Светское общество в романе «Война и Мир»
Работая с текстом романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», мы пытаемся разобраться во многих вопросах, связанных с особенностями жанра этого произведения, в сложной системе персонажей, которых в романе более пятисот. В первую очередь наше внимание привлекают лучшие герои Толстого: князь Болконский, княжна Марья, старый князь Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова и т.д. Каждый из них интересен по-своему, поэтому мы не без волнения и сочувствия относимся к ним.
Но нельзя обойти вниманием таких героев, которые читателю мало симпатичны. Они представляют собой целую группу людей, связанных между собой в социальном отношении. Это высшее дворянское общество, люди света. Оговоримся, что в эту группу входят и замечательные люди, любимые герои писателя. Но сегодня разговор не о них.
Оттолкнёмся от лучших
Именно так и надо строить работу, касаясь изображения светского общества, с учётом того, что оно очень неоднородно. Обязательно сначала скажем о тех героях, которых с полным правом мы называем лучшими представителями дворянского общества. Среди них все поколения Болконских, Ростовы (исключая, пожалуй, Веру), Пьер Безухов, Михаил Илларионович Кутузов, Марья Дмитриевна Ахросимова и др. Эти герои при всей своей непохожести друг на друга наделены замечательными чертами: это порядочные люди, несущие в мир добро и любовь, наделенные уникальным внутренним миром, думающие и глубоко чувствующие. Они близки народному миру, поэтому в годину испытаний не могут остаться в стороне. Это делает их частью народа.
Выходим на осмысление антитезы
А теперь переходим к разговору о тех представителях светского общества, которых автор произведения не любит. Своего отношения к ним Толстой не скрывает, «срывая все и всяческие маски». Выделим несколько героев и соберём материал, который можно использовать в письменной работе или в устном сочинении (докладе), посвященном изображению в романе светского общества. Заполним для этого таблицу.
Персонаж | Материал к характеристике |
Василий Курагин | «Плоское лицо» с ничего не выражающими глазами, тихий голос, за которым прячется равнодушие к просьбам других и презрение к людям. Хитрый царедворец, отличный актёр, способный исполнять разные роли, за которыми скрывается истинная сущность. Жадный, корыстный, готовый на любую подлость. |
Элен Курагина | Светская красавица, её античная красота не одухотворена. Внутренняя пустота, развращённость, безнравственность, порочность. Бездушие, внутренняя окаменелость, неспособность меняться. Пренебрежение таинством брака, нежелание иметь детей. |
Анатоль Курагин | Безнравственный красавец, «достойный» своего отца и сестры. Эгоист, разрушающий судьбы других. Порочный и лишённый чувства стыда циник. «Беспокойный дурак», по словам собственного отца. |
Анна Шерер | «Общественная энтузиастка», старая дева, нет ни семьи и детей (для писателя это важно!); чопорность и наигранность поведения. Всё подчинено надуманному ритуалу, который отменяет естественность поведения. |
Граф Растопчин | Московский генерал-губернатор. Распространял афишки с картинками во время войны 12 года лжепатриотичными призывами. Презирает чернь, плебеев. Ради собственного спасения посылает на растерзание толпе Верещагина. |
Берг | Муж Веры Ростовой, офицер, корыстный и расчётливый, умеет подать свои мнимые заслуги в выгодном свете, получая награды и чины. Расчётливый и прагматичный. |
Борис Друбецкой | Карьерист, стыдящийся проявления искренних чувств. Стыдится своей прежней влюблённости в Наташу. Позёр. В своём дневнике Пьер после вступления Бориса в масонскую ложу пишет: «…он, по моим наблюдениям, не способен чувствовать уважения к нашему святому ордену и слишком занят и доволен своим внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного…» Борису важны связи и деньги. Женится ради денег на Жюли Карагиной, которую не любит. |
Конечно, таблицу можно расширить, но и подобранный для характеристики этих персонажей материалы дают возможность сделать некоторые выводы.
- Для Льва Толстого чрезвычайно важно проявление в людях естественности в поведении, в словах, в поступках. Поведение персонажей, осуждаемых писателем, её проявления лишено напрочь.
- Они словно играют роли, надевая маски, которые иногда словно спадают, и тогда мы видим их настоящие лица. Вспомните, какой злобой искажается лицо Элен Безуховой во время разговора с Пьером после его дуэли с Долоховым (Куда только девается её сдержанная красота и внешний лоск!) Все разговоры Берга о мужестве, долге, подвиге лишаются всякого смысла, когда он в момент приближения Наполеона к Москве скупает за бесценок вещи, «чтобы порадовать Верочку».
- Все эти представители светского общества думают о своём благополучии, о карьере, наградах, чинах, богатстве, для чего не брезгают любыми средствами. Близкие в своём социальном отношении, они чужды друг другу: их взаимоотношения лишены естественных чувств и очень далеки от толстовской идеи «жизни общей», объединяющей любовью всех ко всем.
Подчеркнём ещё одну важную вещь: неестественность жизни, которую они ведут, становится особенно ощутима во время войны 1812 года. Когда лучшие из дворян оказываются на поле Бородина, участвуют в партизанском движении, другая часть «играет в патриотизм». В день Бородинского сражения вновь собираются на вечер в салоне, где звучит насквозь фальшивая речь Василия Курагина. Теперь за использование французского языка в свете взимаются «штрафы», в чём выражается мнимая причастность высшего света к общенародной трагедии. Жюли Друбецкая накануне Бородинского сражения даёт прощальный вечер, собираясь уезжать из Москвы. Позёрство и театральность, претящие Толстому, писатель подмечает и в императоре Александре I, который, узнав о решении Кутузова сдать Москву, восклицает, словно находясь на сцене: «Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?» Во всех этих словах и поступках нет ни доли искренности. Жизнь светского общества по сути своей неизменна. Народный характер войны не может быть ими постигнут. Они навсегда останутся вне народного единства, к которому близки лучшие герои романа.
Перечитайте главы
Главы, которые связаны с обозначенной темой, обязательно надо перечитать, тем более что многие из них проходят мимо нашего сознания. А они чрезвычайно важны для понимания характеров героев, о которых идёт речь.
- Том I, часть 1, главы 1- 4. Вечер у Анны Павловны Шерер. Обратите внимание на механистичность происходящего. Неслучайно Толстой светский вечер уподобляет прядильной мастерской, изображая фальшивость, ненатуральность, духовную пустоту людей высшего света, отсутствие в них самобытного ума и серьезных, живых интересов.
- Том I, часть 1, главы 18-21. В доме графа Безрукова. Борьбе за наследство. Кроме Пьера, растерянного и огорченного болезнью и смертью отца, все остальные изображают горе: забыв о благопристойности, отбирают друг у другу портфель с завещанием Василий Курагин, Анна Михайловна Друбецкая, княжна Катишь.
- Том I, часть 3, главы 3-5. Сватовство Анатоля Курагина к Марье Болконской, богатой невесте. Бесстыдство Курагина по отношению к Марье, его откровенные ухаживания за француженкой Бурьен.
- Том II, часть 3, глава 11. Сватовство Берга к Вере Ростовой. Глава многое объясняет в характере Берга.
- Том II, часть 3, глава 5,6,18. Перед читателем возникают образы Аракчеева, Сперанского, с которыми знакомится вернувшийся в Петербург Андрей Болконский. Люди высшего общества, они в конце концов разочаровывают Болконского, который осознаёт никчёмность их деятельности.
- Том II, часть 5, главы 8-21. Роль Анатоля и Элен Курагиных в попытке совратить и увезти Наташу Ростову. Главы дают возможность до конца убедиться в низости «подлой, бессердечной породы» Курагиных, осознать которую позволяет наглядное противопоставление с другими участниками этой истории – Соней, Марьей Дмитриевной Ахросимовой, Пьером Безуховым.
- Том III, часть 1, глава 6. Глава погружает в сферы петербургского высшего общества, в политические круги. Салон Анны Шерер занят досужими сплетнями о возможном назначении Кутузова главнокомандующим.
- Том III, часть 2, главы 17-18. Москва перед Бородинским сражением. Растопчин выпускает свои афишки. В высшем свете продолжают развлекаться, но вводят штрафы за французский язык, проявляя дух «истинного» патриотизма.
- Том III, часть 3, главы 6-7. Элен Курагина переезжает в Петербург, открывает светский салон, планирует новое замужество.
- Том IV, часть 1, глава 1-2. «Спокойная, роскошная, озабоченная только призраками жизни размеренная петербургская жизнь шла по-старому. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги». Так говорит писатель о жизни высшей знати. В день Бородинского сражения в салоне Шерер собирается вечер, на котором должно было прозвучать письмо, которое «которое почиталось образцом патриотического вдохновения». Вся глава пронизана авторским сарказмом, вызванным тем, что во всём происходящем не усматривает ничего, кроме фальши и лицемерия. Ничего искреннего не происходит. Поэтому Толстой говорит, что в ходе этой жизни не было места представлению об опасности, в которой оказался русский народ.
Первый вариант сочинения
Судьба аристократии в критические моменты истории нашла свое отражение в творчестве Льва Николаевича Толстого. Именно светское общество Москвы и Петербурга в романе «Война и мир» подвергается нравственному суду автора. Писатель ищет в характере персонажей правду, доброту и просто то, чем, по его мнению, должен обладать человек независимо от социального статуса.
Одним из главных художественных приемов, использованных автором, является противопоставление. Это бросается в глаза еще до прочтения романа-эпопеи, ведь этот прием использован уже в названии произведения. Противопоставление использовано для характеристики разных героев, социальных групп, в том числе для создания образа светского общества, лучшие представители которого вызывают любовь и уважение у Толстого. Однако светское общество Москвы и Петербурга очень неоднородно, и, кроме благородных героев романа, оно представлено людьми недостойными, низкими, расчётливыми. Писатель срывает маски с этих людей, показывая, что за благопристойной речью и внешностью скрываются духовная пустота и никчёмность.
В романе Толстого «Война и мир» особая роль принадлежит светскому обществу России в начале 19 века. Санкт-Петербург являлся в то время столицей Российской империи, а также считался её интеллектуальным центром. Он отличался от других российских городов великолепной архитектурой в сочетании с холодной неприступностью. Под стать ему и столичное светское общество, такое же чопорное и высокомерное. Основным занятием для его представителей являются светские рауты и балы, где обсуждаются все последние события и новости. Все разговоры аристократов поверхностны и бессмысленны, но каждый из них пытается изобразить заинтересованного, умного, образованного и культурного собеседника.
Представители светского общества играют привычные роли в соответствии с требованиями их среды. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, таким образом дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание иностранному.
Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные страсти. Лишившись наследства, князь Василий хитростью женит Пьера на своей дочери Элен.
Пьер Безухов и Андрей Болконский стоят особняком на фоне искусственного петербургского общества. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Князя Андрея Болконского не устраивает этот мир светского петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.
Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Пример тому — вечер в доме Ростовых, где в центре внимания не холодная бездушная красота Элен Курагиной, а непосредственность и открытость Марьи Дмитриевны Ахросимовой. Атмосферой вечера Толстой откровенно любуется: здесь всё проникнуто любовью, радостным возбуждением, детской и юношеской влюблённостью, искренним весельем. Позднее мы видим, как эти люди в годину испытаний раскрываются как люди, способные разделить общую народную беду.
Именно это отличает Ростовых и Болконских от Курагиных. Друбецких, Бергов, которые произносят красивые речи, пишут никому не нужные патриотические речи и листовки, проводят прощальные вечера. Всё это вызывает презрение у писателя, которому чужд этот фальшивый патриотизм.
Жизнь светского общества по сути своей неизменна. Народный характер войны не может быть постигнут его представителями. Они навсегда останутся вне народного единства, к которому близки лучшие герои романа.
Второй вариант сочинения
«Война и мир» — это правдивая картина жизни русского народа первой четверти ХІХ столетия. Л.Н. Толстой в своем романе нарисовал жизнь различных слоёв общества в переломный период истории Российской империи.
Особое место в романе занимает светское общество. И неслучайно именно с него начинается повествование. Аристократический салон одной из героинь Анны Шерер становится сценой, на которой мы видим представителей высшего дворянского общества, среди которых оказываются и главные действующие лица произведения: князь Андрей Болконский и Пьер Безухов. И сразу возникает вопрос: что собой представляет это самое светское общество, которому столько внимания уделил автор?
Знакомство с миром избранных происходит в начале романа, когда читатель оказывается среди гостей Анны Павловны Шерер. Неискренность поведения хозяйки сразу же бросается в глаза. Больше всего её волнует соблюдение внешних приличий. Она составляет кружки для беседы и строго наблюдает за тем, чтобы ненароком не прорвалось наружу искреннее чувство, никто не повысил голос, не проявил излишнее свободомыслие. В это царство лжи и притворства не вписывается эмоциональность и искренняя непосредственность Пьера Безухова. Также является лишним на этом празднике жизни умный и проницательный князь Андрей Болконский. Для остальных дом Шерер — комфортное место, где можно блеснуть красотой, как Элен Безухова, попробовать найти покровителей для сына, как Анна Михайловна Друбецкая, подыскать подходящую партию для своих детей, как князь Курагин. Салон Анны Павловны Шерер — важный элемент светской жизни. В этом салоне вершатся судьбы как главных, так и второстепенных персонажей романа-эпопеи. Здесь царят неискренность и излишний пафос, показуха и наигранность. Салон Шерер, как и сама Анна Павловна, – отражение образа жизни аристократического общества того времени.
Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. Здесь есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков.
В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни.
Критическое отношение к высшему свету в романе «Война и мир» Толстого проявляется на протяжении всего романа. В своей книге писатель пытается отобразить широкую картину жизни русского общества. На страницах произведения мы встречаемся с представителями разных сословий. Умело используя детали портрета, речевые характеристики, описывая поступки героев, Лев Николаевич Толстой выражает отношение к своим героям. Мы понимаем, что у автора есть свои предпочтения.
Одни персонажи ему явно симпатичны и дороги, другие вызывают осуждение. К нелюбимым героям писателя относятся постоянные посетители салона Анны Павловны, всё семейство Курагиных, Друбецкие и Берги. И везде видим одинаковые фальшивые маски, слышим лживые речи, становимся свидетелями бесчестных поступков.
Л.Н. Толстой сумел в своём произведении достоверно рассказывает о светском обществе того времени, показывая его неоднородность. Среди высшего дворянства выделяются настоящие люди, которым небезразлична судьба своей страны, которые искренне переживают за ее будущее. Они любимы писателем. Но, к сожалению, в своём большинстве люди светского общества озабочены проблемами собственного безбедного существования и процветания, а потому заслуживают презрения великого писателя.