Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Рекомендации для написания сочинения «Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Женские образы в системе персонажей романа М.Ю. Лермонтова

Чтобы создать образ Григория Александровича Печорина, автор выстраивает систему персонажей так, чтобы качества характера и души главного героя наиболее полно проявились во взаимоотношениях и взаимодействии с разными людьми. Одни из них были близки Печорину, относясь к одному с ним социальному кругу, другие принадлежали к чуждому для главного героя социальному кругу (это простые люди, близкие к природе, сращенные с местными обычаями и причастные к своему народу). И в той, и в другой группе есть женские образы. Это вполне понятно: писателя интересует, как раскрывается натура Печорина в любви, поэтому появление женщин рядом с героем позволяет сделать это довольно полно.

Роль женских образов в судьбе Печорина

Как  подойти в сочинении к описанию женских образов? Можно описать их в порядке возрастания значимости в судьбе героя.

Наименее значимая – образ Насти в «Фаталисте». «Прощай, Настя», — говорит Печорин, проходя мимо, когда она ждёт свидания с ним. Образ проходной, эпизодический.

Затем следует Бэла: то, что для этой героини жизнь и судьба, для Печорина лишь эпизод.

«Ундина» из «Тамани» очень заинтересовала Печорина, но для неё встреча  с ним – просто опасное приключение.

Важнее для Печорина отношения с княжной Мери, он их осмысливает как психологический эксперимент и задумывается о причинах такого своего отношения к людям.

Особенно значим образ Веры, единственной женщины, с которой для Печорина была возможность любви. Именно Вера даёт важнейшую оценку Печорина (как человека, который не способен самоотверженно любить).

Материалы к характеристике героинь романа

  1. Бэла

Говоря о Бэле, учитывайте, что она горянка, черкешенка. Этим объясняется очень многое в характере героини.

Используйте в своём рассказе о девушке следующие слова и словосочетания: поэтичность, страстность, самоотверженность, глубина любовного чувства, грация и женское обаяние, образец красоты и гармонии.

В.Г. Белинский, говоря о «полудикой дочери вольных ущелий», отдаёт должное этой «глубокой женской натуре».

Каким может быть вывод? В истории этой необычной любви  сказывается отношение Печорина к этому чувству, приоткрывается тайна характера героя времени, его жестокость и равнодушие к человеку. Судьба Бэлы (и её родных) – всё это суровое обвинение в адрес Печорина, не задумавшегося о том, что их всех ожидает в результате его своеволия.

  1. Ундина

Обратите внимание на то, что образ героини окрашен романтическими чертами: она таинственна (Печорин так и не узнал её имени) и в сравнении её с Ундиной В.А.Жуковского и Миньоной Гёте, и в изменчивости её настроений.

Для рассказа о ней включите в описание героини такие слова и словосочетания: гибкость стана, странный наклон головы, длинные русые волосы, своеобразная грация, бойкая проницательность глаз, они одарены магической властью, загадочность речи, буйство жизненных сил, ловкость, решительность, смелость.

Белинский был захвачен её «дикой, сверкающей красотой». По его словам, героиня «Тамани» — «обольстительная, как сирена, страшная. Как русалка, быстрая, как прелестная тень или волна».

Ни о каких чувствах со стороны героини к Печорину речь не идёт. Его интерес к Ундине разжигается её таинственностью и неясностью поведения. Когда флёр тайны исчезает и выясняется, что девушка – из среды контрабандистов, интерес пропадает, романтизм оборачивается банальной скукой.

  1. Княжна Мери

Отметьте, что Мери предстаёт перед нами как светская девушка и в ней заметны черты её круга и происхождения, однако она во многом противопоставлена «водяному обществу», чувствует и понимает его пошлость, чем и объясняется её тяга к Печорину.

Говоря о Мери, подчеркните, что в ней присутствует светское начало, аристократизм, причём светский элемент особенно заметен внешне: в наряде, манерах, речи, культуре, начитанности, в её образе жизни. При этом нужно заметить, что писатель увидел в этой юной девушке её пленительность, чистоту, благородство.

Рассказывая о княжне Мери, вы можете использовать следующие слова и словосочетания: не заражённая светской пошлостью, нравственно чистая, искренность чувств, доверчивость, суждено глубоко страдать, жертва печоринского эгоизма.

История своеобразного обольщения Мери – без любви и грубых намерений со стороны Печорина, но обусловленная его любопытством и экспериментом над человеком – даёт пищу для самоанализа самому герою и для постижения читателем всей меры бездушия, проявленного героем романа. Именно в истории с Мери концентрация пороков поколения становится особенно наглядной. Белинский особенно выделяет сцену объяснения Печорина с Мери, когда образ её возбуждает в читателе «сильное участие» и озарён «блеском поэзии».

  1. Вера

Образ Веры занимает особое место – она не противопоставлена Печорину, а сопоставлена с ним.

О чём нужно сказать в сочинении о ней?

  • Непрояснённость внешнего облика (указаны лишь несколько деталей)
  • Нет определённости с её прошлым, намёками даны вехи её отношений с Печориным.
  • Однако Вера глубоко поняла своего возлюбленного, став самым близким для него человеком. Сам герой говорит: «Она – единственная женщина, которую я не в силах был бы обмануть».
  • У Веры есть то, что составляет основу всякой истинной женственности, — способность любить, жертвовать собой и прощать.

Рассказывая о героине, вы можете употребить следующие слова и выражения: глубина чувства, преданность, самоотверженная любовь, страдающая душа, искренне и неподдельно любить.

Можно сделать такой вывод: «Во взаимоотношениях с Верой по-особому пронзительно ощущается трагизм положения Печорина, навек расстающегося с самой близкой ему женщиной, которая, как говорят детали текста, тоже ему не нужна.

Заключительная часть сочинения

Завершая свою работу, нужно отметить, что Лермонтову удалось  создать запоминающиеся женские образы, передать разнообразные оттенки женского характера и психологии. Все они ярко индивидуализированы и занимают в романе особое место в раскрытии «истории души человеческой», помогая прояснить характер главного героя романа Печорина.

Примерное сочинение

Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии образа главного героя – Григория Печорина. В романе представлены образы четырёх женщин, так или иначе повлиявших на судьбу молодого человека: Бэла, Ундина, княжна Мэри, Вера.

Каждая из них прекрасна по-своему, и каждая представляет свой мир.

Бэла – шестнадцатилетняя черкешенка, дитя природы. Она способна на глубокие и искренние чувства. Долго приходится Печорину добиваться ее расположения, похитив из родной семьи. Гордостью и достоинством пропитаны ее действия. Даже одарив Григория своей любовью и получив от него в дальнейшем отчуждение и равнодушие, она говорит: «Я – не раба, я – княжеская дочь!». В описании  внешности автор отмечает её красоту, выделяя  глаза, способные заглянуть в самую душу. Образ Бэлы призван подчеркнуть равнодушие Печорина и неумение любить, эгоизм и даже жестокость. Искренняя любовь девушки-горянки не способна вызвать в нем ответное чувство.

Ундина, девушка-контрабандистка, живёт в свободном и романтическом мире риска и опасности, в том мире, о котором Печорин всегда мечтал. Внешность ее действительно напоминает русалку: длинные светлые, развевающиеся на ветру волосы, тонкая талия и глубокие глаза – все это невероятно притягивает Печорина. Она весела, поет народные напевы, говорит загадками. Однако герой, попытавшись ворваться в ее мир вольности, лишь разрушает его. И место романтического подъёма занимает привычная скука.

Княжна Мэри – молодая дворянка, образованная и начитанная, чуткая и воспитанная. Она ровня  Печорину по социальной принадлежности. Печорин начинает ухаживать за ней, чтобы создать алиби для встреч с другой женщиной – Верой. Поведение Печорина рассчитано его изощрённым умом. поэтому он добивается того, чего он и ждал: Мери влюбляется в него. Эта любовь доводит ее до страданий и унижения. История с княжной Мэри отражает жажду Печорина владеть чьей-то душой, и, насладившись ею всласть, бросить где-нибудь на дороге.

Вера – самый поверхностно выстроенный образ в романе. Мы знаем только, что герои любили друг друга уже давно. При этом Вера замужем и понимает, что они с Григорием вместе быть никогда не смогут. Пожалуй, из всех именно Вера дорога Печорину по-настоящему, так как только она понимала и принимала его таким, какой он есть, прощала ему всю боль, которую он причинял. Главное качество Веры – жертвенность.

Женские образы в произведении подчеркивают, насколько одинок Печорин, он не может быть счастлив ни с кем, любовь не является для него идеалом или мечтой. Это чувство способно увлечь его лишь на мгновение, а когда порыв проходит, он без сожаления оставляет тех, кого любил. В этом, по-моему, и заключается одна из главных трагедий героя.

Материалы по произведению

Анализ «Фаталист»Анализ «Герой нашего времени»Образ (портрет) Печорина «Герой нашего времени»Печорин — герой своего времениПечорин и Грушницкий (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Судьба в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Тема дружбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Тема любви в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Текст: Елена Бочкова, 34.4k 👀