Разбор задания №25 ЕГЭ по русскому языку


Речь и языковые средства выразительности


За верно выполненное двадцать пятое задание ЕГЭ, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.


Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку


Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице - давайте внимательно ознакомимся с ними!

Речевой оборотОпределениеПример
АнафораФигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в начале стоящих рядом предложенийБыть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты? (К. Бальмонт)
АллитерацияЗвукопись. Повтор одних и тех же согласных в стихотворной речиВетер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)
АнтитезаФигура речи. Резкое противопоставление характеристикНаша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
Наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
Наша — стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим. (В. Маяковский)
АссонансЗвукопись. Повтор одних и тех же гласных в стихотворной речиУж ты пустошь, моя пустошь —
Душа выстуженная:
Душа грустная,
Натруженная
Занедужившая.
Вопросно-ответная форма изложенияФигура речи. Чередование вопросов и ответовЧто делать? Не знаю. Куда идти? Не известно
ГиперболаТроп. Сильное преувеличение свойств предметаВ сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)
ГрадацияФигура речи. Определенный порядок слов, отображающий увеличение или уменьшение их значимостиВсе грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
ДиалектизмСлово, характерное только для речи людей какой-либо определенной местностивекша (белка), бурак (свёкла)
ИнверсияФигура речи. Обратный порядок словКрасные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. (А. Коптяева)
ИронияТроп. Скрытая насмешка— Ты всё пела? Это — дело (И. Крылов)
Лексический повторФигура речи. Повторение одного и того же слова в двух предложенияхСлово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу.
ЛитотаТроп. Сильное преуменьшение свойств предметаВаш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. Грибоедов)
МетафораТроп. Перенос свойств одного предмета на другой. Легко заменяется сочетанием со словами «как, будто, вроде». Образ, основанный на переносном значении словЗеркало озера (=озеро будто зеркало)
Расширять горизонты
МетонимияТроп. Замена одного понятия на другое, имеющее схожее значениеВыпил всю бутылку (имеется в виду все, что было в бутылке)
Назывные предложенияФигура речи. Односоставные предложения, в которых из основы есть только подлежащееНочь. Улица. Фонарь. Аптека" (А. Блок)
ОксюморонФигура речи. Сочетание слов, противоположных по смыслуСладкая горечь воспоминаний
ОлицетворениеТроп. Приписывание человеческих качеств, чувств различным абстрактным понятиям, предметам, природным явлениямСпит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов)
ПарцелляцияФигура речи. Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельноРазумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. ( Д. Лихачев)
ПерифразаТроп. Замена названия предмета его описанием с использованием характерных признаковБратья наши меньшие (=животные)
СинекдохаТроп. Употребление названия части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборотИ слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
Синтаксический параллелизмФигура речи. Одинаковый порядок слов и оформление предложенийУметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев)
ЭллипсисФигура речи. Пропуск сказуемого в предложении для придания речи большей динамичностиМы села – в пепел, грады – в прах. (В. Жуковский)
ЭпитетТроп. Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительностиСинее море
ЭпифораФигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в конце стоящих рядом предложенийВедь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено.
  3. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №25 ЕГЭ по русскому языку


Двадцать пятое задание демонстрационного варианта 2018

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы — и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,  Б,  В,  Г)  цифры,  соответствующие номерам терминов  из  списка.   Запишите  в  таблицу  под  каждой  буквой соответствующую цифру.                                                  

«Описывая события,  происходившие летом 1914  года в эстонской деревушке,  Ф.  Сологуб  акцентирует  внимание  прежде  всего  на действиях  персонажей  и  их  поведении,  вследствие  чего  нередко использует      синтаксическое средство         выразительности –  (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились…  звуки»  в предложении 48)  и (В)_______(«ясные,  детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые,  сияющие лица»  в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________(«точно рыцарь       своей  даме»  в  предложении  63,  « точно  рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится,  лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:                                             

  1. разговорная лексика             
  2. метафора                                                         
  3. сравнение                                                 
  4. противопоставление            
  5. ряд однородных членов предложения               
  6. гипербола                                                
  7. фразеологизм                                           
  8. эпитет
  9. односоставные неопределённо-личные предложения

 Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой А нам необходимо найти синтаксическое средство выразительности. Читаем предложения 1, 2, 26, 28, 38 – все они односоставные неопределенно-личные. В предложении 9 мы видим метафору – скрытое сравнение (Лиза вспыхнула, звуки бились). «Ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые,  сияющие лица»  в предложении 69 – не что иное, как эпитеты. «Точно рыцарь своей  даме»  в  предложении  63,  « точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72) – сравнения.

Записываем правильный ответ: а-9, б-2, в-8, г-3.


Первый вариант задания

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея. (3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,— помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV… (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное — деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею?

(27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями. (28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.

(32) — Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? — спросил я у них, когда разговорились.

(33)—  Вертолёт на один месяц.

(34)—  Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве… (36)Один вертолёт… (37)На один месяц… (38)Разве не окупились бы эти деньги?

(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности, актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1, «подобно позолоте» в предложении 12), (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6), (Г)_______(предложение 26).

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. контекстные синонимы
  3. эпифора
  4. сравнения
  5. метафоры
  6. разговорная лексика
  7. антитеза
  8. риторическое обращение
  9. риторический вопрос

 Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой «а» мы видим, как одни предметы сравниваются с другими; очевидно, что пропущен термин - «сравнение». Посмотрим на предложения 12 и 16 и употребление в них указанных слов: красота собрана в горстки; иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. Видно, что автор употребляет эти слова в переносном значении – это метафора. Смотрим на шестое предложение - Есть полки с небольшими, "домовыми" иконами. Оба этих слова характеризуют один предмет, давая схожие характеристики. Это – контекстные синонимы. Предложение 26 выглядит так: Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею? Это – риторический вопрос.

Итак, ответ: а-4, б-5, в-2, г-9.


Второй вариант задания

(1)Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. (2)Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (3)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. (4)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». (5)Как раз обратное — удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (6)И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. (7)В этом доказательство объективности понятия прекрасного.

(8)Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? (9)Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? (10)За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. (11)Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». (12)И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. (…) (13)Это взаимодействие частей иногда радует взор, как в «Поцелуе» Родена, картинах Рафаэля или Ватто, но может быть напряжённым и трагическим, как в «Рабах» Микеланджело, у Эль Греко или Гойи. (14)По словарю Ларусса, красивое — это то, что «радует глаз или разум». (15)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку?

(16)Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. (17) Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы её знать, жизнь не стоила бы того, чтобы её переживать. (18)Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза… (19)Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. (20)Это она создаёт почву, создаёт каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолётных впечатлений была бы несовершенна, как всё неотчётливое и преходящее. (21)Напротив, красота интеллектуальная даёт удовлетворение сама по себе».

(Академик А. Мигдал «Алгебра и гармония»)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Публицистическая работа академика А. Мигдала «Алгебра и гармония» — один из образцов публицистики, прославляющей красоту науки. Речь учёного убедительна и доказательна. Вместе с тем, это не сухое изложение фактов. Средства выразительности делают её живой и интересной. А. Мигдал приводит пример (А) _________(в предложении 4), он выстраивает (Б)________(«красоту духовную», «благородство», «напряжение мысли» в предложении 10), подбирает (В)__________(«радовать», «огорчаться» в предложениях 5 и 6, «конкретный», «абстрактный» в предложении 12), чтобы более контрастно и ярко передать волнующие его мысли. И, конечно, текст насыщен (Г)_________(например, «радует взор» в предложении 13, «ласкающих  чувства», «почва» в предложении 20).

 Список терминов:

  1. олицетворение
  2. ряд однородных членов
  3. пословица
  4. синонимы
  5. антонимы
  6. риторический вопрос
  7. восклицательное предложение
  8. метафора
  9. парцелляция

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Читаем четвертое предложение - Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». В нем автор цитирует широко известное изречение – пословицу. Смотрим на предложение 10 - За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. Ко всем указанным в рецензии словам можно поставить один вопрос – ищем что? Красоту, благородство, напряжение… Это – однородные члены. «Радовать» - «огорчаться», «конкретный» - «абстрактный» - антонимы. «Радует взор» и «ласкающих чувства» - устойчивые образы, основанные на не буквальном понимании значений слов – метафоры.

Ответ: а-3, б-2, в-5, г-8.


Третий вариант задания

(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет. (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё. (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие». (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя. (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф». (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

(По М.С. Крюкову*)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

«Приём (А)______________ –  (предложения 25–27) – и синтаксическое средство выразительности (Б)______________ –  (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство (B)______________ –  («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём (Г)_____________ –  (предложения 13, 15) – задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

  1. метафора
  2. индивидуально-авторские слова
  3. эпитеты
  4. общественно-политическая лексика
  5. вводное слово
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. цитирование
  8. диалектизм
  9. ряды однородных членов

Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Смотрим на предложения 25-27 - (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». Автор сначала задает вопрос, а потом приводит ответы – это вопросно-ответная форма изложения. Двадцатое предложение выглядит так - И, конечно, сделать это не всегда просто. В нем мы видим вводное слово «конечно». Слова «моральные ценности» и «общественное признание» - яркие примеры общественно-политической лексики. Предложение 13 - Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод»; 15 - И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие». В обоих этих предложениях автор приводит сказанные кем-то слова – цитирование налицо.

Итак, ответ: а-6, б-5, в-4, г-7.