Евдоксия Кукшина •
второстепенный герой
💡
Евдоксия Кукшина относится к второстепенным персонажам романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это молодая эмансипированная женщина с современным взглядом на мир. Она не состоит в отношениях и считает себя передовым борцом за женскую независимость.
Описание героя
Настоящее имя Евдоксии – Авдотья Никитишна. Она – знакомая Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова. И.С. Тургенев так описывает портрет этой героини: Эта дама была «еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове». Она постоянно курит, сворачивая себе папироски пальцами, желтыми от въевшегося в кожу табака.
Внешней красотой она не отличается, но и совсем некрасивой ее также не назовешь. «В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя». Скорее всего, лицо ее было безэмоциональным и почти всегда имело одинаковое выражение. Поведение ее в некотором смысле можно назвать развязным и конфликтным – устроить перепалку на ровном месте для нее считается нормой. Можно сделать вывод, что она начисто лишена тех душевных качеств, которые свойственны большинству женщин.
Однако, сама о себе она иного мнения. С ее слов, все ее поступки совершаются исключительно с добрыми намерениями, а главными ее чертами являются великодушие и доброта. При этом, она не гнушается ничем, чтобы достичь своей цели и использует все доступные инструменты, если ей нужно кому-то отомстить.
Она разведена, и с некоторых пор мужчины не входят в круг ее интересов. Справедливости ради нужно отметить, что и они не горят желанием иметь с ней близкие отношения. После развода она перестала следить за собой, запустила квартиру и совершенно утратила привлекательность для противоположного пола. Возможно, именно эта личная неустроенность вкупе с женской невостребованностью и послужили толчком к увлечению Кукшиной нигилизмом и общественными проблемами.
Но Кукшина – скорее «лженигилистка». Продвигая эту философию, она толком не может объяснить, в чем ее смысл. Это понимают все окружающие, в глазах которых она со своими пламенными речами выглядит нелепо и карикатурно. Ее речь усыпана именами всевозможных авторитетов, как отечественных, так и зарубежных. Вопросы, которые она задает «с изнеженной небрежностью», никак не взаимосвязаны, не дожидаясь ответов на них, она переключается на другие темы. Например, она утверждает, что преуспела в вопросах химии. В частности, ей принадлежит изобретение мастики, из которой будут делать кукольные головки. Инновация ее метода заключается в том, что головки перестанут отваливаться. И это еще не все. Она вникает в глубины физиологии, эмбриологии, а также считает себя специалистом в области женских проблем и воспитания. Свое окружение она презирает, считая его мелким и неинтересным и очень сокрушается, что отныне не может проводить зимы в Москве, поскольку там обитает ее бывший муж.
Покончив с «наукой», она седлает своего любимого конька, которым является тема любви: «Господа, будемте говорить о любви». К этому времени она уже обычно заканчивает четвертую бутылку шампанского. «Дело дошло наконец до того, что Евдоксия, вся красная от выпитого вина и стуча плоскими ногтями по клавишам расстроенного фортепьяно, принялась петь сиплым голосом сперва цыганские песни, потом романс…» Вечер заканчивается тем, что Евдоксия с Ситниковым, пренебрегая обществом, начинают переходить все границы дозволенного. Увидев это, Аркадий с отвращением произносит: «Господа, уж это что-то на бедлам похоже стало». Базаров же, в отличие от него, пьет шампанское и ни на что не реагирует.
Когда все разъехались, она все еще оставалась «на бале и в четвертом часу ночи протанцевала польку-мазурку с Ситниковым на парижский манер». Ее очень злило то, что Кирсанов с Базаровым в этот вечер не уделили ей никакого внимания. Но даже они, которые всегда лояльно относились к ее пламенным выступлениям и домашнему беспорядку, не выдержали и решили прекратить с ней любое общение.
История этой харизматичной и странной женщины заканчивается в Германии. «…Она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по-прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».
Роль героя в произведении
Кукшина представляет собой мнимую последовательницу идей Евгения Базарова. Но ей, в отличие от него, никогда не понять, что значит жертвовать всем ради своих убеждений. Под ее теорией, которую она выдает за нигилизм, маскируется полная духовная опустошенность и нищета ее внутреннего содержания. Для Кукшиной это та скорлупа, в которой она прячется от своей женской нереализованности.
Чувствуя, что она не интересна окружающим, она, тем не менее, изо всех сил старается доказать свою значимость. Хотя в душе признает свою неуверенность и слабость. Образ Кукшиной выведен в повествовании, как сатирический, на ее примере автор доказывает разницу между такими понятиями, как «быть» и «казаться». В произведении она играет роль антипода Базарова, что еще больше подчеркивает его трагическое одиночество.
Литература
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
- Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. М.-Русская литература, 1999
- Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997