Понтий Пилат •
главный герой
💡
Понтий Пилат — один из главных персонажей романа «Мастер и Маргарита»; римский прокуратор (наместник императора) в Иудее, отдавший приказ о казни бродячего философа Иешуа Га-Ноцри.
Понтий Пилат — пожилой человек с желтоватым лицом и сорванным голосом. Прокуратор страдает от мучительных приступов головной боли (гемикрании), что заметно по его воспаленным глазам с красными прожилками.
Для Пилата характерны вспыльчивость и недоверчивость. Единственное существо, к которому он искренне привязан — огромная собака Банга. Прокуратор — мужественный воин, умный и проницательный правитель, ненавидящий вверенную ему часть империи. Он страдает от одиночества, уже давно устал от тяжести службы и чужеродного населения Иудеи.
В Ершалаиме Пилат живет временно (резиденция прокуратора находится в Кесарии). Он приехал в этот город на время праздников с целью предотвращения возможных беспорядков. Серьезную проблему в жизни Пилата представляют отношения с иудейским первосвященником Каифой, который ждет повода очернить прокуратора перед императором.
Роль героя в произведении
Пилат — самая трагическая фигура в романе. Он осуждает на мучительную казнь человека, которому сам в душе симпатизирует. За это преступление герой обрекается на многовековое наказание.
Развитие героя по мере сюжета
В начале романа Пилат предстает типичным римским властителем, которому присущи надменность и крайняя жестокость. Когда во время допроса Иешуа называет прокуратора «добрым человеком», он незамедлительно приказывает наказать арестованного.
По ходу допроса отношение Пилата к Иешуа постепенно меняется. Привыкший к насилию и лжи прокуратор с удивлением слушает речи нищего бродяги, проповедующего любовь ко всем без исключения людям. Принять странное учение философа наместник императора, естественно, не может. Он понимает, что проповеди Га-Ноцри могут стать причинами беспорядков в Ершалаиме, поэтому собирается осудить «сумасшедшего пророка» на заключение в Кесарии.
Роковым становится еще один документ по делу Иешуа — донос Иуды. Философ обвиняется в самом страшном преступлении — оскорблении власти римского императора. Пилат оказывается перед непростым выбором. Твердящий о любви и добре бедный Иешуа никому не причинил и никогда не причинит никакого зла. Его слова о грядущем царстве «истины и справедливости», в котором не будет никакой власти, нельзя воспринимать буквально.
Бродягу можно признать сумасшедшим, но о его дерзких речах уже известно Каифе. Первосвященник поспешит донести императору о сокрытии страшного преступления. Из страха навлечь на себя гнев императора Пилат принимает решение о казни Иешуа. Испытывая муки совести, он еще пробует уговорить Каифу даровать прощение безумному философу, но безуспешно. Первосвященник твердо заявляет, что Синедрион решил помиловать жестокого разбойника Варравана.
С момента утверждения смертного приговора Га-Ноцри начинаются настоящие мучения Пилата. В попытке хоть как-то облегчить свою вину он приказывает начальнику тайной службы убить предателя Иуду, а затем предлагает обеспеченное место единственному ученику Иешуа — Левию Матвею. Из разговора Пилата с Левием становится понятно, что под влиянием идей Иешуа взгляды прокуратора начинают меняться. Он упрекает Левия: «Ты жесток, а тот жестоким не был».
После смерти Пилат подвергается заслуженному наказанию. В потустороннем мире прокуратор обречен вечно сидеть на каменном троне и все время думать о своем преступлении. Спустя почти две тысячи лет Мастер дарует прощение своему герою. Пилат покидает место своего заключения и уходит по лунной дороге вместе с Иешуа.
Отношение автора к герою
Отношение Булгакова к Понтию Пилату резко отличается от традиционных взглядов христианства на человека, приговорившего к смерти спасителя человечества. Автор сочувствует трагическому герою и дает понять, что на его месте вряд ли кто-нибудь другой мог поступить иначе.
В романе подробно описываются душевные страдания Пилата, что невольно вызывает у читателей чувства сопереживания и симпатии. Прощение прокуратора Мастером воспринимается в качестве закономерного счастливого финала.
Прототипы
Прототипом литературного героя послужила реальная историческая личность — римский прокуратор Понтий Пилат, бывший наместником в Иудее с 26 по 36 гг. н. э. Для создания образа Булгаков использовал исторические источники, канонические и апокрифические евангелия, литературные произведения о знаменитом «убийце Христа».
Экранизации
В полузабытой экранизации романа («Мастер и Маргарита», реж. — Ю. Кара, 1994 г.) роль Понтия Пилата исполнил выдающийся актер М. А. Ульянов. Фильм вызвал весьма противоречивые отклики, но большинство критиков и зрителей отмечали убедительную игру Михаила Александровича. Сам Ульянов так отзывался о своем участии в картине: «Это была интересная работа. Тема Понтия Пилата — на все времена: вечная тема предательства, которого он не ожидал от себя…».
В экранизации В. Бортко («Мастер и Маргарита», 2005 г.) прокуратора сыграл не менее прославленный актер К. Ю. Лавров. Понтий Пилат в исполнении восьмидесятилетнего артиста очень близок созданному Булгаковым образу: умудренный опытом, жестокий и расчетливый правитель.
Литература
- Поздняева Т. Воланд и Маргарита. — СПб., 2007.
- Соколов Б. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». — М., 2006.
- Урюпин И. С. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 2011.
- Чудакова М. О. — О «закатном романе» Михаила Булгакова. — М. 2019.