Емельян Пугачёв

главный герой в произведении "Капитанская дочка"

Емельян Пугачев. Актер С. Лукьянов. Х/ф «Капитанская дочка». 1958

Емельян Пугачев – один из главных героев повести «Капитанская дочка». За основу этого образа взята одноименная историческая личность – донской казак, возглавивший народное восстание 1773-1774 годов. Традиционно Пугачев считается жестоким и кровавым разбойником, на совести которого множество загубленных жизней. Однако в повести А.С. Пушкин раскрывает и другие грани этого сложного образа, такие как великодушие, умение помнить добро, честность.

Описание героя

Первое знакомство

Молодой Гринёв со своим слугой Савельичем направляются в Оренбург. По дороге они попадают в страшный буран и сбиваются с дороги. Среди метели они различают фигуру путника (никто из них еще не знает, что это Пугачев), который сопровождает их к постоялому двору. Эта глава символично называется «Вожатый», потому что этому человеку предстоит сыграть роль своеобразного проводника в жизни Петруши. В благодарность за спасение Пётр дарит ему заячий тулуп.

Поражает самообладание, которое сохраняет Пугачев, оказавшийся ночью в буранной степи: «Дорога-то здесь, – произносит он, – я стою на твердой полосе, да что толку?.. Вишь, какая погода… Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет, да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам». Эта уверенность закономерно передается юному Гринёву. Ведь Пугачев на самом деле был поразительно стойким и бесстрашным человеком, способным внушить доверие и подчинить своему влиянию практически любого. В обстановке зимней стужи с метелью, где жизни путников угрожала реальная опасность, это хладнокровие проводника вселяло покой и уверенность. Его отвага во многом объяснялась его казацким происхождением, привычкой преодолевать любые трудности, его находчивостью.

Пугачев обладал способностью определять путь по звездам, каким-то особенным чутьем улавливать запах дыма и по дуновению ветра находить жилье. Все эти качества Гринёв сразу подметил в своем проводнике, а его советы помогли ему избежать рокового финала.

Внешность

Возраст Пугачева приблизительно около сорока лет. Темные волосы подстрижены кружком, в длинной бороде поблескивают серебряные волоски проседи. В его больших глазах можно увидеть затаившуюся плутовскую искринку. Во время разговора именно глаза выдают переполняющие его эмоции: сожаление, усмешку или полное самодовольство. Кисти рук большие, рабочие, как у человека физического труда. Пугачев худощав, несмотря на широкие плечи. Когда Пётр дарит ему заячью шубу, Савельич сокрушается, что она не налезет на его огромные «плечища». В общении с людьми Пугачев держится спокойно и размеренно. В целом этот человек производит приятное впечатление.

Черты характера, поведение, речь

Пугачев был совсем неграмотным, ни читать, ни писать он не умел. На пропуске Петру Гринёву он вместо подписи поставил витиеватые «каракульки». Видимо, стесняясь свое необразованности, он всегда звал оберсекретаря, когда ему нужно было прочесть какие-нибудь документы. Речь у него простая, мужицко-народная, без сложных конструкций и оборотов.  Он знает бесчисленное множество пословиц и поговорок и умело вставляет их в разговор, и еще он – непревзойденный рассказчик старинных преданий и легенд.

В Белогорской крепости Пугачев появляется одетым в дорогую и нарядную одежду. «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями надвинута на его сверкающие глаза». Предводитель крестьян, который печется об их защите от угнетателей-помещиков, сам не брезгует легкой наживой, деньгами, любит принарядиться и хотя бы временно почувствовать себя барином. Еще одной чертой Пугачева является гордость. Рассказывая притчу об орле и вороне, он делает заключение: лучше один раз напиться свежей крови и умереть, чем жить триста лет и питаться падалью.

Отношение Пугачева к людям

Пугачев ненавидит власти и считает врагами тех, в ком видит угнетателей народа. В отношении таких людей проявляется жестокость и беспощадность его натуры. Не милует он и тех, кто не желает признавать в нем государя. В результате неподчинения ему как царю он отправляет на смерть Ивана Кузьмича, коменданта крепости и его верного друга Ивана Игнатьевича. Его бандиты зверски расправляются с Василисой Егоровной и еще многими обитателями Белогорской крепости.

По сути, Пугачев был бунтарем-одиночкой, в своем окружении он не видел по-настоящему преданных ему людей. Поэтому он и полагался в основном на русский «авось». Он глубоко сомневался, что ему удастся дойти до Москвы, потому что знал, что его войско – это бывшие воры и разбойники, которые при первом же поражении «выкупят его шеей свои головы». Но ему ничего не оставалось, как продолжать двигаться вперед, так как он понимал, что каяться уже поздно. Осознавал он и то, что ему не удастся продолжительное время одурачивать власти, поэтому ясно понимал, что впереди его ожидает неотвратимое наказание за все его злодеяния.

Взрывной и своенравный Пугачев, который в минуты гнева наводил ужас одним своим взглядом, мог быть великодушным и человечным к тем, кто относился к нему искренне и с доверием. В этом смысле показателен пример его благодарного отношения к Гринёву. Он не забыл ни про заячий тулупчик, ни про чарку, которую предложил ему молодой Пётр на постоялом дворе. За это он впоследствии перед самой казнью пощадил Гринёва, затем отпустил его из плена, выручил его возлюбленную Машу и совсем не злился на Савельича, прилюдно называющего его злодеем.

Примечательно, что Пугачев, буквально спасший Гринёва и Савельича во время бурана, принимает заячий полушубок не как знак благодарности за спасение, а как щедрый подарок, который как бы обязывает его самого к благодарности. Об этом говорят его слова, обращенные к Гринёву: «Век не забуду ваших милостей». Он и не забывает о своем обещании: три раза испытывает судьбу молодой Гринев, и все три раза Пугачев его милует. Даже после того, как в приватном разговоре Гринёв окончательно отказывается присягнуть ему, Пугачев произносит: «Так и быть, казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». Так проявляется широкая душа Пугачева, которой чужды мелочность и мстительность.

Роль героя в произведении

Через образ Пугачева А.С. Пушкин воссоздал всю правду жизни в ее реалиях. Самого героя он описал таким, каким он и был в действительности, Пугачев словно прожил вторую жизнь на страницах его повести. Яркий образ этого героя в «Капитанской дочке» выписан в строгом соответствии с историческим образом Пугачева, с сопутствующими явлениями 18 века, с бытовыми особенностями тех краев, где зародилась пугачевщина. Несмотря на то, что Пугачев олицетворял собой бунт «бессмысленный и беспощадный», Пушкин оградил его образ от неверных толкований и лжи. Из легенды, сотканной из кровавых злодеяний этого человека, ему удалось вычленить чисто народные и узнаваемые черты лихого и плутоватого казака-бродяги, а также человеческую благодарность и благородство.

Развитие героя по мере сюжета

Пугачев появляется в повести в виде неизвестного путника, ставшего впоследствии источником грандиозного бедствия. Именно этому герою отводится роль того, кто разделил жизнь Белогорской крепости на «до» и «после». Если в начале повествования он представляет собой нечто не совсем понятное, то от главы к главе его образ заполняет собой весь сюжет произведения.

Показательны и изменения, которые происходят с этим персонажем за короткий отрезок времени. Из простого плутоватого и смекалистого мужичка он превращается в жестокого и неумолимого человека, который готов сражаться ради той цели, которую он перед собой поставил. У него есть вера в то, за что он борется, и эта вера передается народу, который считает его героем. Он до последнего уверен в том, что народу под силу одержать победу над правительством, и в этом случае его ждет счастливая и свободная жизнь.

Уже с середины произведения Пугачев начинает осознавать, что он не кто иной, как самозванец. Он сталкивается лицом к лицу с обреченностью и живет лишь призрачной надеждой на будущее. Пушкин ведет читателя вслед за бунтарем, который пока еще одерживает победу за победой и подводит к прощальной сцене с ним уже на эшафоте. Автор шаг за шагом приближает этот финал и, несмотря на триумфальное шествие своего героя, намеками обозначает неизбежность его трагического конца. Он необыкновенно ярко передает чисто христианское состояние Пугачева перед самой казнью в его обращении к народу и в его поклонах московским соборам. В последних словах орла, который жаждал напиться свежей крови, была просьба о прощении: «Прости, народ православный; отпусти, в чем я согрубил пред тобою… прости, народ православный!»

Отношение автора к герою

В образе Пугачева Пушкину удалось воплотить те черты русского человека, которые он ценил больше всего: мудрость, широту души, силу, отвагу. Симпатизируя своему герою, автор описывает его, как обладателя противоречивого характера, в котором положительное соседствует с темной и дурной сторонами его души. Он непредвзято относится к Пугачеву, отметая политические и сословные предрассудки. У него нет цели обелить эту личность, смыть с нее кровь невинных жертв, но под этим кроется восхищение ее дерзкой отвагой и благородными поступками. Пушкину удалось так глубоко заглянуть в душу этого разбойника, что под внешностью злодея ему открылись и русское добродушие, и веселость, и благородство.

Прототипы

Прототипом героя стала историческая личность – Емельян Иванович Пугачев, бунтовщик, казак, предводитель крестьянской войны. Он родился в 1742 году в станице Зимовейская-на-Дону. С детства он отличался харизматичным характером, дерзостью и лидерскими качествами. Вместе с тем, он был очень трудолюбивым, честным и отзывчивым молодым человеком.

В восемнадцать лет он был призван на службу, а в девятнадцать – стал мужем красавицы Софьи Недюжевой. С 1756 года участвовал в семилетней войне, затем в Польском походе, с 1768 года по 1774 гг. принимал участие в русско-турецкой войне, был назначен хорунжим. Все эти события во многом определили дальнейшую судьбу Емельяна. В 1773 году он организовал войско из яицких казаков, к которому стали быстро присоединяться сначала уральские, затем донские казаки, а потом и местное население, простые крестьяне, недовольные правительством. Так началось огромное по своим масштабам восстание, которое охватило обширные территории Российской империи. В 1774 году оно было подавлено, а его предводитель в 1775 году казнен на Болотной площади.

Экранизации героя

Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств.

На роль Пугачева режиссер пригласил народного артиста РСФСР Сергея Владимировича Лукьянова, который на тот момент служил во МХАТе. Именно в этом актере Каплуновский смог рассмотреть человека, способного передать весь трагизм такой неоднозначной исторической личности как Пугачев. Он не ошибся в своем выборе. При просмотре картины зритель верит каждому слову, каждому движению экранного героя, настолько убедительным оказался актер в этой роли, настолько тонко он смог передать все нюансы этой сложной натуры. Его Пугачёв – это явление, потрясение, а сам фильм «Капитанская дочка» очень изысканный и истинно пушкинский.

Герой за пределами произведения

Память о «мужицком» предводителе Емельяне Пугачеве увековечена во многих республиках бывшего Советского Союза. В городах России, Казахстана и Украины есть улицы Пугачева. В казахстанском Уральске функционирует Дом-музей Емельяна Пугачева,  который представляет собой произведение искусства 18 века, именно в этом доме в 1774 году Пугачев венчался со своей женой. Подобные музеи существуют в Оренбурге и Пермском крае. Улицы и площади, названные именем Пугачева есть в Астрахани, Владимире, Вологде, Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Херсоне, Чернигове, Талды-Кургане, Севастополе, Томске и многих других городах СНГ.

Памятники Емельяну Пугачеву установлены в Саранске, Моздоке, Черном Яру, в Оренбургской области. Существует даже Дуб Емельяна Пугачева в Волжском районе Республики Марий Эл. Согласно легенде, после поражения под Казанью в 1774 году Пугачев с вершины кроны этого дуба смотрел на горящую Казань. О Пугачеве и его восстании написаны сотни книг, снимаются документальные и художественные фильмы, созданы десятки художественных полотен. В 1973 году в СССР была выпущена почтовая марка с портретом Пугачева, посвященная 200-летию Крестьянской войны 1773–1775 годов.

Литература
  1. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. — Л.: Просвещение, 1977.
  2. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1978
  3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. — Л.: Худ. Литература, 1977
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Н. Черняев. «Капитанская дочка» Пушкина. Историко-критический этюд
  7. Комаровская А.И. О некоторых возможностях анализа образа Пугачева// Пушкин в школе: Сборник статей. — М.: Просвещение, 1974.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 45 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *