Образ Пьера Безухова в романе «Война и мир»
Работая над этой темой, мы должны понимать, что такое образ героя и какими способами он создаётся. Литературный образ героя (персонажа) – это художественное изображение человека в литературном произведении. Он сочетает в себе, как правило, индивидуальное, то есть черты, присущие именно этому герою, и общее, то есть особенность, типичную для определённой эпохи, социальной группы и т.д.). Какими способами создаётся образ? Назовём основные из них.
- Портрет героя (повторяющиеся выразительные детали, полный психологический портрет).
- Речевая характеристика.
- Интерьер.
- Пейзаж.
- Самохарактеристика героя (дневники, письма, монологи, в том числе и внутренние).
- Отзывы о герое других персонажей.
- Авторские оценки и характеристики.
- Предыстория героя (при наличии).
- Характеристика героя через его поступки, взаимоотношения с другими персонажами.
- Сны героя.
Наша работа связана с одним из главных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Пьером Безуховым, биография которого хронологически развёрнута по принципу «романа-биографии», это путь, разделяемый на вехи. Его история – история самопознания, поиска себя. Сам Пьер как «человек мысли» сосредоточен на «великих вопросах» человеческого бытия.
Знакомство с героем
Пьер появляется на первых же страницах романа в первой сцене «Светский вечер у Анны Павловны Шерер» (том I , часть 1, глава 1- 5). Обратите внимание на портрет героя. Пьер – толстый, довольно неуклюжий человек выше среднего роста, «со стриженой головой, в очках». У него огромные красные руки. Но симпатия автора к герою ощущается сразу. У героя умный и наблюдательный взгляд, добрая, детская улыбка, добродушное выражение лица. Неслучайно Толстой сразу же описывает глаза героя, что для писателя очень важно: его живой, радостный взгляд, как у ребёнка, которому всё интересно, особенно выделяет Пьера, который противопоставлен гостям на вечере, где царит театральность, фальшь, искусственно установленный хозяйкой порядок.
Пьер и князь Андрей
Поскольку Пьер дружит с князем Андреем, об этом надо упомянуть при раскрытии темы. Важно то, что образ Безухова особенно ярко раскрывается именно в этих отношениях. Молодой Пьер считает своего друга «образцом всех совершенств», но при этом поступает совершенно иначе (например, обещает Болконскому не участвовать в разгулах компании Анатоля Курагина, но сразу же отправляется к нему, оправдывая себя, что это будет в последний раз). Все беды и радости жизни Пьера соотносятся с событиями жизни Болконского. Они оба идут по жизни в поисках смысла своего существования, задавая себе бесконечные мучительные вопросы. Встречи героев – важнейший этап в их развитии. Перечитайте указанные эпизоды, чтобы понять это.
- В салоне Шерер. Том I, часть 1, глава 1. В салоне Шерер; глава 5-6. Разговор Пьера и Андрея.
- Разговор с князем Андреем на пароме в Богучарове. Том II, часть 2, главы 11-12.
- Последняя встреча с Болконским и разговор с ним накануне битвы.Том III, часть 2, глава 25.
Жизненные испытания героя
Пьер Безухов проходит свой жизненный путь, проходя через тяжелейшие испытания, вздёты и падения. Именно в них, проявляется характер героя, его способность к анализу собственных поступков. Перечитайте указанные ниже главы, чтобы вспомнить о том, через что проходил Пьер в своём жизненном движении:
- смерть отца, женитьба на Элен и дуэль с Долоховым (том I, часть 1, глава 21, часть 3, главы 1,2);
- приезд Пьера на поле Бородина (том III, часть 2, главы 20,21);
- жизнь на батарее Раевского (том III, часть 2, главы 30- 32);
- пребывание в захваченной французами Москве и плен (том III, часть 3, главы 33-34; том IV, часть 1, главы 9-13).
Обратите внимание на то, какие изменения происходят в Пьере, когда он проходит через кризисные ситуации, чему учится, какой опыт обретает. Напомним, что в этом проявляется «диалектика души» героя, способного к глубокому самоанализу. Внимательно вчитайтесь в его внутренние монологи, дневники, вы увидите, как происходит противоречивое развитие внутреннего мира человека, который переходит из одного состояние в другое. Пьер способен, преодолевая сомнения и ошибки, раскаявшись, двигаться дальше.
