Описание героя

Берлиоз. Актер Александр Адабашьян. Сериал «Мастер и Маргарита». 2005

Михаил Александрович Берлиоз — руководитель Массолита (организации московских литераторов); редактор «толстого художественного журнала», считающийся глубоко эрудированным человеком.

Михаил Александрович «лыс и красноречив до ужаса». Он «маленького роста, упитан». «На хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе».

Эрудиция Берлиоза довольно-таки поверхностна. В романе он «блещет» своими познаниями в беседе с Бездомным, доказывая ему, что Христа никогда не существовало. Следует заметить, что приводимые «эрудитом» исторические факты не совсем верны. Они почерпнуты из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и сознательно или по привычке искажены Берлиозом в целях атеистической пропаганды.

Михаил Александрович упоминает Иосифа Флавия, Филона Александрийского, Тацита. Эти имена придают вес его доказательствам, хотя нетрудно понять, что с произведениями этих авторов редактор совершенно не знаком.

Являясь важной фигурой в московском литературном мире, Берлиоз озабочен не свободой литературного творчества, а лишь собственным благополучием и точным следованием распоряжений свыше. Его вообще не интересует художественная ценность написанной Бездомным антирелигиозной поэмы. Более того, Михаил Александрович считает главным недостатком произведения образ главного героя: «Иисус у него получился, ну, совершенно живой».

Любой автор стремится сделать своих героев «живыми», но для Берлиоза гораздо важнее соответствие произведения партийным установкам: «Религия — опиум для народа».

Михаил Александрович живет исключительно разумом и доверяет только очевидным фактам. При столкновении с необычными явлениями его привычная формулировка — «этого не может быть». Редактор совершенно не способен воспринять другую реальность.

Прототип героя

Прототипом Берлиоза был Леопольд Леонидович Авербах — один из основателей РАППа (Российская ассоциация пролетарских писателей), ответственный редактор журнала «На литературном посту». Препятствовал публикации произведений инакомыслящих писателей; участвовал в травле М. А. Булгакова.

Роль героя в произведения

Сериал «Мастер и Маргарита». 2005

Берлиоз выступает в роли первой жертвы посетившего Москву дьявола. Важно заметить, что его гибель — это заслуженное возмездие за самоуверенность и воинствующий атеизм. Михаил Александрович пытается доказать самому дьяволу, что его не существует. Вдобавок он с несокрушимой уверенностью утверждает, что человек сам распоряжается своей жизнью.

Необычная смерть Берлиоза имеет глубокое символическое значение.  По роковому стечению обстоятельств (вмешательству сатаны) редактору «отрезает» голову комсомолка. С точки зрения советского гражданина это совершенно невозможно.

«Потеря» головы для Берлиоза означает смерть. Однако на Великом бале у сатаны редактор убеждается в обратном. Его отрезанная голова оживает и с ужасом слушает Воланда.

Ряд литературоведов усматривают в гибели Берлиоза пародийный намек на смерть Иоанна Крестителя. Оба выступают в роли провозвестника новой веры (марксизма-ленинизма и христианства) и лишаются за это головы.

Берлиоз олицетворяет собой типичного советского интеллектуала, представителя новой социалистической литературы. За начитанностью Михаила Александровича скрывается внутренняя самодовольная ограниченность. Это человек с примитивным обывательски-мещанским мировоззрением. Он живет обыденным рассудком в пространстве давно открытых, привычных истин, «достоверного» знания.

В образе спародирована слепая уверенность в абсолютном всемогуществе человека при социалистическом строе, в его безграничном всевластии над силами природы и возможностью перестроить общество по заранее намеченному плану.

Литература

  1. Андреева Ю. И. Откуда приходят герои любимых книг. — М., 2018.
  2. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. — СПб., 2007.
  3. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». — М., 2006.
  4. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 2011.
  5. Чудакова М. О. — О «закатном романе» Михаила Булгакова. — М. 2019.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Маргарита
Азазелло
Арчибальд Арчибальдович
Бегемот
Иван Бездомный
Варенуха
Гелла
Коровьев (Фагот)
Мастер
Понтий Пилат
Иешуа Га-Ноцри
Воланд
Текст: Владислав Валерьевич, 1.2k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии