Гроза • пьеса 💡

Автор: Островский А.Н. | Дата публикации: 1859 | Форма произведения: пьеса | Жанр: драма | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: 1-3 часа | Экранизация: фильм (СССР, 1977 год, реж. Феликс Глямшин, Борис Бабочкин) | Герои произведения: Катерина, Кабаниха, Тихон, Варвара, Кудряш, Кулигин, Дикой, Феклуша, Глаша | Темы: верность и предательство, внутренняя борьба, добро и зло, жизнь и смерть, изъяны общества, конфликт поколений, любовь и ненависть, материнство, мечта, милосердие и жестокость, одиночество, ответственность, религия и бог, самопожертвование, свобода, смелость и трусость, смысл жизни

История создания

Александр Островский приступил к написанию пьесы «Гроза» в июле 1859 года. Писатель окончил работу над произведением уже 9 октября. Идея написания пьесы родилась под впечатлением от путешествия по Волге. Эта экспедиция была организована морским министерством. Цель поездки – изучение быта и обычаев жителей России. Островский, посещая разные приволжские города, наблюдал за укладом жизни и характером людей, собирал интересные истории.

Прототипы

Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы». Писатель совместил несколько похожих историй и положил их в основу пьесы, в результате чего получилась истинно народная реалистичная драма.

Публикация и постановки

Литературная и сценическая судьбы пьесы сложились удачно. Так, 14 октября 1859 года Островский отправил рукопись на суд критиков. Пьеса благополучно прошла цензуру и была поставлена в Малом академическом театре в Москве уже 16 ноября 1859 года. В Петербурге спектакль впервые прошёл на сцене Александринского театра 2 декабря 1859 года. Премьеры «Грозы» в столичных театрах прошли с огромным успехом.

В печатном варианте пьеса появилась в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения» и сразу же после выхода вызвала широкий общественный резонанс. Тема, которая была затронута в пьесе, произвела на современников огромное впечатление и вызвала нешуточную дискуссию. Пьесу отнесли к разряду наиболее злободневных явлений театрального искусства и литературы.

Жанровые особенности

Существуют некоторые трудности в определении жанра пье­сы «Гроза». Выбор точки зрения зависит от того, как рассматривать основной конфликт произведения. Если в центр поставить конфликт Катерины с деспотичной свекровью (семейно-бытовой конфликт), то «Гроза» – драма. События происходят в современный автору период, воспроизводится частная жизнь, герои – обычные люди. Если поставить в центр конфликт патриархальных устоев и новой морали, ориентированной на ценность человеческой личности, то пьеса приобретает характер трагедии. Глав­ный конфликт происходит в душе героя. Исход трагедии – ги­бель героя. Сам драматург определял жанр своего произведения как драму. Определённо можно сказать, что в пьесе присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы. Направление: реализм.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский отобразил быт и нравы провинциального городка, а созданные им характеры героев максимально приближены к реальным.

В произведении нашли воплощение черты реализма, такие как зависимость при изображении характера человека:

  • от исторической эпохи, в которой он живет;
  • от социальной среды, к которой принадлежит;
  • от индивидуально-психологических особенностей характера (Катерина и Варвара живут в одно время, приблизительно ровесницы, обе принадлежат к купеческой среде, но у них совершенно разные характеры).

Важнейшие черты реализма пьесы «Гроза»: историзм, народность и психологизм – точное воссоздание конфликта эпохи (столкновение старого и нового миров), отражение демократических идеалов, изображение сложного внутреннего мира человека.

Языковые особенности

Островский хорошо знал язык, на котором говорят его герои. Драматург всегда придавал большое значение речи персонажей. В речи действующих лиц писатель раскрывал их переживания, душевное состояние, отношение к происходящему. Все герои «Грозы» говорят на общенародном языке. Но в речи многих из них есть элементы купеческого, мещанского и церковного жаргона. Это делает каждого персонажа неповторимым.

Свои пьесы Островский создавал для сцены, поэтому он внимательно относился к речевым интонациям своих персонажей. Заботясь о правильном тоне, он использовал ремарки, показывая, как надо произнести те или иные слова. Например, ремарки, сопровождающие реплики Дикого во II явлении 4-го действия: «с сердцем», «гордо», «с гневом», «сердясь все более и более», «сердито».

Речь Кудряша бойкая, но грубая, полностью соответствует его самохарактеристике: «Я грубиян считаюсь».  Странница Феклуша произносит слова, характерные для церковно-библейской, житийной литературы: «благочестивый», «добродетелями многими украшенный», «…им ещё больше щедрот приумножится». Речь Кулигина выдаёт его пристрастие к эпохе зарождения отечественной словесности и науки. Народная поэзия отзывается в речи Катерины: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»; «Я у вас завяла совсем»; «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Продолжением фольклорной стихии в пьесе становятся песни.

Также являются средством дополнительной характеристики персонажей «Грозы» имена, отчества и фамилии. Но и отсутствие имён у Островского служит характеристикой. Например, «барыню с двумя лакеями» автор лишает имени и фамилии. Так писатель показывает, что его интересует социальное лицо этого персонажа. Интересно, что слово «помещица» Островский заменяет словом «барыня». Драматургу важно показать её влияние на жизнь калиновцев, в восприятии которых она была именно «барыня».

Литературные приёмы

Поскольку в пьесе мало художественных средств, автор раскрывает события и героев через речь.

  1. Самохарактеристика персонажей(Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю», «Такая я уж зародилась горячая!», Кудряш: «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать отучили!» и т.д.).
  2. Отсылки к прошлому героя(Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить»).
  3. Взаимная характеристика(Кабаниха о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем»).
  4. Монологи (Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе).
  5. Речевое поведение(возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого)

Смысл названия

Название пьесы многозначно и символично. Помимо изображения природного явления, образ грозы определяет то состояние, в котором пребывает жизнь в Кали­нове. Его можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метаморфическое значение. Именно перед грозой под раскаты грома происходит кульми­национная сцена пьесы: всенародное покаяние Катерины. Гроза – это душевный переворот, который испытывает герои­ня пьесы, страх греха, наказания, людского суда. Это символ грядущего очищения и обновления жизни. Такой грозы боятся представители старого поколения, «тёмно­го царства».

Система образов

 Главные герои

  • Катерина – скромная и правильная молодая женщина, жена Тихона Кабанова.
  • Борис Григорьевич – молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела Прокофьевича.
  • Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – властная и деспотичная купчиха, вдова.
  • Тихон Иванович Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Мягкий и безвольный, не может противостоять матери.

Второстепенные герои

  • Варвара – своевольная девушка, дочь Кабанихи и сестра Тихона.
  • Кудряш – возлюбленный Варвары.
  • Дикой Савел Прокофьевич – грубый и невоспитанный купец, который тиранит домашних и своих работников. Самодур.
  • Кулигин – мещанин, механик-самоучка.
  • Феклуша – странница.
  • Глаша – служанка Кабановых.
  • Барыня – старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.

Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в пьесе далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой прямого отношения к Катерине не имеет. Но и он, и другие несюжетные персонажи необходимы драматургу, чтобы понять истоки и характер трагедии Катерины. Также Островский делит всех действующих лиц на две основ­ные группы: утеснителей и утесняемых, деспотов и протестантов. Утеснители – это Дикой и Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова). К утес­няемым относятся все остальные герои. Самый яркий персонаж – Катерина Кабанова. Девушка воплотила в себе протест против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

Образы хозяев жизни (утеснители) – Дикого и Кабанихи:

  • носители идей старого уклада (Домостроя);
  • жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам;
  • ощущение гибели старого уклада.

 Образы утесняемых (Катерина, Тихон, Борис, Варвара и т.д.), одни из которых смирились с положением дел, другие – пытаются противостоять самодурам:

  • Тихон протестует после смерти Катерины;
  • Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, бросает любимую женщину в трагической ситуации;
  • Варвара и Кудряш долгое время делали вид, что следуют патриархальным обычаям. В конце концов влюблённые сбегают, так как не могли больше терпеть самодурство, гнёт представителей «тёмного царства».
  • Кулигин противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «тёмного царства», практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен.
  • Катерина выражает протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца».

Пороки героев как олицетворение глобальной социальной проблемы

Многим героям пьесы «Гроза» присущи пороки, олицетворяющие глобальную социальную проблему человечества:

  1. Дикой – грубый, жадный, глупый и лживый человек. Он ругает и тиранит домочадцев. С окружающими разговаривает в повелительном тоне. Ему чужды семейные ценности: он не даёт законную долю наследства родному племяннику. Дикой не отказывает молодому человеку напрямую, а использует труд Бориса до последнего, то есть проявляет лицемерие. Дикой невежда: он верит, что гроза – это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.
  2. Кабаниха – властная, лицемерная, жестокая, суеверная и глупая. Она сама настояла на женитьбе сына, а после стала винить его в том, что тот забыл мать. Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в отношении к религии: никакого всепрощения и смирения в её поведении не наблюдается. На словах она добрая христианка, а на деле применяет насилие, оскорбляет, осуждает, злится «под видом благочестия». Сомнений в жестокости этой женщины нет, ведь именно она настаивает, чтобы Тихон избил Катерину за измену. Все события героиня объясняет бредом странниц, что говорит о её слабом умственном развитии.
  3. Тихон – глупый, слабохарактерный и инфантильный человек, который не имеет собственного мнения. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках. Тихон не помогает жене и не защищает её. Он слепо подчиняется матери, делает так, как ему скажут.
  4. Борис трусливый и слабовольный. Наследство оказывается для него важнее возлюбленной. Он бросает Катерину, когда ей нужна была его поддержка. Молодой человек не защищает Катерину от гнева Кабанихи и не берёт на себя ответственность за судьбу девушки. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он всё равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви.
  5. У Варвары много положительных качеств, но всё же у девушки есть один порок – лживость. Она не идёт против законов тёмного царства, а подстраивается под них. Варвара хорошо понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого. Девушка вполне приспособилась к такой жизни.  Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», – говорит героиня.

Композиция

В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.

  • Экспозиция — описание обычаев и нравов города Калинова, образа жизни его обитателей.
  • Завязка – описание тяжелой жизни Катерины у Кабановых. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону.
  • Развитие – любовная линия Катерины и Бориса, внутренняя борьба главной героини.
  • Кульминация – публичное признание Катерины в измене.
  • Развязка – самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, проявление протеста Тихона против деспотизма Кабанихи.

Тематика и проблематика

1. Тема:Конфликт между старым и новым мышлением.

Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу.

2. Тема:Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей.

Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего. Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния.

3. Тема:Самореализация и польза для общества.

Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое.
(образы Кулигина, Бориса, Катерины)

4. Тема:Нравственный выбор

Проблема: Катерина была выдана замуж без желания, но старается выполнить правило «стерпится – слюбится», хоть в этом нет радости и нравственного начала. Выбрав любовь, Катерина обретает личное счастье, но становится преступницей с точки зрения морали.

5. Тема: Любовь

Проблема: По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня. Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции.

6. Тема: Семья

Проблема: Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей. Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков.

7. Тема: Счастье

Проблема: Поиск счастья объединяет всех молодых героев пьесы. Катерина ищет его в любви и свободе духа, Варвара — в своеволии исподтишка и свободе мысли, Тихон — в кабаках и веселых компаниях, Борис — в связи с Катериной и осознании собственного превосходства над недалекими жителями Калинова. А вот Кабаниха и Дикой путают счастье с довольством, поэтому ищут только власть и деньги.

8. Тема: Трагедия совести

Проблема: Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников.

9. Тема: Свобода

Проблема: Стремление к воле тоже характеризует всех молодых героев, потому что старый патриархальный мир всем кажется золотой клеткой. Катерина ищет полную и безраздельную независимость, она готова на кардинальные меры — таков ее честный и прямой характер. Варя добивается свободы украдкой ценой хитрости и системы уступок, что тоже ей свойственно. Тихон воспринимает независимость буквально и довольствуется побегами из дома в деловые поездки. Борис хочет свободы, но не готов за нее заплатить, поэтому отказывается от побега с Катериной. Он крепко привязан к деньгам и не видит без них независимости для себя.

10. Тема: Истинная вера

Проблема: Религиозность автор делит на показную и настоящую. Большинство жителей Калинова суеверны, но настоящей веры у них нет, поэтому они все грешат, но тайно. Зато на людях все они разделяют ханжескую мораль и демонстрируют боязнь Бога и его суда. Истинная вера есть у Катерины, которая долго не решается на грехопадение, а потом не может себя простить. Она изо всех сил старается жить по заповедям, но не напоказ, а на самом деле. Поэтому автор всячески подчеркивает, что никто не имеет права ее судить.

11. Тема: Прогресс

Проблема: Автор затрагивает тему научного прогресса и его тернистого пути в российской глубинке, где ему противостоят суеверия и невежество. Кулигин пытается установить громоотвод, но натыкается на грубое и ложное представление обывателей о природе грозы и ее назначении.

Основная идея

В пьесе автор смело обличил социальные порядки. Беспощадная правда, с которой в «Грозе» изображаются люди, превратила произведение в зеркало сво­ей эпохи. По мнению Островского, боль­шинство населения Калинова находится в материальной кабале у богатого меньшинст­ва. «А у кого деньги, – говорит Кулигин Борису о нравах своего города, – тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать». Богачи ведут яростную борьбу за рубль и между со­бой. «А между собой-то, – рассказывает Кулигин, – как живут! Торговлю друг у друга подрывают, враждуют друг на друга». Купечество творило суд и расправу над простыми людьми, руководствуясь лишь собственными интересами и желаниями. «Захочу – помилую, захочу – раздавлю», – говорит Дикой.

Одна из особенностей пьесы – сочетание беспощадной критики старого и утверждения нового. Автор хотел показать, что патриархальные устои нуждаются в развитии и переоценке. Порядки «Домостроя» безнадежно устарели и только мешают людям. Жители отставшего от времени Калинова уже не могут жить так, как было прежде, но и изменить старые порядки им не хватает смелости и силы. Одна Катерина объявила бунт против условностей старого мира и пала жертвой в неравном бою.

Главная мысль в пьесе «Гроза» выражается в необходимости прогресса и просвещения как научного, так и нравственного. Автор сравнивает изменения со свежим воздухом, который дарит миру гроза. Перед этим явлением мир окутывает духота, сушит зной, и только гром может освободить землю от этого бремени и дать ей свежести, необходимой для обновления. То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и её смелый бунт встряхнули застоявшийся город.

Конфликт произведения

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Он разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на различных уровнях. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой. В реализме он будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Конфликт разрешается в финале произведения. В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Наиболее остро в произведении развивается внешний (социальный) конфликт:

  • конфликт старшего (Кабаниха, Дикой) и молодого (Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон) поколения;
  • конфликт свекрови и невестки;
  • общие порядки в доме не соответствуют новой жизни.

 Внутренний (индивидуально-личностный) конфликт наблюдается в сознании Катерины:

  • столкновение мечты (идеала) и реальности;
  • столкновение религиозности Катерины и чувства к Борису;
  • внутреннее противоречие между чувством к Борису и Тихону.

Основной конфликт пьесы кроется в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов (Кабаниха и Дикой), и новых прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности (Катерина). В этом заключается внешний, социальный конфликт пьесы.

Островский показывает, насколько сильно общество разъедает само себя только из-за того, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклонство уничтожают человеческое начало. Это хорошо видно на примере изобретателя-самоучки Кулигина и купца Дикого. Вся власть в городе сосредоточена в руках Савела Прокофьевича. Он думает только лишь о приумножении капитала. Купец обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Он не считает людьми тех, кто ниже его по статусу. Кулигин же стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе, но противостоять этому не может.

К этому противоборству присоединяется ещё и столкновение идеалов главной героини с жестокой реальностью – внутренний конфликт. Его кульминацией является последний монолог героини, в котором Катерина прощается не с жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай!». Смерть Катерины является чертой трагедии.

Критика

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» после своей постановки на сцене породила множество откликов и споров. Отзывы критиков были неоднозначными и часто противоречивыми, что вызвало целую полемику среди писателей-публицистов.

Н. А. Добролюбов          

Публицист Н. А. Добролюбова в 1860 году написал статью «Тёмное царство», в которой назвал «лучом света» Катерину. Для него пьеса стала отражением житейских и экономических отношений того времени. Добролюбов уловил дикость и непокорность всего русского народа, находящегося под гнётом. Протест героини «Грозы» был для критика прямым доказательством обречённости «тём­ного царства». «Известно, – утверждал Добролюбов, – что крайности отражаются крайностями и что са­мый сильный протест бывает тот, который подни­мается наконец из груди самых слабых и терпе­ливых». Образ Катерины у критика получил обобщающее значение – как утверждение той скрытой силы, которая не может не пробу­диться в естественном стремлении народа к свободе.

 Д. И. Писарев

Знаменитый публицист Д. И. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» критически отнесся к драматизму и лиричности произведения. В поступках Катерины он нашёл безрассудство и неразумность, закончившиеся «самым глупым способом». Критик задаёт читателям ряд вопросов: Можно ли назвать любовью чувство, которое разгорелось от одного взгляда? Почему же совестливая Катерина отказалась от своих принципов при первой удобной возможности? По его мнению, драма просто обличает народную глупость. Писарев называет Катерину не «лучом света в тёмном царстве», а «бесплодным» явлением. Критик считает, что она не сделала ничего, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих.

А. А. Григорьев

В критической работе «После «Грозы» Островского» А. А. Григорьев положительно отзывается о произведении и обращает внимание на точно переданный дух народа. По его мнению, Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех её проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского. Культура купечества и крестьянства в пьесе определяется словом «народность». Трагизм «Грозы» он отодвигает на второй план, на первый план выносится красота и поэтичность русской природы, провинциальный быт. «Гроза» для Григорьева – это поэтическое царство народной жизни.

Общая оценка в русской критике

 После авторских чтений «Грозы», её первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками. Особое внимание приковывает тот факт, что пьеса вышла за несколько лет до отмены крепостного права. Видимо, возникшие в преддверии этого события волнения обострили внимание критиков и литературоведов к произведению Островского. Равнодушным пьеса не оставила никого. Каждый нашёл в драме что-то близкое себе, своим принципам и пониманию жизненного уклада.

Значение произведения

В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Писатель показал, что сильный и смелый человек не может счастливо существовать в обществе, где всё основано на страхе, обмане и подчинении. А. Н. Островский обратил внимание на обречённость патриархального мира. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Самое главное – Островский познакомил нас с психологией русского человека.

Уже на протяжении более ста лет пьеса пользуется успехом у читателей и театральных зрителей. Пьеса нашла своё воплощение и кинематографе. Произведение входит в обязательную школьную программу по русской литературе.

Интересные факты

Тайна грозы.

 Катерина боится приближающейся грозы: «Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! <…> дома-то я к образам да Богу молиться!».

Гроза для главной героини – не научно объяснимое явление природы, а состоя­ние души, страх за собственные грехи. Катерина боится не смерти, а са­мой себя:

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед Бо­гом такая, какая я здесь с тобой… вот что страшно».

 Однако Катерину покарает не безличная гроза. Героиня накажет себя сама. Для Тихона Ка­банова гроза – это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка Кулигин уверен, что гро­за – это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой считает, что гроза – это наказание Божье, кото­рое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть любого.

Первые слова пьесы.

В современных постанов­ках пьеса Островского может начинаться как угодно, но толь­ко не так, как у самого драматурга. Текст Островского начинается с песни Кулигина «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…».

«Среди долины ровныя…» – народная песня на слова поэта Алексея Мерзлякова. Эту композицию хорошо знали современники Островского. Главный её посыл: даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь. Также эта песня об одиночество «в чужой стороне». Несмотря на то что действующие лица «Грозы» живут в родных местах, эта песня определяет их эмоциональное состояние. В пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми, с миром.

Возраст Кабанихи.

Кабанова жалуется на свой возраст:

«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».

 В пьесе не говорится о возрасте Кабанихи. Можно предположить, что героиня – женщина средних лет. Тихон, сын Марфы Игнатьевны, ещё моло­дой человек. А купеческие дочери выходили замуж очень рано. Если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.

Прошлая жизнь Катерины.

Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы – у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы ста­нут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».

В девичестве Катерина жила согласно традиционному укладу купечества, то есть делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха. В семье Марфы Игнатьевны девушка продолжает соблюдать традиции – причем не «из-под неволи», а искренне. Как ни странно, у Катерины и Кабанихи близкие взгляды на жизнь. Конфликт между героинями возникает из-за различия в отношении к моральным нормам: Кабаниха хочет, чтобы люди следовали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.

Прототип главной героини.

Исследователи считают, что образ Катерины был списан с театральной актрисы Любови Косицкой. С этой женщиной А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. Жизненный путь женщины, её рассказы о себе дали драматургу богатый материал для создания образа Катерины. Сама Косицкая была родом с Поволжья. Биографы Островского писали, что «Сон Катерины» записан с её слов. Любовь Косицкая, как и главная героиня пьесы «Гроза», была верующей и очень любила церковь.

Краткое содержание

Действие 1

Город Калинов. Иллюстрация С. Герасимова

Купец Дикой – самодур, злобный и жадный – отчитывает своего племянника Бориса на глазах у жителей города. Дикой – единственный родственник Бориса и его сестры, и по уговору он отпишет им свое имущество, если те будут послушны и во всем угодливы.

Когда Дикой уходит, Борис признается знакомым Кулигину и Кудряшу, что ему трудно жить в городе Калинове, так как он совершенно не понимает здешних традиций.

Кулигин убежден, что честное дело не принесет тут прибыли. Он мечтает о том, что изобретет для человечества нечто полезное, например, громоотвод. Проходящая мимо странница Феклуша уверяет всех, что их город – это земля обетованная.

Борис явно осознает, что мечты об изобретении механизмов несбыточны. Он понимает также, что не хочет провести всю свою молодость в этом богом забытом месте.

Наедине с собой Борис вспоминает девушку, в которую влюбился, — Екатерину Кабанову. Беда в том, что она замужем.

Дикой. Кадр из фильма «Гроза». 1933

Появляются Катерина, ее муж Тихон, его мать купчиха Кабанова и сестра Варвара. Мать упрекает Тихона в том, что она ему надоела, что жена для него важнее, что вскоре он забудет о почтении к ней. Тихона утомили эти нравоучения, но он продолжает унижаться перед матерью. Катерина также убеждает свекровь в обратном. Но Кабаниха откровенно сожалеет, что ее сын мямля и такого мужа жена бояться не будет. Таковы ее взгляды на то, какой должна быть семья.

Тихон нехотя соглашается с ней. Когда она отходит, жалуется на свою жизнь и в расстройстве отправляется пить к Дикому.

Варвара и Катерина откровенны друг с другом. Катерина вспоминает детство и юность, как она была счастлива, признается, что уже не любит мужа, что чувствует близость окончания жизни.

Варвара, желая успокоить Катерину, намекает ей на связь с Борисом.

На площади появляется безумная Барыня, кричащая о том, что красота тянет в омут. Слова старухи встревожили Катерину. Впоследствии они оказались пророческими.

Возвращается Кабанов, и семья идет домой.

Действие 2

Тихону необходимо отправиться в другой город на две недели. Семье предстоит церемония прощания, которой руководит Кабаниха. Кабанов повторяет за матерью наставления для жены: не прекословь, почитай свекровь как мать свою, не сиди без дела, не заглядывайся на парней. Эти слова унижают как Тихона, так и его жену. Катю не оставляет предчувствие приближающейся трагедии. Она умоляет мужа не уезжать или же взять ее с собой. Но он твердо решил погулять на воле, вырвавшись из-под гнета матери.

Катерина обнимает мужа на прощанье, но Кабанова заставляет ее кланяться ему в ноги. Свекровь сетует на то, что современная молодежь совершенно забыла о правилах и традициях жизни в их уездном городе. Она ругает Катю за то, что та не плачет об отъезде мужа. Купчиха рада, что в доме есть старшее поколение, которое научит как надо жить.

Иллюстрация С. Герасимова

Одинокую Катерину настораживает тишина. Она скучает. Метает о детях, о самореализации в каком-нибудь труде.

Варя отправляется на вечернюю прогулку и тихонько говорит Кате, что не закрыла калитку, намекая ей на возможность встречи с Борисом. Девушка сомневается, она хочет оставаться верной женой.

Борис тоже понимает аморальность своих чувств к замужней женщине, но хочет увидеться с ней.

Действие 3

Для пожилых людей дом Кабанихи – рай, только здесь соблюдены все старинные устои. Москва для них – греховный город, делающий людей несчастными.

Появляется Дикой. Он пьян и хочет поговорить по душам. Он жалуется, что всем от него нужны деньги, что он очень недоволен племянником. В поисках дяди к дому подходит Борис. Они с Кулигиным видят целующихся Варю и Кудряша. Девушка намекает Борису, что у оврага его ждет Катерина.

Иллюстрация С. Герасимова

Влюбленные встречаются, признаются друг другу в чувствах, назначают новую встречу.

Действие 4

Прошло 10 дней. Возвращается Тихон.

На городской площади гуляют люди. Видно, как на город движется гроза. Дикой ругает Кулигина за глупое, по его мнению, стремление изобрести громоотвод.

Толпа расходится. Сцена пустеет. Прогремел гром.

Катерина задумчива и грустна. Тихон, видя, что с женой происходит что-то страшное, просит ее рассказать обо всем. К ним подходит Борис, кланяется. Катя бледнеет и чуть не падает в обморок. Варя жестом просит Бориса уйти, боясь, что все может открыться матери.

Люди бурно обсуждают приближающуюся бурю. Катя шепчет Тихону, что эта стихия погубит ее. Никто не понимает ее состояния. Варя предлагает помолиться, а Кабанов зовет жену домой.

Сумасшедшая Барыня кричит, обращаясь к Катерине, что от Бога не уйти, что пора в омут. Девушка в порыве безумства во всем признается мужу и свекрови – пока мужа не было полторы недели, она гуляла с Борисом.

Иллюстрация А. Парамонова

Действие 5

Тихон признается Кулигину, что мог бы простить Катерину, если бы не поучения маменьки. Он считает, что отчасти его мать виновата в измене Кати – она съедала ее поедом. Семья окончательно распадается. Варвара сбегает с Кудряшом.

Катерина исчезает, все бросаются ее искать.

Катя одна на берегу реки. Она уверена, что вместе с собой погубила и возлюбленного. Она зовет Бориса, тот приходит на ее зов. Он утешает ее, но говорит, что вынужден ехать в Сибирь и взять ее с собой не может. Катя просит его молиться за нее. Когда Борис уходит, она бросается в реку.

Слышны крики, что кто-то бросился в воду. Тихон, понимая, что это его жена, пытается броситься за ней, но Кабаниха останавливает сына. Тело приносит Кулигин. Он кричит Кабановым, что теперь они могут делать с ней, что им вздумается, но ее душа свободна. Бог будет милосерднее к ней.

Тихон обнимает мертвую жену, причитает. Ему больно, что она обрела покой, а ему еще предстоит жить и маяться.

Известные цитаты

А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается.

Феклуша. Действие 3. Явление 1.

Беседа странницы Феклуши и Кабанихи.

А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша!

Барыня. Действие 4. Явление 6.

Слова полусумасшедшей Барыни в адрес Катерины, которая пыталась от нее спрятаться.

А ты почем знаешь? Чужая душа потемки.

Кабаниха. Действие 4. Явление 4.

Слова Кабанихи в разговоре с её сыном.

Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься.

Варвара. Действие 1. Явление 9.

Слова Варвары в разговоре с Катериной после их встречи с полусумасшедшей барыней.

Знай свое дело – молчи, коли уж лучше ничего не умеешь.

Варвара. Действие 1. Явление 6.

Слова Варвары в разговоре с её братом, который не мог защитить жену от нападок своей матери.

Как можно за себя ручаться, мало ль что может в голову прийти.

Тихон. Действие 2. Явление 4.

Слова Тихона в разговоре со своей женой, после того, как она стала просить его не уезжать из дома.

Не очень-то нынче старших уважают!

Кабаниха. Действие 1. Явление 5.

Слова Марфы Игнатьевны, которая в очередной раз поучала своего сына.

Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми.

Катерина. Действие 1. Явление 9.

Катерина о грозе во время беседы с Варварой.

Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.

Катерина. Действие 1. Явление 7.

Слова Катерины в беседе с Варварой после очередных унижений Кабанихи.

Уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!

Катерина. Действие 2. Явление 2.

Слова Катерины в беседе с Варварой, которая поняла, что невестка не любит ее брата, а только жалеет.

Сочинения по произведению

Все произведения автора

Текст: Ирина Мещерякова, 5.1k 👀