События, определявшие возрождение души
Оказавшись в ситуации глубокого кризиса, Пьер черпает силы в том, что открывает перед ним перспективы новой жизни, высокой и важной. Обозначим главы, которые дают возможность вспомнить об этих эпохальных событиях в жизни героя.
- увлечение масонством (том II, часть 1, главы 4-6; часть 2, главы 1,2);
- знакомство с Платоном Каратаевым (том IV, часть 1, главы 9-13) и символический сон о мире («шар из водяных капель»), приснившийся Пьеру после смерти Каратаева (том IV, часть 4, главы 12-15)
- возвращение в Москву и женитьба на Наташе, обретение семьи, участие в деятельности тайного общества (том IV, часть 4, главы 15-20, эпилог).
Вот так, например, можно написать (или рассказать) о духовном подъёме, который испытывает Пьер, встретившись с Баздеевым на станции в Торжке: «Масон Баздеев говорит с Пьером о жизни, которую тот ведёт неправедно. Рассказывая о масонстве и его целях, Баздеев показывает герою путь, который на тот момент кажется Безухову поистине спасительным: ему близка идея нравственного самосовершенствования человека, «противоборства злу, царствующему в мире». Он начинает жить иначе, вдохновенно и деятельно, поскольку ему кажется, что выход из тупика найден и открыта дорога к деятельности, по которой истосковалась душа. Он убеждён, что наконец-то занят чем-то правильным и нужным: «Пьер испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни».
На пути к единству с народом
Раскрыть тему полностью нельзя без разговора об участии героя в войне 1812 года, о приобщении к народной войне, о пути осознания себя как части народа. Пройдя через Бородино, пожар Москвы, плен, он словно очистится («как из бани», по словам Наташи Ростовой), обретёт веру, будет оценивать свою жизнь по-каратаевски, задавая себе вопрос, одобрил бы тот его действия.
Любовь и семья в жизни Пьера
Какое место занимала в жизни Пьера любовь? Конечно же, здесь не идёт речь о его женитьбе на Элен Курагиной, которая состоялась благодаря находчивости и хитрости Василия Курагина. Доверчивый Пьер совершает ошибку, дорого ему стоившей.
Вести разговор нужно о Пьере и Наташе Ростовой. Именно в этих отношениях раскрываются лучшие стороны героя: чистота, душевность, способность понять и простить, желание помочь. Что принесла Пьеру его семейная жизнь с Наташей?
Возможный ответ. Женившись на Наташе Ростовой, любовь к которой он сохранил вопреки всем испытаниям, Пьер обретает долгожданное семейное счастье, к которому он шёл так долго. В эпилоге мы видим настоящую семью и дом, в котором царит любовь. Чувства, объединяющие мужа и жену, глубоки и взаимны. Пьер говорит Наташе: «Он (Каратаев) одобрил бы это, нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас». Без семейного счастья Пьер не мыслит правильной благообразной жизни.
Вывод
Не забудьте сказать, что образ Пьера Безухова – любимый образ писателя именно потому, что перед нами глубокий, думающий и порой искренне страдающий человек, один из лучших представителей дворянского общества своей эпохи, который не останавливается в своём развитии и самосовершенствовании.
Первый вариант сочинения
Пьер Безухов в наибольшей степени выражает идеологию самого Л.Н. Толстого. Нравственно-духовные искания героя нацелены на постижение вселенной. К тому же Пьер – центральный герой для более глубокого понимания философского смысла произведения.
Впервые мы видим Пьера в салоне Анны Шерер. Герой не соответствует представлениям об утонченном аристократе, высокомерном и эгоистичном, бесчувственным и притворяющимся во всем. Пьер неуклюж, ведет разговоры, не подобающие молодому дворянину в обществе. Он восхищается Наполеоном, мечтает повторить его судьбу, достичь великих побед, но все это так и остается в мечтах.
По натуре Пьер — чрезмерно мягкий и сомневающийся человек, из-за этого он подвержен влиянию более хитрых и коварных людей, чужому мнению. Очень быстро Пьер осознает, что превратился в ничтожество, подвергшееся искусственному обаянию Элен. Он понимает ее сущность, но тем не менее вызывает Долохова на дуэль, совершив едва ли не роковую ошибку.
Смысл жизни, её высшие ценности – вот о чем постоянно думает Пьер. Эти мысли привели его к масонству, которое в то время казалось ему основным проводником истины на земле. Но фальшивость направления привели к скорому разочарованию героя.
Позже Безухов переживет и разочарование в Наполеоне, которого он собирается убить. Ради этого Пьер остаётся в горящей Москве.
Во время войны 1812 г. смыслом жизни для Безухова становится единение с простым народом. Во время Бородинского сражения раскрывается его истинный патриотизм, готовность умереть за родное отечество, разделив общую народную судьбу.
Пережив ужасы французского плена, Пьер возродится к жизни, познакомившись с Платоном Каратаевым, отношение к жизни которого его глубоко поразит. Философия Платона Каратаева помогла ему осознать, что «человек создан для счастья».
Но у Пьера не получается до конца следовать наставлениям Каратаева. Лишь его семейную жизнь Платон одобрил бы. Так считает Пьер. Ведь он создал семью с Наташей Ростовой. Семья Безуховых – идеальная модель мира, без которой невозможно земное счастье.
Однако жизнь Пьера не ограничивается на семье. Он пытается стать участником тайного общества, жизнь его не стоит на месте, он постоянно двигается. В финале романа вновь возникает противоречие – жизнь разумная и сердечная.
Я думаю, рисуя образ Пьера Безухова, Л.Н. Толстой стремился изобразить, насколько сложен путь человека, насколько мучителен рост его самосознания, обретение им истины, которое становится новой точкой в движении вперёд.
Второй вариант сочинения
Пьер Безухов относится к числу любимых героев Льва Николаевича Толстого. Кроме того, в романе «Война и мир» с Пьером связаны судьбы многих героев, поэтому при его участии развиваются сюжетные линии романа.
В первый раз читатель встречается с Пьером Безуховым в салоне у Анны Павловны Шерер. Сразу бросается в глаза, что он вовсе не такой, как окружающие, и не вписывается в пронизанное фальшью светское общество. Это не удивительно, ведь Пьер искренний, непосредственный, по-детски наивный.
Примечателен тот факт, что с Безуховым мы встречаемся именно на первых страницах большого четырехтомного романа, что может говорить о важности этого героя для писателя, который приготовил ему нелегкую, но знаменательную судьбу.
Со смертью старого графа Безухова для Пьера начинается новый период жизни, поскольку он становится единственным наследником графского состояния. Однако свалившееся на Пьера богатство становится причиной множества испытаний и трагедий.
В одно мгновение нелепый юноша, над которым смеялось светское общество, получил сорок тысяч душ и миллионы. Благодаря этому Пьер стал самым желаемым гостем в любом доме и любой компании. Многие мечтали породниться с ним, выдав замуж за него дочь. Не исключением был и хитрый князь Василий Курагин, который изначально сам претендовал на богатства старого графа. Утраченная возможность легко обогатиться не дает покоя князю. И он находит выход из ситуации – выдать замуж за Пьера свою дочь Элен и таким образом получить доступ к желаемым деньгам.
Обмануть молодого Безухова не составляет особого труда: он доверчив, искренне верит в бескорыстность людей. У него нет опыта общения с высшим обществом, он мало что знает о жизненных принципах этих людей. К тому же он самого детства знаком с князем Василием и его дочерью Элен. Это стало еще одной причиной, почему умный, рассудительный молодой человек не заметил подвоха. Можно сказать, что Пьер стал заложником ситуации. Князь Курагин обставил все так, что Безухова начали считать женихом Элен еще задолго до того, как сам Пьер решился на этот шаг. «Он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых».
Будучи необузданным и страстным по своей натуре, Пьер в течение всей жизни вел упорную борьбу с темными сторонами своей личности, с наследственными инстинктами, с привычками среды. Также в нем было живо глубокое религиозное чувство, настойчиво давали себя знать потребности нравственного порядка, чем и объясняется жадное внимание Пьера ко всему, в чем, казалось ему, заключается надежда на правильный жизненный выход из его сомнений и бесплодных исканий. Со временем духовные запросы его натуры взяли решительный перевес, и Пьер задумал обновить жизнь, внести в нее полезный труд, чистоту и служение нравственному идеалу.
В эпоху выработки нового строя жизни беседа с масоном Баздеевым затронула струнку религиозности в душе Пьера. Ему понравилось строгое отношение к жизни старого масона, его воодушевленные настроения и идеальные цели братства. Пьер сам делается масоном, участвует в собраниях братства, читает религиозно-философские книги, погружается в мистику, находя в ней отзвук некоторым склонностям своей натуры, и под влиянием новых идей готов всего себя и все свое богатство отдать на цели, проповедуемые братством. Ему хочется подчинить всю свою жизнь какой-нибудь высшей цели, жить по строгим заветам, определяющим каждый шаг, и наполнить свое существование полезной деятельностью. Однако, познакомившись с жизнью членов братства ближе, Безухов увидел, что они ограничивают свое служение лишь внешней обрядовой стороной, что масонство не мешает многим членам братства стремиться к наживе, орденам, власти, ничуть не меняя привычек светской жизни. Когда же Пьер задумал сблизить религиозные цели братства с общественными, дабы кроме добрых слов были и полезные дела, то встретил решительный отпор и решил покинуть братство.
Таким образом, его вновь настигло разочарование. Но жить пустой, бесцельной прежней жизнью он не мог. Во время Бородинского сражения он чувствует, что выходом для него становится желание быть «просто солдатом», разделить свою судьбу с общенародной. Поэтому он стремится попасть в горящую Москву, чтобы убить своего прежнего кумира — Наполеона, чтобы погубить нашествие врага. Однако попадает в плен, переживает нужду, лишения и близость смерти. Именно там среди пленных он встречает солдата апшеронского полка Платона Каратаева, под влиянием которого переживает решительный нравственный переворот. Платон Каратаев возвращает его снова к жизни, дает ему то новое духовное содержание, с которым жизнь делается радостной, разумной и наполненной смыслом.
В конце своих идейных исканий автор награждает Пьера жизнью в атмосфере настоящей семейной идиллии. Герой наслаждается спокойствием и счастьем, окруженный заботой любимой супруги и счастливыми голосами четырех детей. Образ Пьера Безухова является олицетворением героя, через духовые и идейные искания которого и путь их осознания раскрывается главный замысел произведения.
Подобно Пьеру Безухову автор и сам отрекается от своих первоначальных убеждений. Так, в основе романа «Война и мир» главной идеей становится не служение гражданскому долгу или участие в общественных движениях. Главная мысль произведения заключается в изображении идеала человеческого счастья в семейном кругу, в жизни на родной земле, в отсутствии войны, в единстве со своим народом.
Третий вариант сочинения
Пьер Безухов — один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». В этом произведении очень много персонажей, но яркий образ Пьера Безухова выделяется среди остальных героев. Это человек, который прошел сложный жизненный путь, который менялся, взрослел, осознавал значение и суть окружающей его жизни. Автор необычайно полюбил своего героя, поэтому и уделил пристальное внимание образу этого человека.
Пьер – незаконнорожденный сын богатого и влиятельного графа Кирилла Безухова, получивший после кончины своего отца его титул и значительное наследство. Впервые мы встречаемся с ним в 1805 году в модном светском салоне Анны Павловны Шерер. Внешне Пьера можно описать как молодого человека двадцати лет, отличающегося массивной и толстой фигурой, с круглым лицом и стриженой головой. Он носит очки. Сразу бросается в глаза, что этот человек чувствует себя растерянно и немного неловко. Он здесь недавно, ведь до этого времени долго жил за границей, где получил блестящее образование и приобщился к европейским прогрессивным взглядам на жизнь.
Его внешность, как и простая манера поведения, разительно выделяет его среди присутствующих, принося хозяйке салона немалое беспокойство, её очень пугает слишком наблюдательный и естественный взгляд необычного гостя. Единственный друг Пьера, которого он тоже здесь встречает, — это молодой князь Андрей Болконский. Они рады встрече, ведь не виделись довольно много лет. Их объединяет родство душ, восхищение Наполеоном Бонапартом, которого они считают величайшим деятелем того времени.
Одной из самых ярких черт характера Безухова является его доброта и простодушие. Он легко поддается чужому влиянию, и этим спешит воспользоваться князь Василий Курагин, у которого в результате получается устроить брак Безухова со своей красивой, но абсолютно испорченной и развращенной Элен. Пустая светская жизнь и её развлечения противны Безухову, он мечтает о чем-то более высоком и великом, но не знает, как изменить свой образ жизни, чтобы наполнить его смыслом.
Когда Пьер стал богатым и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи выступила подруга Василия Курагина Анна Павловна Шерер. Анна Павловна внушила Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное. Итак, Пьер женат. Его жена Элен не умна, она бездушна и порочна. Пьер еще перед женитьбой чувствовал, что эта свадьба не приведет ни к чему хорошему. Поэтому произошедший разрыв с «подлой, бессердечной породой» Курагиных становится вполне ожидаемым.
