Тема любви в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Рекомендации к написанию сочинения «Тема любви в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема любви – традиционная для русской классической литературы. Она по-разному реализуется в произведениях русской прозы, в романе М.Ю. Лермонтова же эта тема теснейшим образом связана с желанием автора дать разностороннюю, глубокую характеристику главного героя. Именно поэтому среди персонажей романа есть замечательные женские образы. Их судьбы, взаимоотношения с Григорием Александровичем Печориным позволяют понять героя, увидеть, как его натура раскрывается в таком чувстве, как любовь, и попытаться увидеть, способен ли герой глубоко любить.
Основная часть работы
В сочинении вы должны сказать о трёх женских образах. Бэла, княжна Мери, Вера – именно с этими женщинами у Печорина складываются особые отношения, характер которых можно определить как драматичные и даже трагические. Поэтому в основной части работы будет как минимум три части.
Рассказывая о Бэле, отметьте, что она горянка, черкешенка, человек, весьма далёкий от круга общения Печорина. Её необыкновенная красота производит на него очень сильное впечатление. В стремлении украсть Бэлу и добиться её любви проявляется его эгоизм, жесткость, умение манипулировать людьми, отличное понимание особенностей человеческой психологии. Печорин не задумывается о том, как отразится на Бэле его своеволие. Закономерна трагическая гибель девушки, искренне любящей Печорина и глубоко страдающей от его охлаждения. Попытка заполнить душевную пустоту любовью к Бэле оканчивается горьким признанием героя: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…»
История отношений между Печориным и княжной Мэри занимают особое место в повести «Княжна Мэри». Заметим, что герой и княжна – люди одного социального круга. Многое в Мэри – от её светского воспитания, но она привлекает читателя и своей красотой, и умом, и естественностью поведения. Девушка интуитивно тянется к Печорину, несмотря на ухаживания Грушницкого, высокопарность, фальшь и недалёкость которого она чувствует. Печорин же не похож на других, в нём есть то, что не может не вызвать интереса у юной девушки. Кроме того, сам герой, отлично понимающий мотивы поведения людей, искусно пользуется своими знаниями, чтобы увлечь неопытную Мэри, которая искренне и глубоко в него влюбляется. Оказавшись в роли жертвы Печорина, она глубоко страдает, а, услышав жестокие слова во время объяснения, произносит: «Я вас ненавижу». Однако мы понимаем, что за этими словами скрывается глубокое чувство к человеку, который ради своих, не очень благородных целей «влюбил» её в себя, хотя иногда в мыслях и душе Печорина проявляются мысли и чувства, которые словно открывают в герое возможность для появления настоящего чувства: он думает о Мери, волнуется за неё. Но эта приоткрывшаяся дверь самим же героем закрывается. Он не допускает развития этих отношений, не веря самому себе, не веря в то, что он может любить.
Ещё одна история связана с Верой – давней знакомой Печорина, его возлюбленной. Именно её, хотя в романе эта героиня очерчена довольно смутно, любит герой, так же как и Вера – его. В основе её чувства – истинное самопожертвование, он же безраздельно владеет её сердцем, понимая при этом, что именно эта женщина принимает его таким, каким он является. Сам герой признаётся в своём чувстве к Вере, говоря, что она единственная женщина, которую он не смог бы обмануть.
Обязательно обратитесь к сцене погони Печорина вслед за Верой, которую он теряет навсегда. Бешеная скачка завершается гибелью загнанной лошади, сам же герой рыдает, упав на землю. Казалось бы, мы видим человека, который страдает, глубоко и сильно переживает. Однако спустя мгновения, будто опомнившись, Печорин объясняет произошедшее довольно банальными причинами: бессонной ночью, расшатанными нервами и голодным желудком. Чувства побеждены рационализмом, пессимизмом и скептицизмом, уничтожающей душу рефлексией.
Заключительная часть работы
Завершая сочинение, отметьте, что три женских персонажа, о которых вы вели речь, многое объединяет, несмотря на разницу в социальном, культурном плане. Каждая из женщин самобытна, по-своему глубока и очень искренна, однако ни одна не смогла быть рядом с Печориным, для которого свобода важней всего, а чувствам отдаться он не в состоянии. Женщины, к какому бы кругу ни принадлежали, лишь на мгновение могут увлечь героя, но искренне полюбить он не может, что является его трагедией.
Вариант сочинения
М. Ю. Лермонтов написал в 1840 году социально-психологический роман «Герой нашего времени». Чтобы раскрывать особенности характера человека 30-х гг. 19 века, автор использует для этого и особенности композиции произведения, и систему персонажей, показывает Печорина в его отношениях с разными людьми. Автору важно понять, как «герой времени» проявляет себя в любви. Поэтому он включает в роман несколько историй, связанных с изображением женщин, с которыми судьба свела Печорина. Смог ли герой действительно полюбить? И способен ли он любить вообще?
Первая любовная история в романе связана с Бэлой – юной черкешенкой. Печорин, поражённый её красотой, похитил девушку с помощью её брата Азамата из родительского дома и пытался различными способами расположить к себе. Гордая девушка долго не принимала его любви, но в конце концов ответила взаимностью. Она была счастлива какое-то время, но вскоре Печорину наскучила ее нежность и ласка. Он начал избегать ее, стал задумчив и суров. «Я опять ошибся, — говорит Печорин, — любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». Любовь бедной девушки теперь ему не нужна. Поэтому её гибель от кинжала Казбича становится её горьким освобождением.
Судьба другой девушки, встретившейся на пути Печорина, не менее трагична. С княжной Мэри он познакомился в Пятигорске. Она принадлежала к высшему свету, была красива, хорошо воспитана и образованна. От скуки он начал ухаживать за ней, постепенно привязался, периодически скучал без ее общества. В дневнике он пишет: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?» Движет им и игра самолюбия, и соперничество с Грушницким, и эгоистическое желание власти над женской душой, в чём он откровенно признаётся: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
Решив оставить в покое ее израненное сердце, он сказал Мэри, что все это время смеялся над ней. Так очередная история любви Печорина закончилась страданием выбранной им жертвы».
Печорину важно иметь власть над любимой женщиной, других отношений он не приемлет. А для этого девушка должна жертвовать собой безусловно.
Такой женщиной в судьбе Григория становится Вера, давняя его любовь. Это единственный человек на всем белом свете, которого он, по его собственному признанию, неспособен обмануть. Имя Вера говорит само за себя – для Григория Александровича она была верой в лучшее будущее. Ее Печорин действительно ценил, потому что она понимала его полностью и умела прощать боль и страдания, которые он причинял. Однако он потерял и ее. Один из самых волнующих моментов в романе — бешеная погоня вслед за уехавшей Верой. Не догнав её, Печорин рыдает, упав на землю. Однако спустя несколько минут объясняет произошедшее по-печорински цинично: причиной своих слёз он называет не потерю Веры, а бессонную ночь и пустой желудок.
Все любовные романы Печорина закончились трагически: Бэла умерла, Мэри потеряла веру в настоящую любовь, Вера больна чахоткой.
Я могу выделить три вида любви в романе М.Ю. Лермонтова: естественная (любовь Бэлы), светская (княжна Мэри) и жертвенная (Вера). Печорин ни в одной из них не нашел своего человеческого счастья. Он находится в бесконечных поисках идеала, которого не в силах достичь. а потому остаётся бесконечно одиноким и страдающим.