Фамусов

главный герой в произведении "Горе от ума"

История создания героя

Кадр из ф/спектакля «Горе от ума». Фамусов — актер Михаил Царев

А. С. Грибоедов хорошо знал московское высшее общество и списывал черты своих героев прямо «с натуры». Фамусов воплотил в себе образ жизни, характер и привычки разных людей. Самым близким прототипом литературного героя многие современники считали дядю Грибоедова – Алексея Федоровича.

Описание героя

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий, типичный представитель московского чиновничества екатерининской эпохи. Это человек, который безоговорочно уверен в необходимости несения государственной службы. Однако ее главной целью Фамусов считает не полезную деятельность на благо страны и общества, а личное обогащение и карьерный рост. Отношение к работе Павел Афанасьевич ярко выражает при разговоре с Молчалиным: «Подписано, так с плеч долой».

Фамусов убежден, что добиваться повышений и наград человек должен путем самой грубой лести и угодливости. Он приводит Чацкому в пример своего дядю, который специально несколько раз упал перед императрицей, рассмешил ее этим и был пожалован «высочайшей милостью» и покровительством.

Павел Афанасьевич – человек с очень ограниченными понятиями. Откровенные речи Чацкого о несовершенстве общественного устройства приводят его в ужас: «Да он властей не признает!». Ощущая себя опытным и очень умным человеком, Фамусов считает своей обязанностью образумить горячего юношу: «завиральные идеи эти брось».

Глупость и невежество Фамусова нагляднее всего проявляются при обсуждении «сумасшествия» Чацкого и его причин. Павел Афанасьевич высказывает свои главные убеждения («Ученье – вот чума») и заветную мечту: «Забрать все книги бы, да сжечь».

Идеальный пример для Фамусова – «бессловесный» Молчалин, который никогда не противоречит хозяину, не имеет своего мнения и добросовестно несет службу. Павел Афанасьевич одобряет его покорность и усердие, но по любой причине может и указать «на место»: «безродного пригрел и ввел в мое семейство». В отношении людей Фамусов придерживается точной иерархической системы: к начальникам и «авторитетам» он почтителен и угодлив, к нижестоящим – строг и беспощаден.

Фамусов. Иллюстрация Н. Кузьмина

Павел Афанасьевич искренно любит свою дочь, но даже не задумывается о ее чувствах. Мужем Софии, по его мнению, может стать только «достойный», т. е. богатый и знатный человек. Скалозуба он готов считать вероятным кандидатом в женихи лишь после того, как тот получит генеральское звание.

Роль героя в произведении

Фамусов – символ косности и консерватизма высшего общества, с которым вступает в борьбу Чацкий. Подобные Павлу Афанасьевичу люди составляют большинство, поддерживают сохранение давно устаревших понятий и обычаев.

Все действие комедии разворачивается в доме Фамусова, т. е. в этом ограниченном невежественном мирке. «Фамусовщина» поглощает и Софью, и Молчалина, да и всех собравшихся на бал гостей. Чацкий задыхается в этой ядовитой атмосфере невежества, лести и обмана.

В целом, противостояние главного героя и общества фамусовых лежит в основе всего сюжета комедии.

Развитие героя по мере сюжета

В отношении Фамусова невозможно употребить сам термин «развитие». Павел Афанасьевич воспитан на примерах прошлых поколений и считает их образцовыми: «Спросили бы, как делали отцы?». Любую свежую идею, новый взгляд, самостоятельный поступок Фамусов считает величайшим злом и государственным преступлением.

Ничто не может поколебать уверенности Павла Афанасьевича в необходимости следовать «заветам отцов». Один из них – добиваться благосклонного отношения знатных вельмож. В финале комедии Фамусов застает дочь на ночном свидании, но его заботит лишь скандал с Чацким на балу: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!».

Отношение автора к герою

Вся комедия представляет собой резкое обличение автором общества фамусовых. Оно выражается не только с помощью критических монологов Чацкого («ваш век бранил я беспощадно»), но и через тонкую иронию. Фамусов сам обличает свою отсталость, говоря о необходимости лести и чинопочитания, пользе нужных связей в высшем свете, вреде образования.

Кадр из фильма-спектакля «Горе от ума». 1977

Многие серьезные реплики Павла Афанасьевича вызывают улыбку. О полезной деятельности московских «старичков» он говорит: «Поспорят, пошумят, и… разойдутся». Дамы заслуживают похвалы Фамусова за способность восстать «общим бунтом» во время карточной игры. Наконец, чего стоит желание Павла Афанасьевича сжечь все книги для искоренения вольнодумства.

Прототипы

В отрывке «Характер моего дяди» Грибоедов достаточно откровенно высказывается о негативных чертах Алексея Федоровича: «смесь пороков и любезности», «в душе беспечность и лживость на языке», «в отставке жил сплетнями» и т. д. Писатель подчеркивал, что его дядя был типичным представителем уходящей в прошлое эпохи.

В комедии монологи Фамусова напоминают привычку Алексея Федоровича давать молодым людям «полезные наставления» в жизни. Грибоедов вспоминал, что в детстве дядя часто брал его с собой к знатным вельможам (ср. слова Чацкого: «меня еще с пелен… дитей возили на поклон»).

Наконец, Алексей Федорович Грибоедов славился гостеприимством. Он постоянно устраивал в своем доме балы и маскарады, на которые собиралась «вся Москва». Вполне возможно, что при описании бала в доме Фамусова писатель мог использовать свои личные наблюдения.

Нельзя считать дядю Грибоедова единственным и главным прототипом Фамусова. Литературный герой обладает множеством собирательных черт, присущих многим московским влиятельным чиновникам.

Экранизации

В фильме-спектакле 1952 г. «Горе от ума» роль Фамусова исполнил актер московского Малого театра К. А. Зубов.

В одноименном телеспектакле 1977 г. Павла Афанасьевича сыграл М. И. Царев, выступивший одновременно и вторым режиссером постановки. Многие критики и зрители считают роль Фамусова одной из лучших работ известного актера Малого театра. Ему удалось очень достоверно воплотить на сцене и на телеэкране образ чванливого, уверенного в собственной правоте чиновника – главного противника Чацкого (исп. В. М. Соломин).

Список литературы
  1. Белый А. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина // Московский пушкинист. – Вып. VIII. – 2000.
  2. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте. (Анализ биографий персонажей «Горя от ума») // Вопросы литературы. — 2003.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  4. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  5. Медведева И. Н. «Горе от ума» Грибоедова. — М., 1974.

Ирина Зарицкая | Просмотров: 839 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *