. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. — Л.: Просвещение, 1977.
  2. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1978
  3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. — Л.: Худ. Литература, 1977
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Н. Черняев. «Капитанская дочка» Пушкина. Историко-критический этюд

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 566 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *