Иешуа Га-Ноцри •
главный герой
💡
Иешуа Га-Ноцри — один из главных героев романа «Мастер и Маргарита»; бродячий проповедник и философ, казненный за оскорбление римской власти
Описание Иешуа
Иешуа — молодой человек (около двадцати семи лет). Он одет в старый порванный хитон и во время допроса у Понтия Пилата уже имеет следы побоев на лице. Весь смысл жизни Га-Ноцри заключается в проповеди добра и милосердия. Только в этом он видит истину.
Бродяга выступает в роли настоящего пророка, который не может отказаться от своих идей, несмотря на гонения и преследования. Он является выразителем нового религиозного сознания, полностью противоречащего римскому язычеству и иудаизму.
В отличие от «профессиональных» проповедников, Иешуа совершенно не стремится угодить ершалаимской черни. Он вообще сомневается, что его учение будет правильно понято людьми. На допросе Га-Ноцри рассказывает о том, что даже единственный ученик далек от познания истинного смысла его проповедей и неверно излагает их на пергаменте: «Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил».
Строго говоря, Иешуа нельзя назвать создателем какого-то нового учения, как системы заповедей и предписаний или четкой этической программы. Он придерживается лишь одной главной идеи: «Злых людей нет на свете». На иронический вопрос Пилата («Люди, которые… тебя били за твои проповеди… все они добрые люди?») Га-Ноцри, не задумываясь, отвечает утвердительно.
Умудренного опытом жестокого Пилата изумляют внутренняя свобода, невозмутимое спокойствие и уверенность в своей правоте жалкого бродяги, жизнь которого «висит на волоске». Своим поведением он напоминает безумного юродивого, который бесстрашно отстаивает свои убеждения и готов умереть ради них.
Иешуа — бесконечно трагическая фигура, обреченная на непонимание и равнодушие в холодном и бездушном мире. Проповедник одинок. Кроме Левия Матвея у него нет верных учеников.
Роль Иешуа в произведении
Образ Иешуа воплощает в себе гуманистический идеал человечества, от которого далеки как жители древнего Ершалаима, так и москвичи первой половины XX века. За девятнадцать веков простая и единственная заповедь Га-Ноцри так и не нашла отклика в сердцах большинства людей. Этот печальный факт тесно связывает «ершалаимские» и «московские» главы романа. В финале Иешуа прощает своего палача Пилата и при посредничестве сатаны дарует вечный покой гениальному Мастеру.
Развитие Иешуа по мере сюжета
Бродячий философ перед лицом смерти остается верен своим убеждениям. Его твердая уверенность в доброте людей не колеблется. Иешуа продолжает считать «добрыми» Пилата, жестокого Марка Крысобоя и даже своего предателя Иуду. Уже умирая на кресте, он просит солдата дать попить распятому рядом преступнику.
Отношение Булгакова к Иешуа
Михаил Афанасьевич, будучи сыном богослова и историка церкви А. И. Булгакова, был, несомненно, верующим человеком. Однако в своем романе он изобразил Христа обычным бродячим проповедником. Образ Иешуа для автора символизирует идеал совершенного человека, нравственный эталон. Простота философа, отсутствие каких-либо указаний на «божественную сущность» усиливают значение его жертвенного подвига во имя истины.
Прототипы Иешуа
Прототипом Иешуа, конечно же, послужил Иисус Христос. Однако литературный герой весьма далек от канонического стереотипного представления о спасителе всего человечества. При создании образа Булгаков использовал ряд трудов, доказывающих историчность Христа и отрицающих его божественное происхождение («Иисус против Христа» А. Барбюса, «Миф о Христе» А. Древса и др.). Можно указать на несколько главных отличий Иешуа от главной фигуры в христианстве. Прежде всего, герой романа — обычный человек, никак не связанный с Богом и неспособный творить чудеса. Га-Ноцри не воплощает в себе истину, а лишь является ее провозвестником. Иешуа не обладает даром предвидения (узнает о предательстве Иуды только во время допроса); у него лишь один, а не двенадцать учеников (апостолов) и т. д.
Экранизации
В российском кинематографе образ Иешуа был воплощен на экране дважды. В фильме «Мастер и Маргарита» Ю. Кары эту роль исполнил Н. П. Бурляев; в одноименной картине В. Бортко — С. В. Безруков. По мнению большинства критиков оба актера блестяще справились с задачей, точно угадав главные черты героя: спокойствие, смирение и безграничную любовь к людям.
Литература
- Поздняева Т. Воланд и Маргарита. — СПб., 2007.
- Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». — М., 2006.
- Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 2011.
- Чудакова М. О. — О «закатном романе» Михаила Булгакова. — М. 2019.