Маша Миронова. Актриса Ия Арепина. Х/ф «Капитанская дочка». 1958

Маша Миронова – ключевой женский образ повести «Капитанская дочка». Эта скромная, милая девушка – единственная дочь коменданта крепости капитана Миронова и его жены Василисы. На ее долю выпадает множество испытаний, под влиянием которых меняется ее характер. Но одно в ней остается неизменным – доброта, верность, жертвенность и бесконечная женственность. Прообразом Маши стала Марья Васильевна Борисова, дочь дворянина Василия Григорьевича Борисова. Пушкин встретил эту девушку во время рождественского бала 1829 года. Некоторые черты ее характера легли в основу образа Марьи Ивановны Мироновой.

Внешность, характеристика личности

В облике Маши нет ничего эффектного и броского, того, что сразу приковывает взгляд и производит впечатление. Скорее наоборот, она обладает средней, типовой, чисто славянской внешностью – круглое румяное лицо, светло-русая коса: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Вместе с тем, она необыкновенно мила, особенно поражает ее нежный, почти ангельский голос. Перед теми, кто узнаёт ее ближе, раскрывается ее духовная красота и богатство внутреннего мира. В этом заключена та притягательная сила, которая исходит от этой обыкновенной на первый взгляд девушки.

Маша представляет собой воплощение женственности. Ее чуткое сердце и впечатлительная натура остро реагируют на любую обиду. Грубоватое замечание Василисы Егоровны: «Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою» доводит ее до слез.

Маша и раненый Пётр. Иллюстрация А. Иткина

Этим она отличается от своей матери. В ней отсутствует то бабье мужество, которое присуще Василисе Егоровне. Когда начинается осада Белогорской крепости, звуки стрельбы и пушечных выстрелов вызывают у Маши обморочное состояние. Расправа Пугачева над ее родителями заканчивается для нее нервной горячкой. При одном взгляде на Пугачева (убийцу ее родителей) она лишается чувств. Любое волнение вызывает у нее слезы, голос ее срывается и начинает дрожать, в такие моменты Гринёва накрывает волна особенной нежности к этой слабой, впечатлительной девушке и острое желание быть ее защитником.

В то же время, в определенных ситуациях Маша способна проявить твердую волю. Примером служит ее отказ выйти замуж за Швабрина, хотя такое предложение для бедной девушки было более чем выгодным. Однако она решительно отвергает его ухаживания и подарки, так как врожденная проницательность позволяет ей увидеть в этом человеке его низкую и подлую натуру. Даже полюбив всем сердцем Гринёва, Маша не может переступить через моральные устои и не соглашается выйти за него без благословения его родителей.

Семья

Малой Родиной Маши была Белогорская крепость. Там прошло ее детство, там же она вступила в пору юности. За всю свою жизнь она никогда не покидала ее пределы, ее ближайшее окружение – это родители, Иван Игнатьевич и семья отца Герасима. В свое время она овладела русской грамотой, и с тех пор ее книгами были Священное писание и молитвенник, ничего другого она не читала. Все ее дни проходили в хлопотах по хозяйству и занятиях рукоделием, то есть в том, чем и должна заниматься девушка из семьи с патриархальным укладом.

Кадр из фильма «Капитанская дочка». 1958

«Они не могли ей дать светского лоска и блестящего воспитания, да они и не горевали о том; зато они окружили ее атмосферой честной бедности и несложных, но возвышенных и твердых взглядов на жизнь и людей, что имело на Марью Ивановну самое благотворное влияние». Девушка жила теми же идеалами, которые  составляли основу жизни ее родителей, унаследовав от них самые лучшие черты. Слова проповедей, которые она слышала в Белогорской церкви, навсегда определили ее мировоззрение и сделали ее истинной христианкой. Родители же закрепили в ней это настроение, прививая ей те добрые и вечные истины, на которых вовеки держалась святая Русь.

Потеря родителей

Смерть родителей стала для Маши страшным ударом, но не поколебала ее стойкость. В этом она оказалась похожей на свою мать. Даже в заточении, куда ее силой поместил присягнувший Пугачеву Швабрин, она продолжала стоять на своем, отказываясь выйти за него замуж. Божьим даром она посчитала свое освобождение Петром Гринёвым. Его родители, к которым она приехала, приняли сироту, как родную дочь. «Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту». Они полюбили ее за кротость характера и верность их сыну. Свою преданность Петру она доказала после его ареста по подозрению в пособничестве Пугачеву. Отбросив все страхи, она поехала в Петербург, надеясь получить аудиенцию у царицы. «Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность».

