Мастер. Актер Александр Галибин. Сериал «Мастер и Маргарита». 2005

Мастер — центральный персонаж романа «Мастер и Маргарита»; писатель, создавший гениальный роман о Понтии Пилате.

Мастеру около тридцати восьми лет. Это «бритый, темноволосый» человек «с острым носом, встревоженными глазами и свешивающимся на лоб клоком волос». Мастер был женат, но о семейной жизни у него не осталось никаких воспоминаний (даже не помнит имени супруги). Он одинок, почти не имеет знакомых в Москве; плохо сходится с людьми, «недоверчив, подозрителен». Мастер имеет историческое образование, знает несколько языков.

Творец бессмертного романа наделен гордостью и чувством собственного достоинства. Это типичный интеллигент дореволюционного склада; последователь классической литературной традиции, резко отрицательно относящийся к современной ему «массовой» советской литературе. Творческая свобода для Мастера — необходимое и естественное условие нормальной жизнедеятельности.

Роль героя в произведении

Сериал «Мастер и Маргарита». 2005

Мастер совершает настоящий творческий подвиг, написав «идеологически вредный» роман. Трагизм ситуации подчеркивается тем, что до попытки опубликовать произведение он совершенно не представлял себе мир советской литературы и вообще суровой социалистической действительности. Мастер является бессознательным бунтарем против железных тисков диктатуры. Это один из немногих людей, не попавших под влияние господствующей в советском обществе идеологии.

Развитие героя по мере сюжета

В жизни Мастера можно выделить несколько этапов. В клинике Стравинского он рассказывает Бездомному, что два года назад работал в музее и жил как все: скучно и неприметно.

Переломным моментом стал неожиданный выигрыш в лотерею крупной суммы денег. Мастер бросил работу и жену. Обладая средствами, он взялся за исполнение своей заветной мечты — создание романа о Понтии Пилате. В этот счастливый, плодотворный период жизни Мастер встретил и полюбил с первого взгляда Маргариту. Любовь стала для него мощным дополнительным стимулом к активной творческой работе.

Важно отметить, что Маргарита, в отличие от «трижды романтического Мастера», реально воспринимала действительность и догадывалась, что роман вряд ли будет опубликован. Тем не менее она подбадривала любимого и никогда не высказывала своих опасений. Неудачная попытка опубликовать книгу и последующая яростная травля в печати вызвали у Мастера тяжелый душевный кризис, постепенно приведший к психическому заболеванию. В болезненном припадке он сжег свою рукопись и в ту же ночь был арестован.

Сериал «Мастер и Маргарита». 2005

Недолгое тюремное заключение окончательно сломило Мастера. Не имея сил преодолеть панический страх, он решил найти успокоение в сумасшедшем доме. В клинике Мастер предстает перед Бездомным полностью сломленным и покорившимся злой судьбе человеком. Поэту он признается: «У меня нет больше фамилии». Волшебное «извлечение» из больницы не помогает Мастеру. Он считает встречу с Маргаритой и самим сатаной болезненной галлюцинацией. Мастер грустно говорит Воланду: «Я теперь никто».

Помочь гениальному творцу могут только высшие силы, действуя, как это ни странно, заодно. Иешуа Га-Ноцри через своего ученика просит сатану даровать Мастеру и Маргарите «вечный покой». Влюбленные умирают физически, но обретают вечную жизнь в потустороннем мире.

Отношение автора к герою

Булгаков с большой теплотой и сочувствием относится к своему герою. Это неудивительно, ведь в образе Мастера писатель воплотил многие черты своей собственной трагической судьбы.

Прототипы

Сходство между литературным героем и самим Булгаковым не вызывает никаких сомнений. Писатель не скрывал своего отрицательного отношения к советской власти. Подобно Мастеру, он презирал современную отечественную литературу. В образе Мастера Булгаков затрагивает важные проблемы свободы творчества и противостояния «поэта и власти», имеющие к нему самое непосредственное отношение. Хорошо известно, какой беспощадной травле подвергалось его творчество советскими критиками. В отличие от литературного героя Михаил Афанасьевич даже пробовал обращаться к Сталину и сумел этим кое-чего добиться (работа в МХАТе, разрешение на показ пьесы «Дни Турбиных»).

На явную связь автора со своим героем указывают и некоторые детали. События романа в современном «московском мире» разворачиваются в 1929 году. Именно в этом году все произведения Булгакова оказались под запретом. Также в 1929 году Михаилу Афанасьевичу исполнилось тридцать восемь лет. В таком же возрасте Мастер предстает перед читателями.

Экранизации героя

Существует несколько зарубежных и отечественных экранизаций «закатного романа» М. А. Булгакова. Наиболее удачной считается картина В. Бортко «Мастер и Маргарита» (2005 г.), в которой роль Мастера исполнил Народный артист России А. В. Галибин.

По мнению многих критиков, Галибину удалось очень правдоподобно воплотить на экране образ гениального непризнанного писателя. Положительных отзывов удостоились сцены любовных взаимоотношений между Мастером и Маргаритой. Немало зрителей выражали сожаление, что сыгранную Галибиным роль озвучивал С. Безруков.

Литература

  1. Андреева Ю. И. Откуда приходят герои любимых книг. — М., 2018.
  2. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. — СПб., 2007.
  3. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». — М., 2006.
  4. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 2011.
  5. Чудакова М. О. — О «закатном романе» Михаила Булгакова. — М. 2019.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Маргарита
Азазелло
Арчибальд Арчибальдович
Бегемот
Иван Бездомный
Берлиоз
Варенуха
Гелла
Коровьев (Фагот)
Понтий Пилат
Иешуа Га-Ноцри
Воланд
Текст: Владислав Валерьевич, 3.3k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии