Гелла

второстепенный герой в произведении "Мастер и Маргарита"

Гелла. Актриса Татьяна Ю. Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Гелла – второстепенный персонаж романа “Мастер и Маргарита”; женщина-вампир в свите Воланда.

Описание героини

Гелла – невероятно красивая, рыжеволосая молодая женщина с “безукоризненным сложением”. У нее “зеленые распутные глаза”, которые могут гореть “фосфорическим” огнем. Красоту женщины портит лишь большой шрам на шее (вероятно, след от укуса вампира).

Прототип

Согласно статье из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, которым часто пользовался Булгаков, Геллами называли преждевременно умерших девушек, превратившихся в вампиров. В древнегреческих мифах это имя носила утонувшая в море дочь богини Немфелы.

Некоторыми литературоведами высказывается версия, что в образе Геллы отразились русские народные представления о русалках, использующих красоту для заманивания людей в свои сети.

Роль героини в произведении

Сериал “Мастер и Маргарита”. 2005

Гелла – подручная сатаны самого низшего статуса.  По словам самого Воланда, она “расторопна, понятлива” и может оказать любую услугу. Женщине-вампиру, в отличие от остальных помощников, “князь тьмы” дает лишь мелкие поручения. Гелла исполняет только вспомогательные функции. Она выступает в роли горничной, работницы дамского магазина и даже машинистки (под диктовку Бегемота печатает справку).

Самое важное задание Гелла совершает, когда превращает в вампира Варенуху, а затем вместе с ним нападает на Римского. При этом она принимает свой истинный демонический облик, превращаясь в мертвеца. Невероятно удлинившаяся рука Геллы покрывается “трупной зеленью”.  С диким ужасом финдиректор замечает на груди женщины “пятна тления”. Вместе с “живым трупом” в комнату врывается “запах погреба”.

Согласно традиционным представлениям, вампиров относят к самому низшему разряду “нечисти”, что подтверждают ограниченные возможности Геллы. Коровьев, Бегемот и Азазелло могут заниматься “бесовством” среди бела дня, а женщину-вампира останавливает возвещающий о рассвете крик петуха.

Интересно также отметить, что Воланд со свитой, Мастером и Маргаритой покидает Москву без Геллы. Возможно, в потустороннем мире в ее услугах уже никто не нуждается. Однако есть версия, что Булгаков попросту забыл о Гелле, так и не успев перед смертью закончить правку романа.

Литература

  1. Поздняева Т. Воланд и Маргарита. – СПб., 2007.
  2. Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны “Мастера и Маргариты”. – М., 2006.
  3. Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. – 2011.
  4. Чудакова М. О. – О “закатном романе” Михаила Булгакова. – М. 2019.
Владислав Валерьевич | Просмотров: 43 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.