Тема дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Рекомендации к написанию сочинения «Тема дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Особенности раскрытия темы дружбы в романе
Тема дружбы в романе Лермонтова раскрывается в философском контексте. Это вполне свойственно Печорину – размышлять о жизненных, человеческих понятиях, осмысливать их философски. Ведь одна из особенностей характера Печорина – рефлексия, стремление дойти до сути явлений.
В отличие от простых людей герой в своих размышлениях о закономерностях человеческих отношений всегда оборачивает проблему другой стороной, ставит его философски и таким образом усложняет всё. В дневниковых записях он формулирует тезис, касающийся дружбы: «Из двух друзей один раб другого». В романе достаточно примеров того, как Печорин проявляет себя в дружеских отношениях и способен ли он вообще дружить.
Как складываются взаимоотношения Печорина с людьми?
Приступая к этой части работы, отберите нужный вам материал, для того чтобы рассказать
– о взаимоотношениях героя с человеком, далёким в социальном плане и по духу (Максим Максимыч); на этом примере можно показать, что достичь гармоничных дружеских отношений с человеком, не похожим на тебя, Печорин не может;
– о взаимоотношениях с людьми, близкими по социальному и культурному статусу (Грушницкий); на примере отношений Печорина и Грушницкого нужно показать их ложность, сильный элемент фальши и «позы», зависимость от норм поведения, законов светского общества;
– о взаимоотношениях с людьми, которые близки, с которыми складывается подлинный диалог (Вернер); однако подлинной гармонии и здесь достичь не удаётся, поэтому создаётся впечатление, что в жизни Печорина не находится места подлинным, реальным отношениям с людьми.
В дружбе герой видит проявление рабства. Она не даёт спасения от одиночества. Чувство дружбы поразительно непрочно. Об этом Печорин говорит так: «Друзья, которые меня забудут завтра, – бог с ними!» Связать людей на большое общее дело дружба тоже не может, так как такое дело не предвидится. Поэтому всем своим существом Печорин показывает, что «не способен к дружбе».
Печорин во взаимоотношениях с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером
В этой части сочинения не надо давать полную характеристику героям. Главное – ответить на вопрос, почему не сложилась дружба между ними.
Максим Максимыч
Кавказец (офицер, служивший на Кавказе). Не отличается образованием и глубоким умом, однако за его плечами – житейский опыт. Честный служака, несколько грубоватый в манерах и ограниченный в интересах. При этом он добр, отзывчив, сердечен, иногда сентиментален. Именно Максим Максимыч первым в романе рассказывает о Печорине. Он во многом раскрывает характер героя, но осмыслить его не пытается, да и не может. Два героя противопоставлены: смысл этой антитезы – противостояние человека простого и светского, демократического и аристократического. При всей своей человеческой привлекательности Максим Максимыч далёк от понимания характера человека, которого считает другом, с кем хочет пообщаться, и трогательно страдает, когда Печорин отказывается от общения с ним. Слишком велика пропасть между героями – поэтому дружба между ними невозможна.
Грушницкий
Грушницкий – юнкер. Он пытается играть в обществе ту же роль, что и Печорин, однако фальшивое исполнение этой роли двойником героя делает самого Печорина более значительным и глубоким на его фоне. В Грушницком он не видит « ни на грош поэзии». Он понял пустоту, пошлость, никчёмность претензий приятеля на хоть какую-то значимость: «Я его понял, и он за это меня не любит». Вполне естественно, что, по словам Грушницкого, им «на земле вдвоём нет места».
Дополнительный материал вы можете найти на нашем сайте в материалах к сочинению «Печорин и Грушницкий».
Вернер
Печорин пишет о докторе Вернере: « Мы друг друга поняли и сделались приятелями». Вернер во многом похож на Печорина, главная черта обоих – двойственность. «Во мне два человека…» – признаётся Печорин Вернеру перед дуэлью. Вернер, как и Печорин, поражает противоречивыми чертами внешности и характера. Поэтому доктор не противопоставляется Печорину, а сопоставляется с ним. Вернер – человек прогрессивных взглядов, большой культуры и острой проницательности.
У обоих персонажей заметны роднящие их черты: критическое восприятие действительности, презрение к светскому обществу, острый аналитический ум, остроумие, скептицизм.
Однако Печорин превосходит Вернера: он более смел и решителен, в нём менее, чем в докторе, проявляется сострадание. Печорин более независим, не боится ответственности, он очень активен, не склонен к покою и тишине. В случае осложнений в различных ситуациях Вернер осторожен и готов отойти в сторону, сохраняя своё благополучие. Поэтому их отношения прерываются после гибели Грушницкого на дуэли.
Заключение
В завершение работы можно отметить, что отсутствие дружбы в жизни главного героя – один из аспектов судьбы Печорина. В дневнике он пишет, что отношения с людьми сводит лишь к достижению власти над ними, чтобы «насытить» свою «гордость». У Печорина отсутствует простое человеческое смирение, это человек, наделённый непомерной гордыней, который не в состоянии признать для себя такого чувства, как дружба. Индивидуализм – главная пружина его деятельности.
Первый вариант сочинения
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе психологический роман, повествующий о душевных перипетиях главного героя Г.А. Печорина. Особое место в раскрытии характера героя занимает тема дружбы.
В романе чётко обозначена позиция Печорина по отношению к дружбе: «Я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого». На протяжении всего романа эти эго слова подтверждаются многочисленными примерами, разными ситуациями. Печорин так и не нашел человека, которому мог бы всецело доверять.
В романе представлено, по крайней мере, три человека, с которыми мог бы сойтись Печорин: Максим Максимыч – штабс-капитан, доктор Вернер, юнкер Грушницкий.
История взаимоотношений Печорина и Максима Максимыча представлена в первой части романа. Штабс-капитан – важнейший типаж, являющий собой собирательный образ простого русского человека того времени. Имея с Печориным большую разницу в возрасте, в социальном положении, во взглядах на жизнь, Максим Максимыч не способен понять его, адекватно оценить причины тех или иных его поступков. Он любит его просто как «славного малого».
История с похищением Бэлы и ее смертью делают Печорина в глазах штабс-капитана героем таинственным и непонятным. Встреча с Григорием Александровичем – одно из самых ярких событий в его жизни. Однако молодой человек, встретившись со стариком после долгой разлуки, лишь равнодушно протягивает ему руку. Такое отношение непонятно капитану, он тяжело переживает и прячет слезы обиды.
Почему Печорин так жесток? Возможно, он просто боится стать очередной причиной несчастья своего давнего приятеля? Или воспоминания о Бэле настолько тягостны, что он не хочет слышать даже намека на прошлое? Скорее всего, и то, и другое.
Молодой юнкер Грушницкий, с которым он встречается на водах в Кисловодске, — пародия на Печорина. Он смешон в своём желании выглядеть не тем, кем является на самом деле. Грушницкого и Печорина вряд ли можно назвать друзьями, хотя внешне они выглядят именно так. При встрече они обнимаются. Однако Печорин, давая довольно едкую характеристику Грушницкому, говорит, что хорошо понимает этого человека, не очень умного, постоянно пытающегося изображать некоего героя, произносящего красивые пышные фразы. Он знает, что Грушницкий его не любит, предвидит, что им придётся столкнуться на узкой дороге. В конце концов обострившийся конфликт приводит к дуэли, где Печорин убивает Грушницкого, хотя давал ему возможность признать свою вину и избежать гибели.
Знакомый Печорина доктор Вернер привлекает героя своими циничными суждениями, близкими герою философскими размышлениями. Этот проницательный человек, с высоким интеллектом мог бы стать другом Печорина, однако его нравственная трусость, проявившаяся в истории с дуэлью Грушницкого, оттолкнула Печорина от него.
Я считаю, что Печорин не стремится добиться чьего-либо расположения, он занимает позицию наблюдателя и сталкивает людей друг с другом ради собственного развлечения, заставляя их любить, страдать и ненавидеть. Его «эксперименты» над людьми приводят к тому, что он остаётся один.
Второй вариант сочинения
«Герой нашего времени» – уникальное произведение русского классика М.Ю. Лермонтова, его первый психологический роман. Все повести, из которых состоит роман, связаны образом Григория Александровича Печориным – человека загадочного и противоречивого. Такие понятия, как любовь и дружба, по большей части для этого героя ничего не значили.
Как же складывались у него отношения с людьми, которых он встречал на своем жизненном пути? Каждый новый знакомый или «друг» открывал в Печорине новые черты.
В романе есть три образа, которые позволяют увидеть отношение Печорина к дружбе: Грушницкий, Максим Максимыч и доктор Вернер. На их примере М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что дружба в жизни Печорина просто невозможна. Печорину не нужны были друзья, он не хотел жертвовать чем-то ради другого человека, что предполагает настоящая дружба. Центральный персонаж считал дружбу «трудом утомительным». Печорин понимал, что дружеские взаимоотношения предполагают ответственность перед другим человеком, а для него это означало потерю личной свободы, поэтому он не мог согласиться на дружбу.
В главах «Княжна Мери» и «Бэла» показано, что главный герой был неравнодушен только к себе, а после прочтения главы «Максим Максимыч» становится понятно, что Печорин был равнодушен даже к собственному существованию, что уж говорить о других людях. Если Печорин не смог обрести друга в лице доктора Вернера или Максима Максимыча, с которыми он был близок, то о возможности дружить с кем-то ещё говорить и вовсе не стоит.
М.Ю. Лермонтов подчеркивает одиночество Печорина, который является «лишним человеком». Сам Печорин дружить не умеет, но и окружающие его люди тоже не способны к дружбе с ним. После дуэли главный герой чувствовал, что ему необходимо «излить свои мысли в дружеском разговоре». Однако он сразу же задается вопросом: «Но с кем?». Печорин понимает, что дружить ему не с кем.
Отношения Печорина и доктора Вернера помогают раскрыть образ главного героя. Дружба персонажей доказывает мысль о том, что Печорин обречен на одиночество, даже если встречает на жизненном пути себе подобных.
Печорин и Вернер были людьми, которых не понимало общество, поэтому они оба выделялись среди окружающих. Герои не могли не понимать этого. Поэтому Печорин и Вернер стали тесно общаться, обсуждать незначительные и философские вопросы. Взаимоотношения Печорина и Вернера построены на схожести их характеров. Оба героя обладают умом и чувством собственного достоинства, у персонажей одинаковое отношение к обществу, к женщинам, к браку. Вернер благодаря схожему характеру сопоставляется с Печориным, являясь своеобразным двойником Печорина. Он – один из немногих, кому Печорин раскрывает свою душу, историю своей жизни.
Григорий с самой первой встречи нашел в Вернере близкую душу. Но, несмотря на то, что ему было комфортно находиться с Вернером, он не считал его своим другом. В том, как относится Печорин к Вернеру, отражается его позиция к дружбе в целом. Вернер – всего лишь приятель, потому что главный герой, по его же словам, был «неспособен» к дружбе, утверждая, что один друг всегда является рабом другого. Но не только Печорин не способен к дружбе, она не являлась необходимостью и для самого Вернера. Самолюбивый, равнодушный и эгоистичный характер, присущий обоим героям, не поспособствовал крепкой дружбе Печорина и Вернера.
Презирая общество, Вернер и Печорин сходятся из-за скуки. Они становятся приятелями, потому что другого выбора у героев нет. Печорину и Вернеру интересно друг с другом: они рассуждают между собой и выслушивают мнение, расхожее с общепринятым. Но отношения Печорина и доктора нельзя назвать дружбой, потому что герои не готовы на что-то большее друг для друга. И Печорин, и Вернер – одинокие по природе своей личности. Они не могут существовать даже с такими же умными и образованными людьми, как они сами. Эгоизм Печорина и Вернера не позволил им стать настоящими друзьями. Как говорил главный герой, они были «ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Вернер отличался от Печорина только одним – отношением к жизни. Печорин никогда не жалел о собственных поступках, брал за них ответственность, он был участником своей судьбы. Вернер же был наблюдателем, для которого была важна жизнь и спокойствие.
Дружба между Печориным и Максимом Максимычем была невозможна по нескольким причинам. Главной является, конечно же, непонимание Максимом Максимычем Григория Печорина. Он называет главного героя странным и противоречивым человеком. Максим Максимыч не понимает душевных терзаний Печорина.
В главе «Максим Максимыч», увидев холодность Печорина, он думает, что Григорий забыл о нём. Однако это не так. Внимательный повествователь, сверстник главного героя, замечает в его поведении совсем не то, что видел Максим Максимыч, — «принуждённый зевок» Печорина говорит повествователю не о равнодушии и скуке героя, а о настойчивом нежелании общаться. Но почему Печорин не желает общаться с Максимом Максимычем? Это вторая причина, по которой дружба между этими героями невозможна. Григорий ничего не забывает из своего прошлого, а это значит, что он помнит и о Бэле, которую погубил. Таким образом, продолжить дружеские отношения с Максимом Максимычем Печорин не может, потому что их общение будет ему напоминать о тех событиях и мучить его. Кроме того, главный герой не признает дружбы вовсе, поэтому мотив одиночества проходит через все главы произведения – Печорин всегда одинок. Таким образом, проанализировав отношения Печорина с Максимом Максимычем, мы можем сделать вывод о том, что Григорий не смог дружить со штабс-капитаном из-за воспоминаний, разницы в возрасте и из-за чрезвычайно сложного и неоднозначного характера.
Встречаются оба героя как старые приятели. В душе они не питают особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из них именно тех черт характера, которые неприемлемы для другого. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен. Он видит Грушницкого насквозь и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком эмоционален и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей, в первую очередь — себя самого. Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе до тех пора, пока княжна Мери не стала камнем преткновения.
Грушницкий не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина — скука — заставляет его влюбить в себя Мери. Все это делается исключительно из желания развлечь себя. Он играет чувствами Мери, ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Флирт неинтересен ему, потому что ведет к заранее известному результату, поэтому обольстить княжну Мери для него не составляло труда.
Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком безвольный и не обладает сильным характером. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватило напористости и уверенности в собственных силах. Его напыщенные речи могут произвести только первое впечатление, но слова начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы. Чем больше княжна увлекается Печориным, тем шире становится пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь столкнутся на узкой дороге, начинает сбываться. Дуэль — это развязка отношений двух героев. Печорин убивает Грушницкого.