Софья •
главный герой
💡
Согласно одной из версий, прототипом для создания образа Софьи послужила одна из дочерей дяди Грибоедова – Софья Алексеевна. Софья Павловна Фамусова – дочь Павла Афанасьевича, молодая красивая девушка в возрасте семнадцати лет. Влюблена в Молчалина и при содействии служанки Лизы встречается с ним на тайных свиданиях.
Софья воспитывалась вместе с Чацким. Детей связывали тесные дружеские отношения. Дружба могла бы естественным образом перерасти в любовь, но Чацкий внезапно уехал за границу. Софья сама признает, что поступила «очень ветрено», влюбившись в Молчалина.
В рассуждениях Софьи заметна ограниченность женщины, принадлежащей к высшему свету: «если любит кто кого, зачем ума искать». Дочь Фамусова уже попала под полное влияние светского общества и «развращена» им. Девушка совершенно не ценит в людях ум и независимость. Ее мужской идеал – почтительный и подобострастный Молчалин, покорно переносящий ругань Фамусова и не имеющий в лице «ни тени беспокойства».
Софья очень наивна и имеет слабые представления о реальной жизни. Она вполне удовлетворена тем, что на ночных свиданиях Алексей Степанович сидит возле нее, молчит и «глаз… не сводит». Лиза не может удержаться от смеха, выслушивая эти целомудренные признания барышни.
Несмотря на усвоенную привычку постоянно притворяться, Софья еще сохранила способность к искренним душевных порывам. Она не может скрыть своих чувств при падении Молчалина с лошади и признается: «Боюсь, что выдержать притворства не сумею».
В целом, Софья – очередная жертва высшего света и царящих в нем законов и обычаев. Чацкий убежден, что ее обида на Молчалина пройдет, ведь этот человек – идеальный кандидат в мужья в насквозь лживом и лицемерном обществе.
Роль героя в произведении
Софья играет в произведении роль последнего и главного разочарования Чацкого. По сути, главный герой примчался в Москву, «людей и лошадей знобя», только ради нее. Он никак не предполагал, что умная и добрая девушка так изменится всего лишь за три года.
Софья окончательно «открывает глаза» Чацкому на безнадежность попытки найти в московском высшем обществе хороших людей. Глумление девушки над его искренними чувствами, ее любовь к подлецу Молчалину, наконец, пущенный Софьей слух о сумасшествии поражают главного героя до глубины души: «Так! отрезвился я сполна».
Развитие героя по мере сюжета
На протяжении почти всего произведения образ Софьи остается неизменным. Характер девушки уже давно сформировался. Она любит Молчалина за его мнимые достоинства и практически не скрывает неприязненного отношения к «пересмешнику» Чацкому.
Лишь узнав о подлом поведении Молчалина, Софья вынуждена признать, что была жестоко обманута. Охваченная справедливым негодованием девушка наконец-то «прозревает»: «себя я, стен стыжусь», «виню себя кругом».
Отношение автора к герою
Грибоедов неоднозначно относится к созданному образу. Софья, конечно же, достойна осуждения за введение Чацкого в обман. Она должна была сразу же признаться детскому другу в своей любви к Молчалину, а не выслушивать равнодушно его горячие признания. Главная вина Софьи – пущенный ею в обществе нелепый слух о сумасшествии Александра Андреевича.
С другой стороны, автор дает понять, что воспитанная в высшем обществе девушка и не могла быть другой. Софью окружают лжецы и лицемеры. Чтобы добиться успеха и счастья, нужно поступать так же. Хрупкая девушка, в отличие от Чацкого, не способна вести борьбу с «целым светом» и поэтому подчиняется общепринятым законам и традициям.
Автор сочувствует главной героине в ее любовной драме. Софья действительно любит Молчалина наивной, но искренней любовью. Ставшую жертвой расчетливого обмана девушку очень жалко.
Прототипы
В образе Софьи нашли выражение лишь некоторые черты Софьи Алексеевны Грибоедовой (Римской-Корсаковой). Драматическая любовная ситуация главной героини комедии – плод воображения писателя. К тому же Грибоедов никогда бы не посмел опорочить имя своей двоюродной сестры, с которой был связан тесными дружескими отношениями.
Экранизации
Образ Софьи Павловны Фамусовой в отечественном кинематографе был экранизирован дважды. В 1952 г. ее роль исполнила Заслуженная артистка РСФСР И. А. Ликсо (телеспектакль «Горе от ума»).
В экранизации 1977 г. («Горе от ума») Софью Павловну сыграла Народная артистка РСФСР Н. И. Корниенко – одна из ведущих актрис Малого театра. Нелли Ивановна запомнилась зрителям искренностью исполнения и мастерским воплощением на экране образа молодой девушки, уже «испорченной» пагубным влиянием общества.
Список литературы
- Белый А. Осмеяние смеха. Взгляд на «Горе от ума» через плечо Пушкина // Московский пушкинист. – Вып. VIII. – 2000.
- Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте. (Анализ биографий персонажей «Горя от ума») // Вопросы литературы. — 2003.
- Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
- Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
- Медведева И. Н. «Горе от ума» Грибоедова. — М., 1974.
Сочинения по произведению
- • «Горе от ума» — комедия или драма?
- • Анализ пьесы «Горе от ума»
- • Век нынешний и век минувший в «Горе от ума»
- • Образ Молчалина в «Горе от ума»
- • Образ Софьи в комедии «Горе от ума»
- • Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»
- • Проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
- • Смысл названия комедии «Горе от ума»
- • Тема любви в комедии «Горе от ума»
- • Фамусовское общество в «Горе от ума»
- • Читательский дневник «Горе от ума»