Маша и Швабрин

Любовь Швабрина к Маше не вызывала у нее ответного чувства. Девушка насквозь видела подлую сущность Алексея и не испытывала к нему ничего, кроме отвращения. Осознав, что заполучить Марью Ивановну законным путем ему не удастся, он заключил ее под стражу, надеясь, что заточение сломит

Освобождение Маши. Иллюстрация А. Иткина

ее волю. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Однако даже в таких невыносимых условиях Маша не изменила своего решения.

Отношения Маши и Гринева

Совсем по-иному складывались отношения Маши с Гринёвым. Сначала девушка не произвела на него особого впечатления. Она казалась ему самой обыкновенной, скромной, немного забитой. Василиса Егоровна называла ее трусихой, а Швабрин и вовсе хотел выставить Машу в его глазах легкодоступной и легкомысленной дурочкой. Но для Петра Андреевича было важным самому составить представление о человеке, поэтому он не поверил Швабрину. Общаясь с девушкой, он понял, что в ней нет ничего от того образа, который пытался представить ему Швабрин. Постепенно между молодыми людьми возникла взаимная симпатия, превратившаяся вскоре в настоящее глубокое чувство.

Еще больше укрепила чувства молодых влюбленных дуэль, после которой Пётр сделал девушке предложение. Но в письме, которое Гринёв получил от отца, был отказ в благословении этого брака. Петра очень огорчило это известие, Маша же приняла его покорно, решив, что сам Бог препятствует их союзу, а идти против его воли ей не представлялось возможным.

Несмотря на несогласие родителей, молодые продолжали встречаться. После смерти супругов Мироновых у Маши остался только один близкий человек – Пётр. С риском для жизни он вызволил Машу из заточения Швабрина, за что тот оклеветал его, представив предателем императрицы. Только благодаря Маше, Гринев избежал решения суда. Ее любовь оказалась настолько сильной, что она решилась на немыслимый для себя поступок – прошение за Петра перед императрицей. Ей удалось так расположить к себе государыню, что та не только простила ее жениха, но и написала письмо старому Гринёву, в котором сообщала, что с его сына сняты все обвинения.

Роль героя в произведении

А.С. Пушкин сумел создать образ, ставший примером для многих девушек и женщин. Маша – образец настоящей, верной подруги, которая может преодолеть любые испытания ради любимого мужчины. В ее характере органично переплетаются бесконечная мягкость и женственность с силой воли и твердостью. Несмотря на врожденную доброту и скромность, эта девушка способна отстоять не только свою честь, но и честь возлюбленного. Она готова принести в жертву свою любовь ради того, чтобы Пётр женился на девушке, которую одобрят его родители, потому что в первую очередь хочет счастья не для себя, а для любимого.

Кадр из фильма «Капитанская дочка». 1958

Маша оказала необыкновенно сильное влияние на Гринёва. Во многом благодаря ей, Пётр из юного барчука превратился в смелого и решительного взрослого мужчину, способного нести ответственность не только за себя, но и за других. Ему по-настоящему повезло встретить в жизни такой идеал, каким была Марья Ивановна Миронова.

Развитие героя по мере сюжета

В первое знакомство с героиней перед читателем предстает застенчивая девушка, фактически бесприданница, и это положение еще больше смущает ее. Постепенно истинный характер Маши раскрывается. Оказывается, что она не только умеет горячо и самоотверженно любить, но и способна постоять за свои принципы. Испытание любовью, которому подвергает ее автор, она выдерживает с честью. Своего благополучия она достигает не сразу, перед этим ей приходится выдержать множество ударов судьбы: ранение Петра на дуэли, запрет его родителей на брак с ней, домогательства Швабрина, гибель любимых родителей. Пугачевский бунт, который так внезапно ворвался в тихую жизнь Белогорской крепости, вопреки всему не разъединил сердца двух влюбленных, а наоборот, только укрепил их любовь.

Для героини равнозначны понятия долг и верность. В этом она очень похожа на своего отца – тихого и спокойного человека, который в критический момент своей жизни проявил верность офицерскому долгу и императрице. Скромная и робкая Маша тоже никогда не помышляла о подвигах, но когда на кону оказалась ее честь, она была готова скорее умереть, чем поступиться своей совестью. От испытания к испытанию эта девушка становится только сильнее, и к концу повествования читатель видит перед собой вполне зрелую и сильную личность.

Отношение автора к герою

Маша Миронова – один из самых любимых образов Александра Сергеевича, женский идеал, сотворенный им же самим. Та теплота, с которой он описывает семью капитана Миронова, говорит о том, что его героиня могла появиться только у таких родителей – хранящих патриархальные ценности, по-христианскому добрых и благородных людей. Эту чистосердечную и высокоморальную девушку он награждает простым русским именем Маша, которое так соответствует ее естественности. В ней нет ничего выдающегося и оригинального, она просто милая девушка. Но в ее облике сквозит какая-то неповторимая гармония возвышенности и привлекательности, словно она рождена для того, чтобы нести в этот мир свет и любовь.

Маша у императрицы. Иллюстрация А. Иткина

Пушкин намеренно подвергает героиню испытаниям и страданиям, потому что уверен, что она выдержит всё, раскрыв перед читателем дополнительные, самые лучшие качества души. В награду за это он дарит ей заслуженное счастье в виде прекрасной и вечной любви.

Прототипы

Существует официальная версия, что прототипом Маши Мироновой стала Мария Васильевна Борисова. Отец ее был помещиком в Тверской губернии, но рано умер. Поэтому его дочь воспитывал Павел Иванович Вульф – владелец села Павловское Старицкого уезда Тверской губернии. По воспоминаниям, Борисова «была очень красива, имела выразительные глаза и черные волосы. Воспитана она была просто». После знакомства с ней в 1829 году Пушкин так описывал ее в письме к своему другу А. Вульфу: «При сей верной оказии доношу вам, что Марья Васильевна есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море, и что я намерен на днях в нее влюбиться». В общении она была простая и наивная, но Пушкина восхищали ее честность, гордость и твердость характера. Все эти качества и легли в основу образа Марьи Ивановны Мироновой.

Экранизации героя

Существует шесть экранизаций этой повести А.С. Пушкина, в том числе и итальянским режиссером Марио Камерини. В фильме «Русский бунт» режиссера Александра Прошкина (1999 год) также присутствует тема «Капитанской дочки». Самой удачной и наиболее приближенной к сюжету является экранизация 1958 года режиссера Владимира Каплуновского. Фильм снят в традициях качественного советского кино и, несмотря на то, что лента черно-белая, это не умаляет ее достоинств. На кинофестивале в Локарно (Швейцария) этот фильм был награжден главным призом как самый сенсационный фильм!

В поисках актрисы для главной роли режиссер остановил свой выбор на Ие Алексеевне Арепиной. К тому моменту зрители уже знали ее по фильмам «Большая семья», «Илья Муромец», «Борец и клоун». Каплуновский увидел в ней настоящую пушкинскую героиню – деликатную и очаровательную, покоряющую своей чистотой и светлостью. Роль в «Капитанской дочке» стала самой звездной для молодой актрисы, сыгравшей в этом фильме вместе с уже известными Олегом Стриженовым и Вячеславом Шалевичем. После выхода фильма героиней Арепиной восхищался весь мир, ее Маша Миронова и сейчас продолжает оставаться одним из лучших классических образов советского кино.

Арепина смогла передать всю чистоту своей героини в сочетании с необыкновенным обаянием. Маша в ее исполнении словно сошла со страниц пушкинской повести, чтобы влюбить в себя зрителя. Вместе со Стриженовым они представляли великолепный дуэт, полностью передающий дух пушкинской эпохи. Ия Алексеевна до конца жизни гордилась этой ролью и с достоинством называла себя единственной русской «капитанской дочкой».

Литература

  1. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. — Л.: Просвещение, 1977.
  2. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение, 1978
  3. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. — Л.: Худ. Литература, 1977
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Н. Черняев. «Капитанская дочка» Пушкина. Историко-критический этюд

Сочинения по произведению

Герои произведения

Андрей Карлович Р.
Авдотья Васильевна Гринёва
Андрей Петрович Гринёв
Иван Иванович Зурин
Иван Игнатьевич
Архип Савельич
Василиса Егоровна Миронова
Иван Кузьмич Миронов
Емельян Пугачёв
Алексей Швабрин
Пётр Гринёв
Текст: Ирина Зарицкая, 11.3k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии