Печорин и Грушницкий (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Рекомендации к написанию сочинения «Печорин и Грушницкий» по роману М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени»

Сочинение, которое вам предстоит написать, является сравнительной характеристикой героев романа. Этим определяется композиция работы. Она отражается в плане, который мы вам предлагаем для его использования.

План к сочинению

I. Роман «Герой нашего времени» – размышление о судьбе дворянства тридцатых годов XIX века.

II. Печорин и Грушницкий как образы-антиподы.

  1. Социальное положение героев.
  2. Естественность поведения Печорина и стремление произвести эффект, присущее Грушницкому.
  3. Глубокое понимание людей Печориным и неспособность к пониманию чуши человека Грушницкого.
  4. Сила воли Печорина и безволие Грушницкого.
  5. Благородство Печорина и способность на низкие, подлые поступки Грушницкого.
  6. Критичное отношение Печорина к себе и самодовольство Грушницкого.
  7. Искренняя разочарованность Печорина в жизни, в людях и игра в разочарованность его антипода.
  8. Глубина чувств Печорина и поверхностность переживаний Грушницкого.
  9. Богатство печоринской натуры и душевная нищета его противника.
  10. Сложность и противоречивость души Печорина – мелочность и себялюбие Грушницкого.
  11. Грушницкий – пародия или двойник Печорина?

III. Смысл противопоставления героев в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Место Грушницкого в системе персонажей

Если Печорин – главный герой романа, раскрытию характера которого подчинена композиция произведения, выстроена система персонажей, то Грушницкий появляется только в одной части – повести «Княжна Мери», причём уже на первых её страницах. Поэтому только в контексте  этой части важно понять, почему именно такой герой оказался рядом с Григорием Печориным.

К характеристике Грушницкого

На что нужно обратить внимание, говоря в сочинении о Грушницком?

  • Развёрнутая портретная характеристика (во внешности находит отражение стремление героя производить эффект; обратите внимание на такую деталь, как солдатская шинель, которая надета вместо юнкерской, чтобы казаться разжалованным, т.е. загадочным и таинственным).
  • Речевая характеристика Грушницкого. Отметьте «заготовленность» пышных фраз на все случаи жизни, надуманных афоризмов, высокопарных тирад, которые должны показать его редкостные страдания, глубокомыслие и возвышенные чувства. Однако всё это выглядит неестественным и смешным, превращаясь лишь в изысканное фразёрство, за которым ничего нет.
  • Говоря о нравах, особенностях поведения героя, нельзя не отметить, что он стремится казаться героем, каким не является. Недалёкий и мелочно хвастливый, Грушницкий нарочито театрален, мелочно самолюбив.
  • Ложный, напускной, фальшивый романтизм, воспринятый как мода и выставляемый напоказ небескорыстно, разоблачается Лермонтовым в образе Грушницкого, который хочет казаться разочарованным, исключительным. Однако никакой подлинной разочарованности, кроме зависти, в нём нет.

Грушницкий глазами Печорина

Проницательный Печорин отлично понимает Грушницкого. Подобранный материал позволит вам рассказать об этом.

— В Пятигорск  Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа»

— «Он не людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

— Говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства… Производить эффект — его наслаждение»

— В душе его нет «ни на грош поэзии».

Вывод, который делает Печорин: «…Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях… я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Завершая свой рассказ о Грушницком, нужно пояснить, что этот герой – антипод Печорина, своеобразная пародия на него. Главный герой романа отлично видит самодовольство, позёрство, фальшь Грушницкого, чем вызывает у него ненависть, и это в свою очередь делает его жестоким орудием в руках негодяев, толкает на низость. По сути дела, Грушницкий –   антиромантический герой.

Антитеза Печорин – Грушницкий

Смысл появления такой пары героев заключается в том, чтобы на фоне мелочности одного оттенить достоинства Печорина: его естественность в чувствах, значительность и глубину души, его подлинные, неподдельные страдания.

Изображение главного героя в системе пар или антитез даёт возможность пролить свет на судьбу Печорина, раскрыть новые грани его характера. Рекомендуем вам обратиться к нашим материалам к сочинениям, которые связаны с личностью Григория Печорина. Они размещены на нашем сайте.

Первый вариант сочинения

Печорин и ГрушницкийПечорин познакомился с Грушницким на Кавказе в действующей армии. Грушницкий — молодой человек (ему около 20 лет), носящий звание юнкера. Он кандидат на получение офицерского чина. Выглядит он старше своих лет.

Печорин испытывает неприязнь к манере поведения Грушницкого. Юнкер любит принимать трагическую позу и произносить возвышенные речи. Григорий Александрович быстро догадался, что основная цель Грушницкого — производить эффект среди доверчивых «зрителей» и собеседников,  «сделаться героем романа».

Печорин прекрасно знает, что Георгиевский крест Грушницкий получил за «показную» храбрость. Он видел юнкера в бою: «…махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза».

Грушницкий понимает, что Печорин не попал под его влияние. В обществе они выглядят друзьями, но в душе каждого нарастает злоба. Печорин предчувствует, что когда-нибудь взаимная неприязнь приведет к серьезным последствиям.

С самой первой встречи на водах Печорин с Грушницким продолжают скрытый от посторонних глаз  поединок. Преимущество явно на стороне Григория Александровича. Он хорошо изучил Грушницкого, который «не знает людей и их слабых струн».

Грушницкий совершил большую ошибку, когда дал понять Печорину свою заинтересованность княжной Мери. Для скучающего главного героя возможность позлить юнкера выглядела способом развлечься.

Грушницкий плохо знает женщин. Завоевать сердце молодой красавицы он пытается излюбленным методом. Юнкер «с мрачным видом» произносит готовые искусственные фразы («Что для меня Россия?», «под пулями дикарей»). Его комплименты девушке слишком патетичны и расплывчаты: «один светлый, женский взгляд».  Поначалу это производит впечатление на княжну Мери, но с каждым днем настойчивый поклонник все больше ей надоедает.

Опытный в любовных делах Печорин ведет очень тонкую расчётливую игру. Он хорошо знает, как вести себя с неопытной девушкой, и не спеша плетет любовную сеть.

Грушницкий выглядит смешно и жалко. Он ведет с княжной сентиментальные разговоры, заказывает кольцо с надписью «Мери», не спускает глаз с «богини». В это время Печорин сочетает намеренную холодность с практическими действиями: целует девушке руку, защищает ее от пьяного «кавалера», переносит в объятиях через быструю речку.

Предпочтения княжны Мери «вычислить» нетрудно. Для Грушницкого бал становится настоящим шоком. Он не сомневался, что девушка также влюблена в него, и поэтому снисходительно относился к ухаживаниям Печорина. Получив наконец-то офицерский чин, юнкер намеревался окончательно завоевать сердце девушки, но встретил холодный отпор. С Грушницкого моментально слетела «трагическая мантия», за который оказался рассерженный мальчик: «… бросил бешеный взгляд, топнул ногой и отошел прочь».

Убийство Грушницкого обычно ставят в вину Печорину, хотя на самом деле она не так уж и велика. Юнкера сгубили чрезмерная самоуверенность и «романтический фанатизм».

Мери сделала свой выбор. Печорин виноват перед ней, потому что не имел никакого намерения жениться. Но ведь Грушницкий об этом не знал. Он хотел отомстить сопернику из мужского самолюбия. До чувств самой княжны ему не было никакого дела.

Заговор против Печорина был грязным и бесчестным. Причем Грушницкий хотел опорочить и имя своей возлюбленной. Вызывая «приятеля» на дуэль, Печорин защищал как свою честь, так и репутацию княжны Мери.

Задумка шайки Грушницкого с незаряженным пистолетом —  подготовка преднамеренного хладнокровного убийства. Печорин дважды хотел простить соперника, если бы тот отказался от этого плана, он «бросился б ему на шею». Когда Печорин раскрыл обман и потребовал зарядить пистолет, он еще раз попытался достучаться до совести Грушницкого: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все». Ответ новоиспеченного офицера был достаточно красноречив: «Я себя презираю, а вас ненавижу».

Множество людей погибло на дуэли из-за самых незначительных причин. В этом плане совесть главного героя может быть спокойна. Равнодушный к «радостям и бедствиям человеческим», Печорин до последнего испытывал жалость к «бедняжке» Грушницкому и хотел предотвратить кровопролитие. Обозленный мечтатель сам шел навстречу смерти и буквально потребовал совершить выстрел. Даже в последней фразе он не удержался от высокопарного тона: «Нам на земле вдвоем нет места…».


Второй вариант сочинения

Главным героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Печорин. В произведении описываются события, происходящие в его жизни, и его взаимоотношения с разными людьми. Для того чтобы наиболее точно раскрыть все его качества, автор противопоставляет Печорину другого персонажа – юнкера Грушницкого.

Часть событий, описанных в произведении, происходит на Кавказе. И это, вероятно, не является случайностью, так как в то время сюда отправлялись люди, преследуемые правительством. К их числу принадлежал и Печорин, сосланный на Кавказ за какую-то нашумевшую в Петербурге историю. Здесь он встретился с Грушницким, прибывшим на воды залечивать раны. Печорин и Грушницкий вместе служили в действующем отряде и встретились как старые приятели.

У молодых людей так же много сходств, как и различий. По своему происхождению оба они дворяне. Однако в жилах Печорина текла аристократическая кровь в отличие от Грушницкого. Оба молодых человека были военными и служили на Кавказе. Но Печорин являлся жителем Петербурга, а Грушницкий вырос в самой обыкновенной деревне.

И один, и второй герой получили хорошее образование, были достаточно воспитаны, горды и самолюбивы. Кроме того, и Печорин, и Грушницкий являлись злопамятными и мстительными людьми.

Герои примерно одного возраста. Печорину на момент повествования было около 25 лет, а Грушницкому только исполнилось 20 лет, хотя и выглядел он старше. И Печорин, и Грушницкий были очень видными молодыми людьми.

Печорин – блондин с чёрными бровями и усами. Это молодой человек среднего роста и хорошего телосложения. Бледный цвет лица, карие глаза, холодный взгляд и небрежная походка придавали герою особый шарм. Он всегда богато одевался и ходил только в чистой и выглаженной одежде.

Грушницкий любил производить впечатление, и его внешние данные позволяли это делать. Молодой человек был смуглым брюнетом с выразительными чертами лица. Как и Печорин, Грушницкий был хорошо сложен и носил усы.

Главное отличие героев в их темпераменте. Григорий был сдержан и холоден – его лицо не выражало никаких эмоций, говорить он тоже не любил. Грушницкий же, напротив, был говорлив, страстен и эмоционален. Печорин был дерзким, наглым, черствым и храбрым. Он знал людей, знал, как обращаться с женщинами и как пользоваться своим положением. Грушницкий от всего этого далёк: он неопытен, сентиментален, труслив, но любит производить впечатление.

Несмотря на то, что у героев есть схожие черты, абсолютно разные. Поэтому именно благодаря Грушницкому Лермонтов смог показать  глубину души Григория Печорина.

Печорин и Грушницкий встречаются как давние приятели. У них очень разные характеры, но это не мешает им проводить много времени вместе. Тем не менее между приятелями ложится тень раздора, когда они встречают Мери. Грушницкий пропитывается к ней искренним чувством. Он делится этим с Печориным, но вместо поддержки получает лишь конкурента.

Могла ли между героями возникнуть настоящая дружба? Происходящее говорит об обратном. Дружили молодые люди только формально. Отношения с Мери образовали между ними большую пропасть, в итоге чего произошла трагическая развязка: Печорин убил Грушницкого на дуэли, нисколько не жалея об этом.

Если Грушницкий влюбился в девушку по-настоящему, увлекся ею и искренне пытался завоевать ее сердце, то для Печорина она была лишь развлечением и не больше. Ради собственной прихоти Печорин играет судьбами и жизнями людей.

Грушницкий же пытается завоевать ответную любовь, но тщетно. Его страстный и пылкий характер не привлекает Мери, часто она даже не замечает его взглядов и порывов. Тем не менее Грушницкий много говорит и мало делает. Его красивые речи никак не подтверждаются действием, а все попытки обратить на себя внимание Мери заканчиваются неудачей. Печорин же, наоборот, говорит мало, но его действия решительны. Выбор Мери становится очевидным.

Грушницкий — юнкер, он как-то по-особому носит свою толстую солдатскую шинель, говорит пышными фразами, маска разочарованности не сходит с его лица. Производить эффект — основное его наслаждение. Цель его жизни — сделаться героем романа. Он самолюбив. Скучающий Печорин от нечего делать решил сыграть на самолюбии приятеля, предчувствуя, что одному из них придется туго. И случай не замедлил себя ждать. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот в отношении своего друга. Послушав своих товарищей, Грушницкий, для того чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.

И вот Печорин стоит под дулом пистолета. Условия дуэли очень жесткие. При малейшем ранении можно упасть в пропасть. Поражает выдержка и самообладание главного героя. Он знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его. Но, несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника и говорит ему, что у него еще есть время отказаться от собственной клеветы. Однако Грушницкий выбрал смерть, считая, что на земле нет места для них двоих с Печориным.

Таким образом, автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Он был готов даже простить обидчика, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существовавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его морали. Он неоднократно говорит о своей двойственности, и двойственность его — не маска, а истинное состояние души.


Третий вариант сочинения

В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа, для того чтобы полнее раскрыть его характер. Этим приемом пользуется и Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, — личность яркая, однако раскрыть многие его качества позволяет лишь появление в романе Грушницкого.

Печорин — образованный светский человек с критическим умом, неудовлетворенный жизнью и не видящий для себя возможности быть счастливым. В романе он называется «странным человеком», так о нем говорят почти все персонажи.

Печорин жесток и эгоистичен. Это становится понятно уже в первой главе — он похищает Бэлу лишь из-за того, что эта девушка приглянулась ему. Чуть позже Лермонтов описывает, как Печорин отнесся при встрече к своему старому другу, Максиму Максимычу — он холоден со штабс-капитаном, как будто они не были никогда близки. Так же он поступает и с Мери — начинает ухаживать за ней, только чтобы поздить Грушницкого, и ему безразличны чувства девушки.

Печорин полон сил, в нем присутствуют, помимо жестокости, и хорошие качества: ум, находчивость, наблюдательность. Но он не может найти им применения, в большинстве случаев эти качества приносят только несчастья.

Возможно, Печорин смирился с тем, что приносит людям только горе и страдания, а потому он не верит ни в любовь, ни в дружбу. Он верит только в себя — и любит только себя, не отказывая себе ни в чем. Но стоит заметить, что стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть.

Грушницкий — молодой юнкер, лечащийся на водах по причине ранения в ногу. Он является типичным представителем местного общества. Он приехал сюда отнюдь не для того, чтобы любоваться красотами природы, а сделаться героем романа. Его нога перестала хромать не вследствие лечения, а после его увлечения княжной. Он праздно проводит время, посещая приемы и волочась за миловидной девушкой. Его не мучают душевные терзанья, хоть он старается сделать вид, что всё наоборот. Он не любит Печорина, но всё же проводит с ним много времени и для вида находится в самых дружеских отношениях.

Грушницкий тайно радуется отношению княжны к Печорину, не понимая, что все эти дерзости Печорина—  часть его жестокого плана и что скоро его торжеству придет конец. Счастливый и довольный собой, он не заметил, как княжна потеряла к нему интерес, и что теперь она его использует, чтобы досадить Печорину.

В романе характеристику Грушницкого нам дает Печорин. Позер, выдающий себя за романтического героя, говорит пышными фразами, прикрывается необыкновенными чувствами, притворяется страдальцем. Производить эффект — его наслаждение. От Грушницкого так и веет самодовольством и самоуверенностью. Он не слушает собеседника, не отвечает ему, он наслаждается своей речью.

Солдатская шинель Грушницкого вводит в заблуждение девушку. Мери приняла его за разжалованного офицера и проявила к нему интерес. Грушницкий очень доверчив, он верит Печорину, когда тот убеждает его, что княжна влюблена в него. Далее он идет на поводу у своих мнимых приятелей и соглашается на  подлую дуэль. Внутри него шла борьба, он не хотел быть убийцей, не хотел быть подлецом, но хотел отомстить. Когда Печорин потребовал перезарядить пистолет, Грушницкий понял, что всё кончено. Но он не стал просить прощенья, не стал отказываться от своих слов, и последние его слова были исполнены трагической тональности.

Возможно, если бы он был старше, опытнее, он кончил бы иначе, так, как предсказывал Печорин. Если бы он не позволял другим людям управлять собой, он был бы не так смешон. Печорин сыграл на его тщеславии и самолюбии, другие использовали его злость. Возможно, спустя какое-то время он перестал бы подражать другим и стал самим собой, но встреча с Печориным всё решила.

Печорин – человек, разочарованный в жизни, не ждущий каких-то благ и удачи, ему ничего не хочется, он считает, что уже все видел. Ему ничего не стоит добиться расположения или получить желаемое, не прилагая особых усилий. При этом – это невероятно яркая и самобытная личность, которая таит в себе множество противоречий и подводных камней.

Грушницкий хочет быть похожим на своего товарища. Он постоянно играет роль и крайне редко показывает свое истинное лицо. Тщательно продумав образ, он безукоризненно следует ему. Чрезмерно много говорит, но не всегда его поступки соответствуют делам.

Любовная линия с княжной Мери также дает понять, насколько по-разному устроено восприятие у героев. Грушницкий всеми силами пытается добиться расположения девушки, а Печорин, осознавая свое превосходство, понимает, что ему ничего не стоит влюбить в себя княжну. Печорин понимает людей, он умен, прозорлив. Ему достаточно одного взгляда на человека, чтобы понять его истинные мотивы и устремления. Грушницкий же порой вызывает жалость своими напыщенными речами и слабостью характера.

Автор вводит в свое повествование Грушницкого именно для противопоставления этих двух лиц. Он хотел показать яркость, силу и твердость характера, уникальность натуры Печорина. Все, что Грушницкий хотел продемонстрировать, было присуще Печорину. Печорин был собой, он никогда не притворялся, жил с определенными принципами и убеждениями. Грушницкий же, постоянно прячась за маску, не обладал такой внутренней силой, такой стойкостью характера, как у Печорина. Он труслив, мелочен и порой даже вызывает сочувствие.

Дуэль — это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих. Оба вели себя недостойно по отношению друг к другу. Грушницкий распускал слухи про Печорина, решил обмануть его во время дуэли. Узнав об этом, Печорин приходит в ярость. Убивая приятеля, он не испытывает никаких чувств, уходит с места события, не оглядываясь.

Дуэль является показателем безответственности каждого из персонажей, безразличия к жизни другого человека. Тем не менее жалость вызывают оба героя, ведь Грушницкому так и не удалось воплотить в жизнь свои романтические мечтания, а у Печорина их никогда и не было. Он просто не умеет испытывать светлых чувств. Печорину было все равно, умрет он или нет, а Грушницкий не хотел быть убитым. Но никто не вправе лишать другого человека жизни из-за собственных прихотей, шуток или эмоций. Возможно, лучше бы умер именно Печорин, потому что он не видит смысла в своем существовании. И в этом его трагедия.

«Герой нашего времени» – история о чести и о выборе. Печорин говорит, что таким его сделало само общество, навязав ему черты, которые изначально не были ему присущи. Время, в котором живут герои, славится безыдейностью, герои становятся такими от скуки и неприкаянности. Но каждый человек сам должен выбирать, каким ему быть. Печорин называет себя нравственным калекой, Грушницкий является трусом и подлецом. Так или иначе, молодое поколение той эпохи лишено настоящих чувств и достоинства. Эта проблема актуальна и сегодня, но подобные романы дают нам шанс понять жизнь и научиться быть настоящими людьми.

Материалы по произведению

Анализ «Фаталист»Анализ «Герой нашего времени»Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ (портрет) Печорина «Герой нашего времени»Печорин — герой своего времениСмысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Судьба в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Тема дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Тема любви в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Текст: Елена Бочкова, 5.4k 👀