Полностью разочаровавшись в семейной жизни, Пьер пытается реализовать себя в общественной деятельности. Наиболее приемлемой ему кажется деятельность в масонской ложе. Но и здесь он не находит себя: масоны чтут его только за большие пожертвования, которые не всегда идут на то, что планировалось. Члены ложи далеки в реальной жизни от тех истин и правил, которые они должны соблюдать и проповедовать. Со временем Пьер понимает, что это обман. Но должно пройти еще много времени, прежде чем он найдет применение своему желанию действовать.
Безухов решает вникнуть в сферу военного дела. Он не военный человек по своему виду деятельности, поэтому принимать лично участие в военных событиях он не может. Пьер оказывает финансовую поддержку созданному по его инициативе полку. После Бородинского сражения, участником которого он стал, его взгляды меняются. Теперь, некогда боготворимый им Наполеон, стал человеком, вызывающим отвращение и ненависть. Пьер задумывает покушение на императора. Естественно, что для Безухова, который не имеет навыков стрельбы, да и в целом малознаком с военным делом, это непосильная задача. Его план проваливается, а сам Пьер попадает в плен.
Общение с Платоном Каратаевым, таким же пленным, как и он, открыло ему глаза на многие истины, заставило по-другому взглянуть на обыденные вещи. Платон был представителем крестьянства, и никогда не входил в высшее общество, поэтому его жизненные принципы далеки от великосветских постулатов о жизни и необычны для Пьера. Общение с Каратаевым приводит Пьера к мысли, что счастье находится в самом человеке, и, для того чтобы его обрести, нужно просто не изменять своим душевным принципам, жить в единении с природой и народом. В плену Безухов осознает, что его постоянные вопросы, которые он задаёт себе, не нужны. чтобы обрести счастье. Есть Бог, в руках которого все начала и концы.
Во время первой встречи с Наташей Пьер был поражен и её чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость их счастья смешивалась в его душе с грустью. Однако он смог пожертвовать своими чувствами ради счастья близкого друга. Когда Наташа и Андрей расстаются из-за ее увлечения Анатолем Курагиным. Пьер вначале не может поверить в предательство этой невинной девушки, затем презирает ее, но, увидев её, измученную, исстрадавшуюся, не только не обвиняет её, но и впервые говорит о своём чувстве к ней.
С этих пор любовь вошла в его «расцветшую к новой жизни душу». Возможно, Пьер понял Наташу, потому что её связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Пьер был пленен внешней красотой Элен, но её «загадочность» обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом. Так же и Наташа увлеклась внешней красотой Анатоля, а впоследствии узнала его истинное лицо. Пьер стал единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда Наташа мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в его глазах упрека и негодования. Он боготворил её. А Наташа боготворила его только за то, что он есть на свете и что он для неё единственное утешение. Он был ей дорог и жил в её сердце всё это время.
Пьер сохранил в себе любовь к Наташе, пронес ее в сердце сквозь долгие годы. И наконец произошла долгожданная встреча. Они оба поверили, что после всего пережитого смогут стать счастливыми. Сила любви оживила Наташу, вылечила ее израненную душу. А для Пьера любовь Наташи была наградой за все его лишения и мучения. Она, словно ангел, вошла в его жизнь, озаряя её теплом, ласковым светом.
Семья Наташи и Пьера — это образ идеальной семьи, по мнению Толстого. Та семья, где муж и жена — одно целое, где нет места условностям и ненужному жеманству, где сияние глаз и улыбка могут сказать гораздо больше, чем длинные, запутанные фразы. Наташе было важнее всего чувствовать душу Пьера, понимать, что его волнует, угадывать его желания: «Она чувствовала, что связь её с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, а чем-то другим, неопределенным, твердым, как связь её собственной души с её телом».
В течение повествования образ этого героя претерпевает значительные изменения, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, каких-то своих высших, непреходящих идеалов. Встретив Безухова впервые в салоне Анны Павловны Шерер и расставаясь с ним в эпилоге романа, мы видим, как изменился герой.
Пройдя через жизненные испытания, предательство и искушения, прикоснувшись к людскому горю, увидев войну и страдания человека в её огне, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних умозаключений. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни, понимает, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей. Но Пьер не был бы истинным толстовским героем, если бы успокоился, отказавшись от внутреннего развития. Пьер Безухов – это глубокий, думающий и порой искренне страдающий человек, один из лучших представителей дворянского общества своей эпохи, который не останавливается в своём развитии и самосовершенствовании никогда.