Берлиоз | второстепенный герой в произведении "Мастер и Маргарита"

высокая должность женат/замужем жертва преступления жизнь в достатке известность при жизни нет детей смерть/гибель в молодом возрасте

Описание героя

Берлиоз. Актер Александр Адабашьян. Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Михаил Александрович Берлиоз – руководитель Массолита (организации московских литераторов); редактор “толстого художественного журнала”, считающийся глубоко эрудированным человеком.

Михаил Александрович “лыс и красноречив до ужаса”. Он “маленького роста, упитан”. “На хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе”.

Эрудиция Берлиоза довольно-таки поверхностна. В романе он “блещет” своими познаниями в беседе с Бездомным, доказывая ему, что Христа никогда не существовало. Следует заметить, что приводимые “эрудитом” исторические факты не совсем верны. Они почерпнуты из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и сознательно или по привычке искажены Берлиозом в целях атеистической пропаганды.

Михаил Александрович упоминает Иосифа Флавия, Филона Александрийского, Тацита. Эти имена придают вес его доказательствам, хотя нетрудно понять, что с произведениями этих авторов редактор совершенно не знаком.

Являясь важной фигурой в московском литературном мире, Берлиоз озабочен не свободой литературного творчества, а лишь собственным благополучием и точным следованием распоряжений свыше. Его вообще не интересует художественная ценность написанной Бездомным антирелигиозной поэмы. Более того, Михаил Александрович считает главным недостатком произведения образ главного героя: “Иисус у него получился, ну, совершенно живой”.

Любой автор стремится сделать своих героев “живыми”, но для Берлиоза гораздо важнее соответствие произведения партийным установкам: “Религия – опиум для народа”.

Михаил Александрович живет исключительно разумом и доверяет только очевидным фактам. При столкновении с необычными явлениями его привычная формулировка – “этого не может быть”. Редактор совершенно не способен воспринять другую реальность.

Прототип героя

Прототипом Берлиоза был Леопольд Леонидович Авербах – один из основателей РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), ответственный редактор журнала “На литературном посту”. Препятствовал публикации произведений инакомыслящих писателей; участвовал в травле М. А. Булгакова.

Роль героя в произведения

Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Берлиоз выступает в роли первой жертвы посетившего Москву дьявола. Важно заметить, что его гибель – это заслуженное возмездие за самоуверенность и воинствующий атеизм. Михаил Александрович пытается доказать самому дьяволу, что его не существует. Вдобавок он с несокрушимой уверенностью утверждает, что человек сам распоряжается своей жизнью.

Необычная смерть Берлиоза имеет глубокое символическое значение.  По роковому стечению обстоятельств (вмешательству сатаны) редактору “отрезает” голову комсомолка. С точки зрения советского гражданина это совершенно невозможно.

“Потеря” головы для Берлиоза означает смерть. Однако на Великом бале у сатаны редактор убеждается в обратном. Его отрезанная голова оживает и с ужасом слушает Воланда.

Ряд литературоведов усматривают в гибели Берлиоза пародийный намек на смерть Иоанна Крестителя. Оба выступают в роли провозвестника новой веры (марксизма-ленинизма и христианства) и лишаются за это головы.

Берлиоз олицетворяет собой типичного советского интеллектуала, представителя новой социалистической литературы. За начитанностью Михаила Александровича скрывается внутренняя самодовольная ограниченность. Это человек с примитивным обывательски-мещанским мировоззрением. Он живет обыденным рассудком в пространстве давно открытых, привычных истин, “достоверного” знания.

В образе спародирована слепая уверенность в абсолютном всемогуществе человека при социалистическом строе, в его безграничном всевластии над силами природы и возможностью перестроить общество по заранее намеченному плану.

Литература

  1. Андреева Ю. И. Откуда приходят герои любимых книг. – М., 2018.
  2. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. – СПб., 2007.
  3. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны “Мастера и Маргариты”. – М., 2006.
  4. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. – 2011.
  5. Чудакова М. О. – О “закатном романе” Михаила Булгакова. – М. 2019.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 155 | Оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *