Воланд. Актер Олег Басилашвили. Сериал «Мастер и Маргарита». 2005

Воланд — центральный персонаж романа «Мастер и Маргарита»; сатана, который вместе со свитой посетил Москву в 1929 году.

Описание Воланда

Воланд — высокий человек, которому на вид можно дать около сорока лет. У него высокий облысевший лоб и покрытое глубокими морщинами лицо. «Князь тьмы» обладает заметными приметами, по которым его легко могут узнать сведущие люди: платиновые и золотые коронки на зубах, перекошенное лицо (правый угол рта опущен, одна бровь выше другой), разные глаза (один зеленый, «с золотой искрой на дне», другой — мертвый, «пустой и черный»).

У Воланда низкий голос, дающий «на некоторых слогах оттяжку в хрип». Типичная черта сатаны — хромота (Маргарите он объясняет это застарелым ревматизмом). Воланд, как и подобает повелителю зла, наделен всемогуществом, но его возможности имеют ограничения. Сатана не может заниматься делами «другого ведомства», т. е. напрямую творить добро.

«Князь тьмы» — очень обаятельный и убедительный мужчина, что в сочетании с властным и внушительным голосом позволяет ему легко воздействовать на людей. В сцене полета из Москвы Воланд принимает свой истинный облик и превращается в гигантского всадника, сопоставимого по размерам со Вселенной: его «конь — только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд».

Роль Воланда в романе

Изначально главная цель посещения Воландом Москвы — выявление злого начала в человеке. Он и его спутники провоцируют людей на неблаговидные поступки, убеждая в полной безнаказанности, а затем сами пародийно наказывают их.

Созданный Булгаковым литературный образ существенно отличается от канонических христианских канонов, норм и представлений о прародителе зла. В этом отношении писатель развивает знаменитую фразу Мефистофеля: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Воланд наказывает лишь тех людей, которые своими поступками действительно заслуживают этого. К тому же, чаще всего наказания носят характер «дьявольской шутки». В результате нескольких дней пребывания дьявола в Москве погибают лишь два человека: Берлиоз и барон Майгель. Мастер и Маргарита тоже умирают, но только для того, чтобы обрести бессмертие и вечный покой в другом мире.

Сериал «Мастер и Маргарита». 2005

Остальные жертвы «сатанинской шайки», как правило, отделываются испугом и кратковременными неприятностями. Одни попадают в сумасшедший дом, другие — в руки сотрудников ОГПУ. Бенгальскому отрывают голову, но тут же возвращают ее на место. Варенуху превращают в вампира, но через некоторое время возвращают человеческий облик.

Важно отметить, что подвергшиеся наказанию сатаны люди раскаиваются в своих грехах и исправляются: Бездомный прекращает писать бездарные стихи, грубый Варенуха становится очень вежливым и предупредительным человеком, Лиходеев «завязывает» с портвейном и «сторонится женщин». Налицо положительное влияние Воланда на погрязших во всевозможных пороках москвичей.

По ходу действия романа выясняется истинная задача сатаны и его свиты в Москве — «извлечение» Мастера и Маргариты. В этом, несомненно, добром деле Воланд парадоксальным образом действует сообща со своим непримиримым противником — проповедником любви и милосердия Иешуа.

Развитие героя

Сущность «князя тьмы» остается неизменной на всем протяжении романа. Несколько изменяется лишь внешний вид Воланда и представления о нем людей. Сатана принимает облик иностранного профессора, знатока черной магии, артиста. Перед Маргаритой он впервые предстает в весьма неряшливом виде («грязная и заплатанная» рубашка, поношенные туфли), а завершает бал в «черной хламиде со стальной шпагой у бедра».

Отношение Булгакова к Воланду

Булгаков воздерживается от положительных или отрицательных характеристик Воланда, предоставляя читателям возможность самим оценить этого героя. Однако действия сатаны (разоблачение и наказание виновных, помощь Мастеру и Маргарите) вызывают одобрение и симпатию. Привлекательный образ Воланда послужил основанием для злобных выпадов целого ряда критиков, обвиняющих писателя в прославлении «прародителя зла».

Прототипы Воланда

Исследователи романа Булгакова указывают на большое количество источников, которыми пользовался писатель при создании своего героя. Прежде всего, это «Фауст» Гете, в котором Мефистофель один раз назван Воландом. В немецком языке это имя было одним из синонимов черта и происходило от «Faland» (обманщик, лукавый, плут).

Экранизации

В двух российских экранизациях «закатного романа» Булгакова (1994 и 2005 гг.) роль Воланда исполнили, соответственно, В. И. Гафт и О. В. Басилашвили. Имена выдающихся актеров говорят сами за себя. Даже в негативных отзывах о картинах в целом игра Гафта и Басилашвили оценивается очень высоко. Созданные артистами на экране образы имеют свои яркие особенности. Воланд Гафта отличается насмешливостью и лукавостью; сатана в исполнении Басилашвили наводит на мысли о непостижимом и вечном.

Литература

  1. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. — СПб., 2007.
  2. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». — М., 2006.
  3. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 2011.
  4. Чудакова М. О. — О «закатном романе» Михаила Булгакова. — М. 2019.

Известные цитаты героя

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

Воланд. Часть 1. Глава 1.

Беседа Воланда с Берлиозом.

Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова.

Воланд. Часть 2. Глава 24.

Слова Воланда после истории, рассказанной котом Бегемотом.

Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…

Воланд. Часть 1. Глава 12.

Слова Воланда, согласившегося простить Бенгальского и вернуть ему его голову.

Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.

Воланд. Часть 2. Глава 29.

Слова Воланда в беседе с Левием Матвеем, который пришёл просить о вечном покое для Мастера и Маргариты.

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Воланд. Часть 2. Глава 24.

Маргарита успешно справилась с испытанием и ничего не попросила у Воланда в благодарность.

Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Воланд. Часть 2. Глава 32.

Воланд об участи верного пса Понтия Пилата.

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей.

Воланд. Часть 2. Глава 29.

Разговор Воланда с Левием Матвеем, который пришёл к нему просить вечного покоя для Мастера и Маргариты.

Сочинения по произведению

Герои произведения

Маргарита
Азазелло
Арчибальд Арчибальдович
Бегемот
Иван Бездомный
Берлиоз
Варенуха
Гелла
Коровьев (Фагот)
Мастер
Понтий Пилат
Иешуа Га-Ноцри
Текст: Владислав Валерьевич, 3.8k 👀
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии