Коровьев (Фагот)

второстепенный герой в произведении "Мастер и Маргарита"

Коровьев. Актер Александр Абдулов. Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Коровьев – персонаж романа “Мастер и Маргарита”; ближайший помощник Воланда.

Описание героя

Коровьев (Фагот) по ходу действия романа предстает в разных обличьях: “маг, регент, чародей, переводчик или черт знает кто на самом деле”. Это очень высокий человек (“ростом в сажень”), узкоплечий, худой, с маленькими усиками. Обычно Коровьев одет в клетчатый костюм; носит “жокейский картузик” и “треснувшее пенсне”. Лишь на Великом бале у сатаны” он появляется во фраке и с моноклем “правда, тоже треснувшем”.

“Регент” с “ироническим и полупьяными глазками” постоянно шутит, кривляется и паясничает на пару с Бегемотом. Для него характерны обывательская развязность и простонародное озорство.

Роль героя в произведении

В конце романа проявляется истинная сущность глумливого Коровьева: “темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом”. Воланд объясняет Маргарите, что рыцарь “когда-то неудачно пошутил” и в наказание ему “пришлось… прошутить немного больше и дольше”.

Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Подручный сатаны, как и остальные члены его свиты, наказывает москвичей за грехи и пороки. Ведет он себя при этом откровенно издевательски. Коровьев отправляет Берлиоза не верную смерть под трамваем: “Турникет ищете, гражданин? Сюда пожалуйте!”. Перед отправкой Лиходеева в Ялту он ябедничает на директора Варьете: “…они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами…”.

В качестве “переводчика при иностранце” Коровьев, шутя и кривляясь, долго беседует с председателем жилтоварищества Босым, заключает с ним контракт и дает взятку. Однако сразу же после ухода Никанора Ивановича Коровьев по приказу Воланда делает на него донос от имени одного из жильцов.

Фагот руководит “сеансом черной магии” в театре Варьете, разоблачая в зрителях неудержимую страсть к деньгам и вещам. Под конец он устраивает скандальное разоблачение важной персоны – чиновника Семплеярова. Под видом бывшего регента церковного хора Коровьев заставляет постоянно петь служащих зрелищного филиала, наказывая заведующего за страсть к организации кружков.

Фагот долго ломается перед Поплавским, изображая безмерную скорбь по поводу гибели его племянника; с откровенным издевательством в голосе он предрекает смерть буфетчику Сокову. Коровьев – второй по статусу (после Воланда) член шайки нечистой силы. Всецело подчиняясь сатане, он и сам часто “командует”. “Рыцарь” вообще обычно не принимает прямого участия в наказании, либо направляя жертву по “нужному пути”, либо действуя через кого-то другого (как правило, Бегемота).

Появление Коровьева так или иначе связано с каким-то несчастьем или гибелью, поэтому в свите сатаны он может считаться вестником смерти.

Литература

  1. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. – СПб., 2007.
  2. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны “Мастера и Маргариты”. – М., 2006.
  3. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. – 2011.
  4. Чудакова М. О. – О “закатном романе” Михаила Булгакова. – М. 2019.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 45 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.