
Иешуа Га-Ноцри. Актер Сергей Безруков. Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005
Иешуа Га-Ноцри – один из главных героев романа “Мастер и Маргарита”; бродячий проповедник и философ, казненный за оскорбление римской власти
Описание героя
Иешуа – молодой человек (около двадцати семи лет). Он одет в старый порванный хитон и во время допроса у Понтия Пилата уже имеет следы побоев на лице. Весь смысл жизни Га-Ноцри заключается в проповеди добра и милосердия. Только в этом он видит истину.
Бродяга выступает в роли настоящего пророка, который не может отказаться от своих идей, несмотря на гонения и преследования. Он является выразителем нового религиозного сознания, полностью противоречащего римскому язычеству и иудаизму.
В отличие от “профессиональных” проповедников, Иешуа совершенно не стремится угодить ершалаимской черни. Он вообще сомневается, что его учение будет правильно понято людьми. На допросе Га-Ноцри рассказывает о том, что даже единственный ученик далек от познания истинного смысла его проповедей и неверно излагает их на пергаменте: “Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил”.

Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005
Строго говоря, Иешуа нельзя назвать создателем какого-то нового учения, как системы заповедей и предписаний или четкой этической программы. Он придерживается лишь одной главной идеи: “Злых людей нет на свете”. На иронический вопрос Пилата (“Люди, которые… тебя били за твои проповеди… все они добрые люди?”) Га-Ноцри, не задумываясь, отвечает утвердительно.
Умудренного опытом жестокого Пилата изумляют внутренняя свобода, невозмутимое спокойствие и уверенность в своей правоте жалкого бродяги, жизнь которого “висит на волоске”. Своим поведением он напоминает безумного юродивого, который бесстрашно отстаивает свои убеждения и готов умереть ради них.
Иешуа – бесконечно трагическая фигура, обреченная на непонимание и равнодушие в холодном и бездушном мире. Проповедник одинок. Кроме Левия Матвея у него нет верных учеников.
Роль героя в произведении
Образ Иешуа воплощает в себе гуманистический идеал человечества, от которого далеки как жители древнего Ершалаима, так и москвичи первой половины XX века. За девятнадцать веков простая и единственная заповедь Га-Ноцри так и не нашла отклика в сердцах большинства людей. Этот печальный факт тесно связывает “ершалаимские” и “московские” главы романа. В финале Иешуа прощает своего палача Пилата и при посредничестве сатаны дарует вечный покой гениальному Мастеру.
Развитие героя по мере сюжета
Бродячий философ перед лицом смерти остается верен своим убеждениям. Его твердая уверенность в доброте людей не колеблется. Иешуа продолжает считать “добрыми” Пилата, жестокого Марка Крысобоя и даже своего предателя Иуду. Уже умирая на кресте, он просит солдата дать попить распятому рядом преступнику.
Отношение автора к герою
Михаил Афанасьевич, будучи сыном богослова и историка церкви А. И. Булгакова, был, несомненно, верующим человеком. Однако в своем романе он изобразил Христа обычным бродячим проповедником. Образ Иешуа для автора символизирует идеал совершенного человека, нравственный эталон. Простота философа, отсутствие каких-либо указаний на “божественную сущность” усиливают значение его жертвенного подвига во имя истины.
Прототипы
Прототипом Иешуа, конечно же, послужил Иисус Христос. Однако литературный герой весьма далек от канонического стереотипного представления о спасителе всего человечества.
При создании образа Булгаков использовал ряд трудов, доказывающих историчность Христа и отрицающих его божественное происхождение (“Иисус против Христа” А. Барбюса, “Миф о Христе” А. Древса и др.).
Можно указать на несколько главных отличий Иешуа от главной фигуры в христианстве. Прежде всего, герой романа – обычный человек, никак не связанный с Богом и неспособный творить чудеса. Га-Ноцри не воплощает в себе истину, а лишь является ее провозвестником. Иешуа не обладает даром предвидения (узнает о предательстве Иуды только во время допроса); у него лишь один, а не двенадцать учеников (апостолов) и т. д.
Экранизации
В российском кинематографе образ Иешуа был воплощен на экране дважды. В фильме “Мастер и Маргарита” Ю. Кары эту роль исполнил Н. П. Бурляев; в одноименной картине В. Бортко – С. В. Безруков. По мнению большинства критиков оба актера блестяще справились с задачей, точно угадав главные черты героя: спокойствие, смирение и безграничную любовь к людям.
Литература
- Поздняева Т. Воланд и Маргарита. – СПб., 2007.
- Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны “Мастера и Маргариты”. – М., 2006.
- Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. – 2011.
- Чудакова М. О. – О “закатном романе” Михаила Булгакова. – М. 2019.