Анна Одинцова

второстепенный герой в произведении "Отцы и Дети"

Анна Сергеевна – важный второстепенный персонаж романа «Отцы и дети». С образом Одинцовой связана дополнительная сюжетная линия – отношения между мужчиной и женщиной. Это позволяет автору провести Базарова через испытание любовью и полнее раскрыть его многосложный характер. Литературоведы считают, что прототипом Анны Одинцовой была певица Полина Виардо. Также этот образ мог быть связан с украинской писательницей Марией Маркович.

Описание героя

Наталья Данилова в роли Анны Одинцовой. Х/ф «Отцы и дети», 1983

Анна Одинцова – по происхождению знатная аристократка. Семья ее разорилась по вине азартного отца, промотавшего в карты все свое состояние. Он умер, оставив двум дочерям крохотные сбережения, которые почти сразу закончились. Мать девочек умерла еще раньше, поэтому на плечи двадцатилетней Анны легла ответственность за двенадцатилетнюю сестру Катю. Она обучила ее всему, чем должна обладать девушка из высшего света – поведению, манерам, умению поддерживать светские беседы. Но ее авторитарность угнетала юную Катю, она чувствовала себя некомфортно и подавленно в обществе старшей сестры.

Вскоре один очень богатый, но уже немолодой человек по фамилии Одинцов сделал Анне предложение, и она его приняла. Это был брак по расчету, и мужа она не любила, более того, он был ей отвратителен. Через некоторое время Анна овдовела. Супруг «умирая, упрочил за ней все свое состояние. Анна Сергеевна около года после его смерти не выезжала из деревни; потом отправилась вместе с сестрой за границу, но побывала только в Германии».

На момент появления в романе «Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год». Она – владелица богатого имения «Никольское», где проживает вместе с сестрой. Внешне это очень привлекательная женщина высокого роста, с хорошей фигурой и роскошными темными волосами. Глаза же, напротив, у Анны светлые, «спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». «Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист». Несмотря на это, она выглядит очень эффектно, вызывая интерес у мужчин и зависть у женщин. Гардероб ее тщательно подобран и отличается изысканностью каждой детали. «Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий».

От остальных женщин Одинцову отличает нелюбовь к светским тусовкам. Вместо них Анна предпочитает чтение, оно является частью ее постоянного саморазвития, изучения всего нового. «Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком». Разносторонняя образованность позволяет ей поддерживать беседы практически на любые темы. Однако Одинцова редко принимает участие в разговорах а, тем более, в спорах, при всей ее начитанности она немногословна, больше любит слушать и молчать. «У вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение», – говорит ей Базаров.

Самостоятельный опыт преодоления трудностей, которые выпали на ее долю, добавил к ее характеру такие черты, как  свобода и независимость. По словам Кати, «над ней никто долго взять верх не может… Она очень горда, она очень дорожит своею независимостью». Несмотря на отсутствие мужа, ее имение содержится в идеальном порядке, благодаря ее рационализму и грамотным распоряжениям. Это в одной из бесед отмечает Базаров: «я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается».

Несмотря на молодой возраст, Анна считает себя старухой, возможно, этим объясняется полное отсутствие у нее темперамента, того, что так отличает молодежь от старшего поколения. Ей больше по душе размеренная и предсказуемая жизнь. Ради собственного покоя она может пожертвовать всем, включая любовные отношения: «спокойствие все-таки лучше всего на свете». Несмотря на внешнюю холодность («по лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления»), она очень приветливо общается с окружающими людьми. В обществе ее воспринимают, как милую и доброжелательную женщину, лишенную каких-либо недостатков.

Слабостью Одинцовой является ее любовь к роскоши и комфорту: «она унаследовала от отца частицу его наклонности к роскоши». Эти два критерия составляют главную ценность ее жизни. Ко всему остальному она остается совершенно равнодушной: «Катя обожала природу, Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров».

Анна Сергеевна не терпит ни малейшего беспорядка, поэтому в ее доме царит идеальная чистота, каждая вещь имеет свое место, а все события происходят по строго определенному времени. «Этому отчасти способствовал порядок, который она завела у себя в доме и в жизни. Она строго его придерживалась и заставляла других ему покоряться. Все в течение дня совершалось в известную пору», «все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных». «Базарову не нравилась эта размеренная, несколько торжественная правильность ежедневной жизни: «как по рельсам катишься».

Была ли в жизни Анны Сергеевны настоящая любовь? Скорее «нет», чем «да»: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего то, сама не зная, чего именно». Ей не довелось испытать ни сердечных мук, ни страсти, которые случаются в жизни каждой молодой женщины. Даже ее симпатии удостаивался далеко не каждый мужчина. Отвергнув Аркадия, которого она совсем не рассматривала в качестве возлюбленного, она вдруг, неожиданно для себя, проявила интерес к человеку, который ни в чем не подходил под стандарты привычного ей общества. Все больше сближаясь с Базаровым, Анна, которой всегда руководил разум, а не сердце, начинает испытывать смятение. Ее пугает, что вместе с симпатией ее захватывает такое незнакомое для нее чувство, как страсть.

Когда на самом пике отношений Базаров признается ей в своих чувствах, Анна не торопится с ответом. Ее страх перед переменами одерживает верх, и она решает пустить ситуацию на самотек, что и приводит к коллапсу в их отношениях. Одинцову тянет к Евгению, но ее не устраивает его положение в обществе. Она понимает, что связь с ним может положить конец тому непоколебимому балансу в ее жизни, которого она так добивалась и которым дорожила больше всего на свете. Она не готова расстаться со своим привычным комфортом и благополучием ради любви простого человека, каким для нее был Базаров.

После разрыва с Евгением Одинцова остается в Никольском, а он возвращается к родителям. Тургенев не описывает состояние Анны Сергеевны после расставания с Базаровым. Можно лишь предположить, что она не страдала, так как сама была инициатором их разрыва. Ни Базаров, ни Одинцова не искали встреч друг с другом. Их последнее свидание состоялось по воле трагического случая, у кровати умирающего Евгения. Ее приезд стал последним желанием в его жизни и она, несмотря на свою холодность и прагматичность, не отказала ему в этой просьбе. По сути, она облегчила ему последние часы его страданий.

Смерть Базарова оставила след в душе Одинцовой, но она быстро оправилась и стала жить прежней жизнью. «Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…»

Роль героя в произведении

Анна Одинцова представляет в романе тот тип женщин, которые не способны делать счастливыми других людей. Несмотря на внешнюю красоту, образованность и ум, они лишены самого главного – умения любить и быть любимыми. Такова героиня романа И.С. Тургенева. Даже отношения с родной сестрой не складываются у нее из-за ее авторитарности, принципиальности и гордости. Весь ее образ – холодный и эгоистичный, не притягивает, а только отталкивает от себя.

Не научилась Одинцова по-настоящему ни любить, ни ощущать кипение жизни и красоту природы, поэтому ее удел – одиночество, о чем говорит сама ее фамилия. Когда она поняла, какую бурю чувств вызвала у Базарова, она испугалась и отреклась от него, не понимая, что отрекается от самой жизни. Его попытка пробудить ее возымела обратное действие – в итоге это она пробудила Базарова. Когда он влюбился, ему открылась та самая истина, которую он всегда отрицал. Он понял, что на свете, помимо экспериментов, теорий и фактов есть что-то большее, что скрывалось под маской его нигилизма. В отличие от Евгения, Анна Сергеевна так и осталась в своем нигилистическом мире, потому что отсутствие душевного тепла, сострадания, отрицание любви и нежности, самой жизни – это и есть тот же нигилизм. В этом смысле героиня вызывает не столько осуждение, сколько сочувствие.

Литература
  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
  2. Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. М.-Русская литература, 1999
  3. Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982
  4. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997

Ирина Зарицкая | Просмотров: 286 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *