Воланд | главный герой в произведении "Мастер и Маргарита"

нет детей никогда не был женат/замужем поездки за границу

Воланд. Актер Олег Басилашвили. Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Воланд – центральный персонаж романа “Мастер и Маргарита”; сатана, который вместе со свитой посетил Москву в 1929 году.

Описание героя

Воланд – высокий человек, которому на вид можно дать около сорока лет. У него высокий облысевший лоб и покрытое глубокими морщинами лицо. “Князь тьмы” обладает заметными приметами, по которым его легко могут узнать сведущие люди: платиновые и золотые коронки на зубах, перекошенное лицо (правый угол рта опущен, одна бровь выше другой), разные глаза (один зеленый, “с золотой искрой на дне”, другой – мертвый, “пустой и черный”).

У Воланда низкий голос, дающий “на некоторых слогах оттяжку в хрип”. Типичная черта сатаны – хромота (Маргарите он объясняет это застарелым ревматизмом). Воланд, как и подобает повелителю зла, наделен всемогуществом, но его возможности имеют ограничения. Сатана не может заниматься делами “другого ведомства”, т. е. напрямую творить добро.

“Князь тьмы” – очень обаятельный и убедительный мужчина, что в сочетании с властным и внушительным голосом позволяет ему легко воздействовать на людей. В сцене полета из Москвы Воланд принимает свой истинный облик и превращается в гигантского всадника, сопоставимого по размерам со Вселенной: его “конь – только глыба мрака, и грива этого коня – туча, а шпоры всадника – белые пятна звезд”.

Роль героя в произведении

Изначально главная цель посещения Воландом Москвы – выявление злого начала в человеке. Он и его спутники провоцируют людей на неблаговидные поступки, убеждая в полной безнаказанности, а затем сами пародийно наказывают их.

Созданный Булгаковым литературный образ существенно отличается от канонических христианских канонов, норм и представлений о прародителе зла. В этом отношении писатель развивает знаменитую фразу Мефистофеля: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

Воланд наказывает лишь тех людей, которые своими поступками действительно заслуживают этого. К тому же, чаще всего наказания носят характер “дьявольской шутки”. В результате нескольких дней пребывания дьявола в Москве погибают лишь два человека: Берлиоз и барон Майгель. Мастер и Маргарита тоже умирают, но только для того, чтобы обрести бессмертие и вечный покой в другом мире.

Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Остальные жертвы “сатанинской шайки”, как правило, отделываются испугом и кратковременными неприятностями. Одни попадают в сумасшедший дом, другие – в руки сотрудников ОГПУ. Бенгальскому отрывают голову, но тут же возвращают ее на место. Варенуху превращают в вампира, но через некоторое время возвращают человеческий облик.

Важно отметить, что подвергшиеся наказанию сатаны люди раскаиваются в своих грехах и исправляются: Бездомный прекращает писать бездарные стихи, грубый Варенуха становится очень вежливым и предупредительным человеком, Лиходеев “завязывает” с портвейном и “сторонится женщин”. Налицо положительное влияние Воланда на погрязших во всевозможных пороках москвичей.

По ходу действия романа выясняется истинная задача сатаны и его свиты в Москве – “извлечение” Мастера и Маргариты. В этом, несомненно, добром деле Воланд парадоксальным образом действует сообща со своим непримиримым противником – проповедником любви и милосердия Иешуа.

Развитие героя по мере сюжета

Сущность “князя тьмы” остается неизменной на всем протяжении романа. Несколько изменяется лишь внешний вид Воланда и представления о нем людей. Сатана принимает облик иностранного профессора, знатока черной магии, артиста. Перед Маргаритой он впервые предстает в весьма неряшливом виде (“грязная и заплатанная” рубашка, поношенные туфли), а завершает бал в “черной хламиде со стальной шпагой у бедра”.

Отношение автора к герою

Булгаков воздерживается от положительных или отрицательных характеристик Воланда, предоставляя читателям возможность самим оценить этого героя. Однако действия сатаны (разоблачение и наказание виновных, помощь Мастеру и Маргарите) вызывают одобрение и симпатию. Привлекательный образ Воланда послужил основанием для злобных выпадов целого ряда критиков, обвиняющих писателя в прославлении “прародителя зла”.

Прототипы

Исследователи романа Булгакова указывают на большое количество источников, которыми пользовался писатель при создании своего героя. Прежде всего, это “Фауст” Гете, в котором Мефистофель один раз назван Воландом. В немецком языке это имя было одним из синонимов черта и происходило от “Faland” (обманщик, лукавый, плут).

Экранизации

В двух российских экранизациях “закатного романа” Булгакова (1994 и 2005 гг.) роль Воланда исполнили, соответственно, В. И. Гафт и О. В. Басилашвили. Имена выдающихся актеров говорят сами за себя. Даже в негативных отзывах о картинах в целом игра Гафта и Басилашвили оценивается очень высоко. Созданные артистами на экране образы имеют свои яркие особенности. Воланд Гафта отличается насмешливостью и лукавостью; сатана в исполнении Басилашвили наводит на мысли о непостижимом и вечном.

Литература

  1. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. – СПб., 2007.
  2. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны “Мастера и Маргариты”. – М., 2006.
  3. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. – 2011.
  4. Чудакова М. О. – О “закатном романе” Михаила Булгакова. – М. 2019.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 392 | Оценить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *