Пётр Гринёв. Актер О. Стриженов. Х/ф «Капитанская дочка». 1958

Пётр Андреевич Гринёв – главный герой повести «Капитанская дочка», русский офицер, состоящий на службе в Белогорской крепости. От его лица автор ведет свое повествование. В ходе сюжета прослеживается становление персонажа. Из избалованного и изнеженного барчука Гринёв превращается в смелого, ответственного, преданного родине человека. Большую роль в его судьбе играет предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев. Прототипом героя стал русский офицер Иван Башарин, принимавший участие в подавлении пугачевского бунта.

Биография

Знакомство с Петром Гринёвым происходит, когда ему всего лишь шестнадцать лет. Родился он в родовом поместье Гринёвых в Симбирской губернии. У его родителей, Андрея Петровича и Авдотьи Васильевны, до него было девять детей, но все они умерли в младенческом возрасте. Поэтому они души не чаяли в своем единственном сыне Петруше. Окруженный родительской любовью, Петя был озорным, немного избалованным мальчиком. Сам он так вспоминал о своем детстве: «Я жил недорослем, гонял голубей, играл в чехарду с дворовыми мальчишками».

Когда Петруше исполнилось пять лет, отец назначил ему воспитателя – своего бывшего стремянного Савельича. Он давно жил в усадьбе Гриневых и Андрей Петрович мог ему доверить воспитание единственного сына. Он научил мальчика грамоте, познакомил с породами собак и лошадей, привил любовь к русскому фольклору. Через некоторое время Пете выписали из Москвы гувернера-француза, который оказался парикмахером. Кроме того, он был большим любителем выпить, поэтому обязанности свои исполнял из рук вон плохо. В итоге Пётр так и не получил должного домашнего образования. Он был обучен лишь элементарной грамоте, но зато «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».

Гринёв с родителями. Иллюстрация А. Иткина

Пушкин не конкретизирует внешность молодого Гринёва, он делает акцент лишь на одежде. В сцене отъезда на службу на нем был заячий тулуп, а поверх него – лисья шуба. По приезде в крепость он одевается в офицерский мундир и камзол.

С детства отец старался привить Петруше военные навыки. Повзрослев, юноша уже представлял себе, как будет служить в Петербурге, но Андрей Петрович думал иначе. Несмотря на то, что Пётр еще до рождения был зачислен в Семеновский полк, он решил, что его сын обязательно должен нюхнуть пороха, поэтому договорился о его назначении в Оренбургскую губернию.

Петра огорчило решение отца, а мать перед предстоящей разлукой день и ночь проливала слезы. Однако, перечить старому Гринёву никто не решался. Показательна сцена, где отец дает сыну наставления перед отъездом. Среди них звучит: «Береги честь смолоду». Оно указывает на то, что Андрей Петрович превыше всего ставит дворянскую честь. Его сын полностью разделяет его убеждения. Так, Пётр с верным Савельичем выдвигаются в путь. Старый слуга – для присмотра за «дитятей» и в качестве стремянного, а молодой Гринёв – навстречу серьезным испытания и своей любви.

Буран

По дороге к месту назначения герои попали в ужасную метель. Буран разыгрался такой, что не было видно ничего вокруг, в том числе и дороги. На их счастье они встретили мужика, который проводил их до постоялого двора. В благодарность за это Гринёв подарил ему заячий тулуп. Он еще не знал, что

Наказ отца Петруше. Иллюстрация А. Бенуа

делает подарок самому Пугачёву. Как не знал и того, что будущий бунтарь никогда не забудет ему этот добрый жест. Очень важное и символическое значение имеет сон, который приснился Гринёву, и в котором содержится прямое указание на роль Пугачёва в его судьбе.

Сон Петра Гринёва

Петру приснилось, что он вернулся домой: «…матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,– говорит она мне,– отец болен при смерти и желает с тобою проститься». – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» – «Всё равно, Петрушка,– отвечала мне матушка,– это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…» Но Гринев отказывается исполнить просьбу матушки. – «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойди! под мое благословение…» Сон Петра – это предсказание, каким нелегким окажется его путь.

Честь и долг

Отношение Гринёва к чести Пушкин продемонстрировал в сцене знакомства героя с Зуриным, который, будучи авантюристом, выиграл у наивного юноши сто рублей. Савельич  умолял Петрушу не выплачивать долг, так как нес ответственность за каждую копейку бюджета. Но Гринёв не желал никаких послаблений. Он был уверен, что на кон поставлена его честь, поэтому отдал Зурину деньги. В этом прослеживается верность вековым дворянским традициям. Пётр, как и его отец – человек слова и чести. Зурин же впоследствии стал хорошим товарищем Петруше и также сыграл определенную роль в его судьбе.

Гринёв и Пугачев

Формирование характера Петра хорошо прослеживается на примере его отношений с Пугачёвым. Первая встреча на постоялом дворе показала, что Гринёв – это чуткий, благородный человек, не побоявшийся довериться встречному мужику и готовый отблагодарить его за помощь. Здесь же читатель узнает о пророческом сне, который увидел герой. Этот сон предрекает тесную связь жизни Гринёва с мятежником и то, насколько будет зависеть его судьба от воли этого человека.

Следующая встреча происходит уже не с безымянным мужиком, а предводителем крестьянского восстания. Отказавшийся присягнуть ему Пётр, готов разделить участь своих сослуживцев и ожидает смерти на эшафоте. Но Савельич буквально на коленях вымаливает прощение для своего барина. Пугачев милостиво отпускает Петра, но даже и в этот момент Гринёв отказывается приложиться к руке мятежника. Стойкость молодого офицера, не пожелавшего предать свою честь, очень ярко обрисована в этом эпизоде.

Гринёв и Пугачёв. Иллюстрация С. Герасимова

Очередная встреча произошла в станице, куда заехал Гринёв, отправляясь спасать Машу из заточения. Рассказ Петра о том, что Швабрин обижает сироту, возмутил Пугачева. Такое поведение было не принято среди его людей, и он вызвался помочь Петру. Здесь снова следует вспомнить про вещий сон: волею случая Пугачев вновь оказывается вершителем судьбы и счастья Гринева.

Через взаимоотношения этих героев прослеживается неоднозначность характера Гринёва. Не помышляя о предательстве императрицы, он не может не испытывать чувство благодарности к этому мятежнику. С позиции дворянина и патриота Пётр не принимает «правду жизни» Пугачёва, но его притягивает эта сильная и не лишенная благородства, личность. Гринёв видит в нем не только злодея, но и обыкновенного человека.

Гринев и Швабрин

Отношения между этими двумя героями-антагонистами Пушкин выстраивает на противопоставлении. Честному и благородному Гринёву оппонирует бесчестный и коварный Швабрин. Они оба влюблены в Машу Миронову, но клевета Швабрина становится источником главного конфликта. Несмотря на запрет дуэлей, Гринёву важно защитить честь девушки, ради этого он готов пожертвовать жизнью. Особенно низким выглядит донос Швабрина Андрею Петровичу после того, как Пётр искренне простил ему свое ранение на дуэли.

Враждебность между героями достигает предела, когда Швабрин переходит в отряд Пугачева. Гринёв испытывает истинное отвращение к изменнику присяге, переметнувшемуся в стан врага. Подлость Швабрина еще больше раскрывается в его грязном поступке – доносе на Гринёва. Это становится причиной его ареста и грозит судом и каторгой.  Но Пётр и здесь не изменяет своему сильному характеру и стойкости. Он с достоинством переживает эту ситуацию и выходит из нее победителем. В этом ему помогает Маша, просившая за него перед императрицей, которая, во всем разобравшись, реабилитирует Гринёва.

Роль героя в произведении

Пушкин показал в лице своего героя русского офицера второй половины восемнадцатого столетия. Такие типажи были очень характерны для России того времени. Автор нисколько не приукрашивает Гринёва, он не заставляет его совершать безумные поступки и демонстрировать чудеса отваги и бесстрашия. Напротив, сюжет повести строится таким образом, что Пётр всегда преодолевает трудности с помощью какого-либо персонажа. Несмотря на его мужество и патриотизм, он как будто играет роль пассивного участника событий. Ему на помощь приходят то Савельич, то Пугачёв, то его возлюбленная Маша.

Гринёв и Маша. Иллюстрация С. Герасимова

В этом смысле не лишним будет вспомнить, что Гринёв, по сути, самый обычный, ничем не выдающийся молодой человек, волею судьбы оказавшийся вовлеченным в гущу трагических событий. Тем не менее, этот герой с честью выполнил предназначение, отведенное ему Пушкиным. Потому что одной из ключевых задач Александра Сергеевича  было показать, что именно судьбы обычных людей и составляют основу исторических процессов.

Развитие героя по мере сюжета

Эволюция образа Гринёва переживает несколько существенных моментов. В первую очередь, это взвешенное решение Андрея Петровича об отправке сына в отдаленную крепость Оренбургской губернии. Затем, влияние на саму эпоху и на людей исторического события – крестьянского бунта под предводительством Пугачёва. Ведь истинные черты характера проявляются у человека только в сложных и драматических ситуациях. В данном случае под влиянием череды событий происходит превращение беззаботного недоросля в настоящего офицера-патриота.

В каждой последующей главе повести автор демонстрирует, как меняется и крепнет характер молодого Гринёва. В этой трансформации не последняя роль принадлежит людям, с которыми взаимодействует герой. Такие персонажи, как супруги Мироновы с одной стороны, и Пугачёв со Швабриным – с другой, любовь к Маше, грозные события мятежа, страшные картины казней, которыми он сопровождался, предстоящий суд и возможная каторга – все это не могло не отразиться на впечатлительной натуре молодого человека. За два года Гринёв пережил столько событий, сколько порой не выпадает человеку за всю жизнь.

Демонстрируя постепенное становление Гринёва, Пушкин одновременно создает русский национальный характер, для которого типичны такие качества, как доброта, верность присяге, благородство и честность. Только после всех испытаний герой становится таким, каким видит его читатель в финале повествования.

Отношение автора к герою

Пушкин представляет Гринёва в образе положительного героя, и сам проявляет к этому персонажу явную симпатию. Он наделяет его такими чертами, как доброта, благородство, честность, готовность пожертвовать собой ради любимой, умение общаться с людьми из разных сословий. Перед читателем возникает образ живого человека со своими достоинствами, но и не лишенный недостатков. Такой подход к портрету главного героя делает его исключительно правдоподобным.

Арест Гринёва. Иллюстрация Д. Шмаринова

Автор много внимания уделяет любви Гринёва к Маше Мироновой. Он показывает, что чувства его, в отличие от Швабрина, настоящие и возвышенные, достойные подражания. Пушкин создает для Гринёва такие ситуации, которые становятся поучительными. К примеру, если бы Петр так искренне не отблагодарил Пугачёва при их первой встрече, то неизвестно, как бы в дальнейшем повел себя жестокий бунтовщик. Возможно, не удалось бы дожить до финала повести ни главному герою, ни его невесте Маше Мироновой. Гринёва на протяжении всей повести преследует везение, и это также говорит о хорошем отношении к нему автора. Пушкин словно бы помогает ему и выручает, казалось бы, из самых безнадежных ситуаций.

Прототипы

Сначала, по замыслу Пушкина, главным героем должен был стать молодой офицер-дворянин, который, предав присягу, перешел на сторону Пугачева. Его прототипом мог стать подпоручик Михаил Шванвич. Но затем Пушкин остановился на кандидатуре другого офицера – Ивана Башарина. Во время бунта он был взят в плен, но смог избежать казни. Иван присягнул Пугачёву и был назначен командиром, но через некоторое время сбежал и снова стал служить в гвардии. Пушкин не очень хорошо знал детали биографии этого человека, поэтому присвоил своему герою дворянское происхождение.

Во время работы над повестью Пушкин посещал места, по которым прокатилось пугачевское восстание. Во время этих поездок он нашел еще одну биографию, которая его заинтересовала. Это был офицер, состоящий на службе у Пугачёва, Валуев. Пушкин несколько раз менял фамилию центрального персонажа и в итоге остановился на Гринёве. Упоминание о нем он нашел в документах той эпохи. В одном из правительственных сообщений эта фамилия стояла в ряду с теми, кто находился на подозрении в измене, но «по следствию оказались невинными» и были освобождены.

Экранизации героя

Образ Петра Гринева не раз находил воплощение на экране. Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!

Выбор режиссера на исполнение роли Гринёва пал на замечательного актера Олега Александровича Стриженова. Ему уже довелось вкусить зрительского признания после таких фильмов, как «Овод» и «Сорок первый», где  он исключительно точно передал сложный внутренний мир своих героев. Участие же в «Капитанской дочке» стало его очередным успехом. Актер проявил настолько бережное отношение к литературному персонажу, что стал самым идеальным Петрушей Гринёвым.

Этой роли он отдал себя без остатка, проявив все свои физические и эмоциональные возможности. Весь его актерский талант был направлен на одно – предстать перед зрителем истинно пушкинским Петром Гринёвым. Образ, который он создал, невозможно переиграть, как и невозможно представить себе другого актера в этой роли. Его Гринёв – это образец благородства и изысканности, тот самый герой, которого читатель знает и любит, благодаря гениальному Пушкину.

Литература

  1. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. — Л.: Просвещение, 1977.
  2. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1978
  3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. — Л.: Худ. Литература, 1977
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Н. Черняев. «Капитанская дочка» Пушкина. Историко-критический этюд

Сочинения по произведению

Герои произведения

Андрей Карлович Р.
Авдотья Васильевна Гринёва
Андрей Петрович Гринёв
Иван Иванович Зурин
Иван Игнатьевич
Архип Савельич
Василиса Егоровна Миронова
Иван Кузьмич Миронов
Емельян Пугачёв
Маша Миронова
Алексей Швабрин
Текст: Ирина Зарицкая, 15.9k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии