Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 10 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет обществоведческого образования в средней школе. Курс «Обществознание» для старших классов средней школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, то есть включает знания из различных отраслей науки (социальной философии, социологии, экономической теории, политологии, правоведения, антропологии, психологии и др.) в педагогически целесообразной целостной системе.
Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Программа ориентирована на учебник Боголюбова Л.Н., А.Ю. Лазебниковой и др. «Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень; под. ред. Боголюбова Л. Н. М.: Просвещение, 2020, что соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных и допущенных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2019 — 2020 учебный год.
План
Человек в обществе (сентябрь – октябрь)
- Биологическое и социальное в человеке
- Личность
- Социализация личности
- Деятельность и потребности человека
- Самосознание и самореализация
- Единство свободы и ответственности личности
- Факторы социального поведения
- Мировоззрение
- Познание мира
- Познание человеком самого себя
- Самооценка
- Человек как продукт биологической, социальной и культурной революции
- Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, ориентиры
Общество как сложная динамическая система (ноябрь — декабрь)
- Общество как совместная жизнедеятельность людей
- Общество и природа
- Общество и культура
- Особенности социальной системы
- Социальные институты
Культурная и духовная жизнь общества (декабрь — март)
- Материальная и духовная культура общества
- Происхождение слова «культура» и его значение
- Элементы культуры и культурный комплекс
- Традиции и новаторство в культуре
- Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная
- Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры
- Этикет, его происхождение и правила
- Наука
- Образование как социальный институт
- Искусство
- Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры
- Категории морали. Становление нравственного в человеке
- Религия. Мировые религии
- Роль религии в жизни общества
Экономика (март — май)
- Экономика и экономическая наука
- Рыночный механизм регулирования экономики
- Виды и функции рынков
- Роль государства в экономике
- Предприятие и фирма в экономике
- Факторы производства и факторные доходы
- Расходы и доходы предприятия
- Фондовый рынок
- Банковская система
- Менеджмент
- Маркетинг
- Инфляция
- Бюджетно-налоговая система
- Экономический рост. Экономический цикл
- Мировая экономика
- Глобальные экономические проблемы
- Роль экономической культуры и деятельности