Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
В системе женских образов романа Л.Н. Толстого Наташа Ростова занимает особое место. Она появляется в первых главах произведения в сцене именин в доме Ростовых. Ей 14 лет. В течение всего романа мы следим за её взрослением, видим, какие испытания выпадают на её долю, в эпилоге Наташа – жена Пьера Безухова и многодетная мать. Чтобы говорить об этой героине, необходимо вернуться к роману, к тем эпизодам, которые особенно ярко отражают характер героини, которую называют любимой героиней Толстого.
Характерные эпизоды
- Том 1, часть 1, главы 7- 9. В семье Ростовых. Именины. Первое появление Наташи в романе.
- Том 2
- Часть 1, главы 15-16. Молодёжь в доме Ростовых. Пение Наташи.
- Часть 3
- глава 2. Ночь в Отрадном;
- глава 12. Наташа и Борис Друбецкой;
- главы 14-17. Первый бал Наташи. Встреча с Болконским;
- главы 19-24. Наташа и Андрей. Предложение Болконского. Отъезд князя Андрея.
- Часть 4, глава 5. Наташа и Николай у дядюшки. Танец Наташи.
- Часть 5
- глава 8,9, 10. Наташа в театре. Элен и Анатоль Курагины. Попытка Анатоля увезти Наташу;
- глава 22 – разговор Пьера и Наташи.
- Том 3, часть 3
- главы 12-17. Отъезд Ростовых из Москвы. Наташа и Петя настаивают на том, чтобы отдать подводы для раненых;
- главы 30-32. Обоз Ростовых. Ночлег в Мытищах, встреча Наташи с раненым Андреем Болконским.
- Том 4
- часть 1, главы 15,16. Наташа и князь Андрей. Смерть Андрея Болконского.
- Часть 4 , главы 1-3. Гибель Пети Ростова. Наташа в заботах о матери. Наташа и княжна Марья; главы 15-20. Встреча Пьера с Наташей. Любовь Пьера к Наташе.
- Эпилог. Наташа в семье. Отношение к мужу и детям. Изменения, произошедшие в Наташе.
Формулировка темы
Тема «Образ Наташи Ростовой» слишком общая, поэтому её лучше конкретизировать. Варианты формулировок тем, например, могут быть такими:
- Тема 1. Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого.
- Тема 2. Наташа Ростова и Элен Курагина.
Для работы над первой темой вы можете воспользоваться предлагаемым вам планом, позволяющим понять, в каком направлении двигаться, раскрывая её.
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого
- Наташа – девочка. Её непосредственность, живость, эмоциональность. Подчёркнутая «некрасивость» толстовской героини.
- Юность Наташи:
- гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. Поэтичность, артистизм, влюблённость в жизнь. Народное в Наташе как инстинктивно-безотчётная сила;
- страстный порыв к счастью. Эксцентричность и переменчивость. Стихийный поиск равновесия, чувственно-земных и духовных начал. Стремление преодолеть эти крайности. Странное желание соединить две любви в одну. Трагические испытания как расплата за своеволие сердца;
- Наташа и Элен как столкновение противостоящих нравственно-эстетических позиций.
- Интуитивный поиск выхода из душевного одиночества, сближение с людьми.
- Наташа в годину народных испытаний. Патриотическое, народное чувство. Полное забвение своего «Я» для других, приближение к нравственной безупречности княжны Марьи.
- Любовь к Пьеру. Наташа – жена и мать. Полемичность эпилога, направленность его против дурно понятых идей эмансипации в России и за рубежом. Торжество одухотворённой чувственности Наташи в семейной жизни с Пьером.
- Наташа – хранительница тех ценностей народной жизни, которые «наверняка одобрил бы» Платон Каратаев.
Наташа Ростова и Элен Курагина
Вторая тема предполагает, что в основе композиции работы лежит резкое противопоставление (антитеза), настолько не похожи друг на друга эти героини Толстого.
Небольшая таблица, которую вы можете дополнить по своему усмотрению, даст возможность собрать нужный материал для раскрытия темы.
Наташа Ростова | Элен Курагина |
|
|
В финале работы можно вспомнить стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». Обратите внимание на финальные поэтические строки, которые можно соотнести с героинями романа, о которых вы писали. Это позволит сделать финал работы (или устного высказывания на данную тему) эмоциональным и интересным.
Анализ эпизодов
Эпизоды, которые мы указали, конечно, нельзя анализировать в работе подробно. На них можно ссылаться, использовать цитаты из толстовского текста.
Так, говоря об эмоциональности Наташи, её способности наслаждаться красотой мира, природы, нужно вспомнить замечательную сцену «Ночь в Отрадном», в полной мере раскрывающую эти черты характера героини. Давайте посмотрим, как это может выглядеть в работе.
«Наташа – человек очень эмоциональный. Мало кто умеет так, как она, восхищаться простыми, казалось бы, вещами. Вот она, высунувшись в окно, восторженно обращается к Соне, которая остаётся совершенно спокойной и заставляет Наташу лечь спать: «Соня! Да ты посмотри, какая прелесть!.. Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало». Ей хочется улететь в небо. Эта девочка, которую невольно слышит князь Андрей, заражает его своим безудержным счастьем, поднимает в нём «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд».
Если вы пишите о том, как проявляется в Наташе её настоящая русская душа, то обратиться нужно к очень важным эпизодам книги.
«Наташа вызывает восхищение дядюшки, когда начинает танцевать. Откуда она взяла эти движения? Любуются девушкой и дворовые, и брат Николай. Наташа умеет душой почувствовать то, что было в каждом русском человеке. Поэтому её танец наполнен глубоко народным, национальным чувством.
А вспомним Наташу, вбежавшую в комнату с требованием отдать подводы для раненых. Её лицо некрасиво, даже безобразно, она говорит громко и возмущённо, и движет ею искреннее чувство патриотизма, сострадания. «Разве мы немцы какие-нибудь?..» – вопрошает она, понимая, что не вещи сейчас важны, а что-то иное, что есть у неё глубоко в душе».
Ещё один пример. Вот как может выглядеть отрывок из сочинения, касающийся полемичности эпилога романа.
«В эпилоге мы видим Наташу взрослой женщиной, женой и матерью. В Наташе-матери «очень редко зажигался … теперь прежний огонь». Она располнела, выглядела несколько не ухоженной. Перестала петь, полностью погрузившись в семейные заботы. Режет слух словосочетание «плодовитая самка», которое употребляет Толстой, говоря о своей героине. Однако именно эта женщина, растворившаяся в интересах мужа и детей, и есть идеал писателя. Толстому важно было показать через судьбу Наташи, что все её лучшие качества и таланты реализуются в семье, найдут продолжение в детях. Читатель с этим может поспорить, но Толстой считает, что Наташа по-настоящему счастлива именно в семейной жизни. Женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к вопросам женской эмансипации».
Итоговое сочинение
Поскольку в декабре каждого года 11-классники пишут итоговое сочинение, то нужно вспомнить о том, что с декабря 2022 года комплекты тем итогового сочинения собираются только из тех тем, которые использовались в прошлые годы. Теперь они (а их более 1500) распределены по разделам.
Раздел 1 включает в себя темы, которые связаны с духовно-нравственными ориентирами в жизни человека, с вечными вопросами человеческого бытия (добро и зло, смысл жизни, назначение человека, нравственный выбор и т.д.). Роман «Война и мир» даёт возможность обратиться к нему в своей письменной работе, поскольку его герои (лучшие, конечно!) решают для себя философские проблемы, они открыты осмыслению жизни и её вечных проблем, меняются и развиваются, поднимаясь на новую ступеньку в познании самих себя и окружающего мира. В 2019 году одна из тем для итогового сочинения звучала так: « Близки ли Вам представления автора романа «Война и мир» о подлинной красоте человека?» Так, например, говоря о подлинной и ложной красоте, мы можем рассказать о Наташе Ростовой и Элен Курагиной, и это будет интересная работа, которая позволит понять и уровень вашей начитанности, и способность размышлять, делать выводы, используя прекрасный литературный материал.
В завершение напомним о том, что о героине романа «Война и мир» Наташе Ростовой вы можете найти дополнительный материал в рекомендациях на тему «Женские образы в романе Л.Н. Толстого», размещённых на нашем сайте.
Первый вариант сочинения
Наташа Ростова – одна из главных героинь романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Этот образ настолько любим автором, что он с нежностью описывает все ее недостатки и достоинства начиная с 1805 по 1820 гг.
Основные вопросы, которые поднимает автор, – положение женщины в обществе, истинное назначение женщины. Впервые Наташа появляется в образе 13-илетней девушки, не очень красивой внешне, угловатой, по-детски смешной.
Героиня во многом напоминает Татьяну Ларину: она так же близка народному духу, так же чувствует родство с природой, открыта любви и счастью, подсознательно связана с народными традициями.
Во время войны 1812 года Ростова инстинктивно следует жизненным принципам мужественного и уверенного восприятия действительности. Долго она помогает умирающему Болконскому, как бы тяжело ей это ни давалось. То, что Пьер разглядел в Наташе еще при первой встрече (чистоту души, высоту чувств), Толстой раскрывает читателю поэтапно.
Именно с ней связаны представления автора о нравственности. Толстому было важно показать поэтичность героини, стойкость ее духа. В эпилоге представляется картина истинного женского счастья, а именно: Наташа Ростова вышла замуж, родила четверых детей.
Прежняя юная Наташа совсем исчезла, осталась лишь «сильная, красивая и плодовитая самка». Наташа ни о чем не думает, кроме мужа и детей, она словно соединилась с природой, целым человечеством, землей и воздухом. Однако именно это и есть. по Толстому, истинное счастье женщины.
Второй вариант сочинения
Роман «Война и мир» известен многими героями. Они отличаются друг от друга социальным положением, возрастом, уровнем образования. Однако на фоне всех персонажей Наташа Ростова выделяется очень ярко: ведь именно она – любимая героиня Льва Николаевича Толстого. Читатель может заметить, что писатель с особой теплотой следит за её судьбой. Автор подробно показывает, как из юной наивной девочки Наташа Ростова превращается в любящую жену и многодетную мать.
В канун Нового 1810 года Наташа с сестрами и родителями отправилась на свой первый взрослый бал. Девушка не была испорчена светским этикетом, двигалась, говорила и танцевала естественно, без нарочитого кокетства. Все было в радость юной душе: новые знакомства, внимание мужчин, всеобщее новогоднее веселье.
Именно здесь героиня раскрывается во всей своей красе. Из подростка она превращается в юную прекрасную девушку, поражает всех своей легкостью, отсутствием фальши. В начале бала Наташе кажется, что ее никто не пригласит. Благодаря Пьеру на первый танец Наташу приглашает не кто иной, как Андрей Болконский. Именно здесь начинают зарождаться их чувства: хрупкая и нежная Наташа тает в сильных руках Андрея, а он в свою очередь поражен ее нравом, лед в его душе начинает таять. Этот танец является символом их зарождающейся любви.
Однако впервые Андрей Болконский увидел Наташу во время своей поездки в имение Ростовых. Хрупкая девочка с черными глазами выделялась среди играющих детей. Наташа отличалась веселостью и неугомонной энергией. Она передавала окружающим свой запал юности, делилась со всеми любовью к миру, к природе, ко всему сущему. Ночь в Отрадном князь запомнил навсегда. Там он стал тайным свидетелем разговора Наташи с Соней, во время которого его будущая возлюбленная, стоя у открытого окна, восхищалась красотою неба, звезд и лета. Это был призыв к жизни, осмысленной радости, естественному счастью.
Следующая встреча Наташи и Андрея происходит на балу в Петербурге, после которого Болконский стал часто бывать в доме Ростовых. Наташу тоже тянуло к нему, их объединяло благосклонное отношение к людям, желание сделать мир лучше, все то, что называют духовной близостью. Однако отложенная на год свадьба для юной графини Ростовой стала душевной травмой.
И именно в это время появился Анатоль Курагин. Он ворвался в ее жизнь тогда, когда она нуждалась в признании. Красивый молодой человек имел богатый опыт в общении с женщинами. Для него Наташа была всего лишь очередной победой, необходимой для самоутверждения и развлечения. То, что девушка считала искренними чувствами князя, на самом деле было фарсом, мужской шуткой, капризом. Невеста Болконского стала объектом чужой интриги. Она в силу своей наивности не замечает странностей в поведении поклонника, предложившего ей побег и тайное венчание. Однако раскрытый вскоре секрет шокирует несостоявшуюся беглянку. Выясняется, что Курагин женат на польской дворянке. Так, Наташа остается совсем одна. Болконский не смог простить ей измену и расторгает помолвку
После этого Наташа закрывается в себе и целиком погружается в тоску, однако в скором времени ей приходится забыть о своей боли, потому что началась война. В обозе среди уезжающих из Москвы москвичей, среди раненых Наташа нашла князя Андрея. С этого момента и до последнего вздоха любимого она была рядом с ним.
Наташа страдала, потому что не могла отдать себя взамен его жизни, не могла вернуть Болконскому силу и здоровье. Героиня забыла о себе самой, она думала только о человеке, которому хотела помочь выжить.
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве. Пьер, появившись в доме Ростовых, был поражён той душевной теплотой и взаимопониманием, которые царили в этой семье. Тринадцатилетняя Наташа сразу же привлекает его внимание своей живостью и естественностью, «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему». Хотя Пьер старше Наташи на семь лет, их сближает присущая им непосредственность и доброта.
Узнав о том, что Наташа изменила Андрею, пытаясь сбежать с Анатолем Курагиным, Пьер не может в это поверить. Он не может спокойно думать о её «низости, глупости и жестокости». Именно Пьер, узнав, что Элен способствовала позору Наташи, пытался восстановить её репутацию. Противник всякого насилия, Пьер вызвал на дуэль Долохова, чуть не задушил Анатоля. Хотя эти его поступки вполне объяснимы. Он тайно любит Наташу. Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой и что эта любовь останется с ним навеки.
Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются после смерти брата Наташи Пети, смерти Андрея Болконского и Элен Курагиной. Узнав Наташу в печальной исхудавшей женщине, Пьер понимает, что любит ее без памяти. Он понимает, что «исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире». Они полюбили друг друга, имея за плечами опыт страдания и разочарования. И тем ценнее для них оказывается это новое чувство. Наташу Ростову и Пьера Безухова объединяет духовное богатство, и герои ощущают необходимость поделиться им друг с другом.
В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие в каждой минуте жизни мужа.
Раскрывая образ Наташи Ростовой, писатель не скрывает своей симпатии к героине, именно с ней связаны его размышления о женском счастье, о предназначении женщины в жизни. Эта героиня по-настоящему счастлива, обретя любовь мужа и став матерью.
Третий вариант сочинения
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это настоящая книга жизни. И все герои в нем являются носителями определенных жизненных ценностей, нравственных идеалов, выражают те или иные взгляды и убеждения автора, учат нас тому, как нужно жить, чтобы сохранить в себе главные человеческие качества.
Одна из самых ярких и привлекательных героинь романа является Наташа Ростова. В ее образе автор воплотил все те качества, которые должны, по его мнению, присутствовать в душе каждого настоящего человека, качества, которые сам он больше всего ценил в людях. Его героиня жизнерадостная, чуткая, естественная, непосредственная девушка. Она отличается одаренностью, способностью видеть и понимать душу другого человека, готовностью прийти на помощь, тонкой интуицией. Она любит людей и всем делает только добро, она стремится жить полной жизнью, наслаждаться каждой прожитой минутой. И каждую минуту излучать тепло и свет.
Наташа Ростова — одна из главных героинь романа, когда мы с ней встречаемся ей всего 13 лет. Она была дочерью не очень богатого графа, поэтому считалось, что она должна найти себе богатого жениха, хотя родители прежде всего заботились о её счастье.
Внешне Наташа не отличалась красотой, но всех покоряла её жизнерадостность, непосредственность и искренность, чем она отличалась от всех светских барышень. Её глаза всегда выражали живые человеческие чувства: любовь, надежду, радость или страдание. Придя в первый раз на бал, она не думала об этикете, а просто наслаждалась танцами и музыкой. Наташа не боялась показывать свои чувства, она могла расплакаться и не переживала, что о ней подумают.
Во всём она видела прекрасное и восхищалась этим, таким образом, её одухотворённость передавалась и людям, которые её окружали. Николай, услышав её пение, подумал, что карточный долг — это пустяки, самое главное, что все живы и здоровы, хотя до этого был расстроен и даже не знал, как поговорить с отцом. Андрей Болконский, услышав, как Наташа восторгается обыкновенной летней ночью, понял, что жизнь продолжается и не нужно от всех прятаться в деревне, а нужно жить и быть счастливым.
Наташа очень влюбчива: сначала она по-детски влюбляется в Бориса Друбецкого, затем в Андрея Болконского, потом в Анатоля Курагина и наконец, в Пьера Безухова. Борис был её детской любовью, а вот Андрея она полюбила по-настоящему. Ему не надо было откладывать свадьбу на год, так как Наташа не могла жить без любви, поэтому Анатоль смог вскружить ей голову льстивыми речами и она быстро поддалась искушению. Но в этом Толстой видит не внутреннюю испорченность и неспособность к глубоким чувствам, а живого человека, который совершает ошибки, способен страдать и раскаиваться, но всё же возрождаться к жизни.
Полюбив Пьера и выйдя за него замуж, Наташа очень изменилась. Сразу стало ясно, что предназначение в жизни для неё — это семья. Она полностью отдалась мужу и детям, все её мысли были заняты заботой о них. После замужества Наташа очень редко появлялась в обществе, так как была счастлива в своём маленьком мире.
Наташа Ростова – любимая героиня Толстого, натура глубокая и художественно одарённая. Писатель любуется ею во время бала, восхищается её пением. Музыка играет большую роль в жизни девушки, помогает пережить самые тяжёлые минуты, спасает от отчаяния.
Автор наделяет свою героиню чертами, которые близки и дороги ему самому. Наташа любит природу и умеет замечать красоту и неповторимость окружающего мира. Она близка к простому народу. Искренне радуется святкам и ряженым, с удовольствием катается на санях, принимает участие в святочных гаданиях. А как восторженно описывает Толстой её русскую пляску у дядюшки, когда все восхищены удивительными, по-настоящему русскими движениями этой московской дворянки, воспитанной французскими гувернантками!
Детская непосредственность и искренность отличают Наташу Ростову от других действующих лиц романа. Она живет по велению сердца. Наташа, не стесняясь, хлопает в ладоши и дёргает почтенных гостей при виде пляшущего отца, громко визжит на охоте, выражая свои эмоции от удачного гона. В ней нет большого ума, светского лоска и заученных манер. И именно это придает ей особое очарование.
Кроме того, порой взбалмошная и легкомысленная Наташа Ростова способна на сильные чувства и решительные поступки. Будучи больной, она проводила по несколько суток около страдающей матери, спасала раненых, самоотверженно ухаживала за умирающим Андреем Болконским. Она не думала, не рассуждала, а просто поступала так, как подсказывал внутренний голос, чувство сострадания или любовь к родным людям.
Таким образом, Наташа Ростова в произведении предстает перед читателем жизнерадостной, искренней девушки. Вместе с тем героиня обладает невероятной силой духа и решительностью. Наташа не думает о себе, посвящает все свое время близким. В душе героини соединились любовь, милосердие и сострадание.
Без сомнений, Толстому удалось в романе «Война и мир» мастерски раскрыть многогранный характер своей героини. Образ Наташи Ростовой со всеми ее достоинствами и недостатками украсил поистине бессмертный роман на все времена.