Молчалин

главный герой в произведении "Горе от ума"

История создания героя

Кадр из ф/спектакля «Горе от ума». Молчалин — актер Борис Клюев

Существует огромное количество версий современников Грибоедова о возможном прототипе Молчалина. В. В. Каллаш утверждал, что на полях одной старинной рукописи комедии в этом качестве был указан некий Полуденский – секретарь почетного опекуна Лунина.

Описание героя

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, проживающий в его доме последние три года. В свое время был облагодетельствован Павлом Афанасьевичем. При его содействии Алексей Степанович получил «чин асессора» (дающий право на потомственное дворянство) и был переведен из Твери в Москву.

Самые меткие и точные характеристики Молчалина заложены в его фамилии и в определении Чацкого – «бессловесный». Алексей Степанович постоянно молчит, даже на свиданиях с Софией. В разговоре с Александром Андреевичем он объясняет это так: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Секретарь точно знает, что награждений и повышений по службе можно добиться лестью и преклонением перед общепризнанными авторитетами (Татьяной Юрьевной, Фомой Фомичем).

Молчалин считает своими главными достоинствами «умеренность и аккуратность». Он «забывает» прибавить к ним трусость, подобострастие, хитрость и т. д.

«Любовные» отношения с Софией для Алексея Степановича – всего лишь способ добиться расположения дочери хозяина. Он даже не пытается сделать эти отношения более близкими (хотя бы поцеловать девушку), потому что опасается возможных последствий. Серьезно ухаживает Молчалин за служанкой Лизой. С нею он очень красноречив и откровенен.

Молчалин – типичный представитель бюрократического механизма. Вся его жизнь подчинена лишь одной цели – карьерному росту. Ради этого он готов унижаться, льстить, обманывать.

Мелкий чиновник является «достойным» продолжателем Фамусова, Он даже превосходит своего «учителя» в аморальности и низости поступков.

Роль героя в произведении

В комедии Молчалин становится причиной любовной трагедии Софии Павловны. Его любовь и ухаживания за девушкой оказываются искусной игрой ради достижения собственных корыстных целей. Раскрытие обмана «любимого» наносит огромную душевную травму дочери Фамусова.

Развитие героя по мере сюжета

Поначалу Молчалин воспринимается в качестве робкого и скромного подчиненного Фамусова, страдающего от любви к его дочери. Покорность Алексея Степановича легко объяснима: он действительно был облагодетельствован Фамусовым и чувствует к нему глубокую признательность.

Постепенно читателям открывается истинное лицо Молчалина. Оставшись наедине с Лизой, он горячо признается ей в любви, обещает богатые подарки. Служанка открыто обвиняет его в лицемерии: «почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?».

В финале Алексей Степанович уже не скрывает перед Лизой своих тайных замыслов. Он признается, что всего лишь разыгрывает роль любовника Софии. Молчалин во всем следует главному завету отца: «угождать всем людям без изъятья».

Отношение автора к герою

Негативное отношение автора к Алексею Степановичу ярко выражается через критические замечания Чацкого («Что я Молчалина глупее?», «на цыпочках и не богат словами» и т. д.), словах «прозревшей» Софьи («ужасный человек!», «в вас меньше дерзости, чем кривизны души»).

Авторская критическая оценка содержится в рассуждениях Молчалина о необходимости поклонения «авторитетам». Алексей Степанович сам невольно выносит себе осуждающий приговор: «не смею моего сужденья произнесть». В финале он признает, что готов угождать не только своему непосредственному начальнику, но и собаке его дворника.

Прототипы

Кроме свидетельства Каллаша не имеется никаких аргументированных версий о возможном прототипе Молчалина. Да и о названным им Полуденском ничего не известно.

История литературы А. Н. Веселовский писал: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожан, умершего уже давно в сане почетного опекуна».

Экранизации

В экранизации комедии 1952 г. (телеспектакль «Горе от ума») роль Молчалина исполнил Заслуженный артист РСФСР М. М. Садовский.

В 1977 г. в советский кинопрокат вышла еще одна экранизация – одноименный фильм-спектакль. Алексея Степановича блестяще сыграл актер Б. В. Клюев, который исполнял эту роль на сцене Малого театра с 1975 г. Классический образ в его исполнении отличается от привычных представлений. Клюевский Молчалин очень умен, он не чувствует своей приниженности, так как имеет четкую цель – «пробиться в люди». Создается ощущение, что его молчание полностью оправдано. Только оно позволит мелкому чиновнику добиться жизненного успеха.


Ирина Зарицкая | 📄 Скачать PDF | Просмотров: 383 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *