Понтий Пилат

главный герой в произведении "Мастер и Маргарита" высокая должность участие в войне/революции

Понтий Пилат. Актер Кирилл Лавров. Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Понтий Пилат – один из главных персонажей романа “Мастер и Маргарита”; римский прокуратор (наместник императора) в Иудее, отдавший приказ о казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри.

Описание героя

Понтий Пилат – пожилой человек с желтоватым лицом и сорванным голосом. Прокуратор страдает от мучительных приступов головной боли (гемикрании), что заметно по его воспаленным глазам с красными прожилками.

Для Пилата характерны вспыльчивость и недоверчивость. Единственное существо, к которому он искренне привязан – огромная собака Банга. Прокуратор – мужественный воин, умный и проницательный правитель, ненавидящий вверенную ему часть империи. Он страдает от одиночества, уже давно устал от тяжести службы и чужеродного населения Иудеи.

В Ершалаиме Пилат живет временно (резиденция прокуратора находится в Кесарии). Он приехал в этот город на время праздников с целью предотвращения возможных беспорядков. Серьезную проблему в жизни Пилата представляют отношения с иудейским первосвященником Каифой, который ждет повода очернить прокуратора перед императором.

Роль героя в произведении

Пилат – самая трагическая фигура в романе. Он осуждает на мучительную казнь человека, которому сам в душе симпатизирует. За это преступление герой обрекается на многовековое наказание.

Развитие героя по мере сюжета

В начале романа Пилат предстает типичным римским властителем, которому присущи надменность и крайняя жестокость. Когда во время допроса Иешуа называет прокуратора “добрым человеком”, он незамедлительно приказывает наказать арестованного.

По ходу допроса отношение Пилата к Иешуа постепенно меняется. Привыкший к насилию и лжи прокуратор с удивлением слушает речи нищего бродяги, проповедующего любовь ко всем без исключения людям. Принять странное учение философа наместник императора, естественно, не может. Он понимает, что проповеди Га-Ноцри могут стать причинами беспорядков в Ершалаиме, поэтому собирается осудить “сумасшедшего пророка” на заключение в Кесарии.

Роковым становится еще один документ по делу Иешуа – донос Иуды. Философ обвиняется в самом страшном преступлении – оскорблении власти римского императора. Пилат оказывается перед непростым выбором. Твердящий о любви и добре бедный Иешуа никому не причинил и никогда не причинит никакого зла. Его слова о грядущем царстве “истины и справедливости”, в котором не будет никакой власти, нельзя воспринимать буквально.

Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Бродягу можно признать сумасшедшим, но о его дерзких речах уже известно Каифе. Первосвященник поспешит донести императору о сокрытии страшного преступления. Из страха навлечь на себя гнев императора Пилат принимает решение о казни Иешуа. Испытывая муки совести, он еще пробует уговорить Каифу даровать прощение безумному философу, но безуспешно. Первосвященник твердо заявляет, что Синедрион решил помиловать жестокого разбойника Варравана.

С момента утверждения смертного приговора Га-Ноцри начинаются настоящие мучения Пилата. В попытке хоть как-то облегчить свою вину он приказывает начальнику тайной службы убить предателя Иуду, а затем предлагает обеспеченное место единственному ученику Иешуа – Левию Матвею. Из разговора Пилата с Левием становится понятно, что под влиянием идей Иешуа взгляды прокуратора начинают меняться. Он упрекает Левия: “Ты жесток, а тот жестоким не был”.

После смерти Пилат подвергается заслуженному наказанию. В потустороннем мире прокуратор обречен вечно сидеть на каменном троне и все время думать о своем преступлении. Спустя почти две тысячи лет Мастер дарует прощение своему герою. Пилат покидает место своего заключения и уходит по лунной дороге вместе с Иешуа.

Отношение автора к герою

Отношение Булгакова к Понтию Пилату резко отличается от традиционных взглядов христианства на человека, приговорившего к смерти спасителя человечества. Автор сочувствует трагическому герою и дает понять, что на его месте вряд ли кто-нибудь другой мог поступить иначе.

В романе подробно описываются душевные страдания Пилата, что невольно вызывает у читателей чувства сопереживания и симпатии. Прощение прокуратора Мастером воспринимается в качестве закономерного счастливого финала.

Прототипы

Прототипом литературного героя послужила реальная историческая личность – римский прокуратор Понтий Пилат, бывший наместником в Иудее с 26 по 36 гг. н. э. Для создания образа Булгаков использовал исторические источники, канонические и апокрифические евангелия, литературные произведения о знаменитом “убийце Христа”.

Экранизации

В полузабытой экранизации романа (“Мастер и Маргарита”, реж. – Ю. Кара, 1994 г.) роль Понтия Пилата исполнил выдающийся актер М. А. Ульянов. Фильм вызвал весьма противоречивые отклики, но большинство критиков и зрителей отмечали убедительную игру Михаила Александровича. Сам Ульянов так отзывался о своем участии в картине: “Это была интересная работа. Тема Понтия Пилата – на все времена: вечная тема предательства, которого он не ожидал от себя…”.

В экранизации В. Бортко (“Мастер и Маргарита”, 2005 г.) прокуратора сыграл не менее прославленный актер К. Ю. Лавров. Понтий Пилат в исполнении восьмидесятилетнего артиста очень близок созданному Булгаковым образу: умудренный опытом, жестокий и расчетливый правитель.

Литература

  1. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. – СПб., 2007.
  2. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны “Мастера и Маргариты”. – М., 2006.
  3. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. – 2011.
  4. Чудакова М. О. – О “закатном романе” Михаила Булгакова. – М. 2019.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 44 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.