👀 121 |

Аркадий Кирсанов

Аркадий Кирсанов – один из главных персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ни в одном источнике никому не удалось найти реального прототипа, с которого писался этот литературный герой. Его образ можно рассматривать, как некий сплав характеров и взглядов молодых представителей дворянской интеллигенции второй половины 19 века.

Описание героя

Владимир Конкин в роли Аркадия. Х/ф «Отцы и дети», 1983

Аркадию Кирсанову 23 года «…недаром же мне и минул двадцать третий год…». Это молодой человек, только что окончивший университет, сын помещика Николая Петровича Кирсанова. Тургенев не дает подробного описания внешности этого героя. Известно лишь, что у него «загорелая кожа», он «не носит бороду», «у него звонкий юношеский голос».  Аркадий – друг нигилиста Базарова, с которым он приезжает в имение отца, представляя его словами: «Это некто Базаров, мой приятель». Он – потомственный дворянин, и этот факт иногда вызывает раздражение у Базарова, относящегося к дворянам с презрением: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может…»

Аркадий немного стесняется своего молодого возраста, поэтому старается казаться взрослее, чем есть на самом деле. Это выражается в его манерах, речи и поведении: «Он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком», «Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

Молодой Кирсанов производит впечатление человека с хорошим характером, позитивного и жизнерадостного: «Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца». Он достаточно умен, чем производит приятное впечатление на Анну Одинцову: «Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен». К своеобразной черте характера Аркадия можно отнести его леность. По сравнению с Базаровым, который после окончания университета вплотную занялся наукой, Аркадий не знает чему себя посвятить. Впереди у него нет определенного жизненного плана, и он не ставит перед собой никаких целей: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал», «Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь».

Несмотря на дружбу с циничным Базаровым, Аркадий остается робким, мягким и стеснительным молодым человеком: «Аркадий ощущал на сердце некоторую робость», «Он робел и терялся, когда оставался с ней наедине». Его целомудренная натура противится тому, как Базаров рассуждает о женском теле, считая, что эта тема должна быть под запретом и не выноситься на всеобщее обсуждение: «Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже». Несмотря на это, Аркадий продолжает боготворить Базарова, подражая ему в поведении, которое Павел Петрович считает развязным. Под влиянием Базарова формируется и негативное отношение Аркадия к тем ценностям, которые составляют основу жизни старших Кирсановых.

Аркадий вынужден скрывать эмоции, которые переполняют его в некоторых ситуациях, из-за того, что он боится насмешек Базарова. Стараясь во всем соответствовать истинному нигилисту, он вынужденно подавляет в себе чувства радости, огорчения, восторга: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство». По этой же причине Аркадий старается казаться равнодушным по отношению к природе, хотя в душе очень любит ее и способен восхищаться ею, но, опять таки не в присутствии Базарова. Он любит, ценит и понимает классическую музыку, что говорит о его всестороннем развитии: о своей любви к Моцарту он признается в беседе с Катей.

Аркадий искренне любит отца и не видит ничего предосудительного в том, что он, будучи дворянином, связал свою жизнь с простолюдинкой Фенечкой. Поддержка его выражается в том, что он радуется появлению у него маленького брата и в совете отцу жениться на Фенечке: «Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор», – говорит он Николаю Петровичу.

Внутренние противоречия Аркадия проявляются в его отношениях с Базаровым. Несмотря на то, что он очень предан этой дружбе и дорожит ею («Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой»), в душе ему совершенно чужды те нигилистические идеи, которые проповедует его старший товарищ. Об этом же говорит и Павел Петрович, который уверен, что Базаров попросту заморочил Аркадию голову: «Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек!», «Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот».

Безответная любовь к Одинцовой, которая считала, что Кирсанов слишком молод для нее,  ввергает Аркадия в уныние: «Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию». В присутствии этой женщины он превращается в робкого юнца, не способного поддержать беседу: «Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод». Но, благодаря этому унынию, происходит его сближение с Катей, в которую он по-настоящему влюбляется через какое-то время.

Любовные переживания обоих героев – Аркадия и Евгения становятся началом отдаления их друг от друга. Дружба их слабеет, а вскоре и вовсе прекращается: «Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться». Именно любовь к Кате отрезвляет Аркадия, он начинает задумываться об отказе от идей нигилизма, понимая, что идеалы, которым служит Базаров, на самом деле чужды ему, а его предназначение состоит вовсе не в отрицании и разрушении всего и вся.

Настоящий Аркадий предстает перед читателем после женитьбы на Кате. В нем просыпается дух хозяйственника, последователя своего отца. Все свое время он уделяет имению, проводит необходимые реформы: «Небогатый край этот… нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы». В этом он видит свое призвание. Он женат, любим и любит сам и, наконец-то понимает, что в этом и заключается настоящее счастье.

Роль героя в произведении

Автор в своем романе обозначил для Аркадия довольно интересную роль, «поместив» этот персонаж между бунтарем Базаровым и консерватором Павлом Петровичем. Такая позиция более четко обозначает различия между двумя идейными врагами. Благодаря Аркадию, действие романа оживает, оно динамично по сравнению с тем, если бы в повествовании присутствовали одни диалоги Базарова с Павлом Петровичем.

Молодой Кирсанов играет в романе роль подражателя Базарову. Но его увлечение идеями нигилизма основывается на его неопытности, в силу которой он поддался этому модному течению. В душе же он совершенно другой человек. Этим автор, возможно, хотел показать, что люди со слабым, мягким характером часто становятся жертвой более сильных личностей, не имея достаточно сил для сопротивления им и их убеждениям.

Развитие героя по мере сюжета

В начале романа Аркадий предстает перед читателем не просто другом Базарова, но и его учеником, разделяющим его взгляды. Пока еще не понимая, под какое сильное влияние он попал, Аркадий боготворит Евгения и очень высоко ценит дружбу с этим человеком. Он открыто признает в себе нигилиста и ведет себя, сообразно правилам этого течения, в котором его привлекают свобода, раскрепощенное поведение, отказ от традиционных ценностей, непризнание авторитетов и т.д.

По мере развития событий Аркадий начинает понимать, что его путь – это дорога в никуда, тупик, проще говоря, – ошибка молодости, житейской неопытности и слабоволия. Да, он оказывается слабым по сравнению с целеустремленным и сильным Базаровым, но он готов смириться с этим ради своего благополучия и дальнейшей спокойной жизни. Постепенно он отдаляется от своего кумира и сближается с отцом, понимая, что его судьба – это продолжение дела Николая Петровича.

В последних главах романа Аркадий окончательно выходит из тени своего старшего товарища, влияние Базарова на него становится все слабее и заканчивается совсем. Оба героя понимают, что их пути больше никогда не пересекутся, каждый из них сам становится творцом своей жизни. Аркадий оказывается во враждебном Базарову лагере «отцов», и это обстоятельство разводит их навсегда. При последней встрече Аркадий прощает Базарову все грубые слова и упреки, высказанные Евгением в его адрес за все время их общения.

Отношение автора к герою

Как в отношении Базарова, так и другого своего персонажа – Аркадия, Тургенев занимает относительно отстраненную позицию, предлагая читателю самому составить представление о герое и сделать определенные выводы в отношении его личности. Он не делает резких выпадов и не осуждает напрямую поведение ни одного из них. Тем не менее, авторские характеристики как бы намекают на более определенную позицию Тургенева в отношении Аркадия. Писатель представляет его неиспорченным молодым человеком со светлой душой, образованным, скромным и хорошо воспитанным. Его утонченная натура проявляется в любви к природе и музыке.

Создавая образ Аркадия, И.С. Тургенев ставил своей задачей показать тот тип дворянской интеллигентной молодежи, представители которой не способны на серьезные поступки и дела, несмотря на свои порывы и увлечения. Среди них нет лидеров, способных покорить и повести за собой, так как они слабовольны и нерешительны. Первое более менее серьезное испытание становится для них непреодолимым препятствием, которое возвращает их на путь спокойной жизни без бурь и потрясений. Для таких людей, как Аркадий личное благополучие всегда будет оставаться в приоритете.

Экранизации героя

В разных экранизациях романа роль Аркадия Кирсанова исполняли такие актеры, как Юрий Васильев, Андрей Фомин, Александр Ратников и другие. В постановке 1958 года режиссеры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская пригласили на роль Аркадия начинающего, подающего большие надежды актера Эдуарда Евгеньевича Марцевича (1936-2013), который блестяще справился с этой ролью. Она стала его первой большой работой в кино. Молодой Кирсанов в исполнении Марцевича получился очень романтичным и чувственным героем, обожающим отца и уважающим семейные традиции.

В 1983 году вышла очередная экранизация «Отцов и детей» в постановке режиссера Вячеслава Никонова. В образе Аркадия Кирсанова он видел только одного артиста – Владимира Алексеевича Конкина. На тот момент это был уже известный актер, подаривший зрителям великолепные образы Павла Корчагина и Владимира Шарапова. Но, Владимир Алексеевич очень хотел сыграть Базарова, поэтому режиссеру пришлось долго его уговаривать. В итоге Никонов пообещал Конкину задействовать в фильме всю его семью, что и было сделано: жене и сыновьям Конкина достались хотя и не главные, но заметные эпизодические роли.

Его Кирсанов получился необыкновенно ярким и колоритным персонажем. Актер превосходно сжился с ролью увлеченного левыми идеями  барчука, который вступает в конфликт со своим отцом. В начале фильма Конкин очень натурально представил свою мировоззренческую зависимость от Базарова, говоря его, но чужими для себя, фразами. В конце фильма актер естественно показал, как Аркадий из нигилиста превращается в обычного барина, и начинает вести традиционный и привычный для Кирсановых образ жизни.

Литература
  1. Тимофеева В. В. Русская литература №4, 1968
  2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. М., Флинта, 2011
  3. Русская литература. Историко-литературный журнал. № 4, 1985. Изд-во Академии Наук СССР, 1985
  4. Русская литература ХIХ века. 1850–1870 : учеб. Пособие под ред. Джанумова С.А., Кременцова Л.П.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.

Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF |

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *