Разбор задания №1 ЕГЭ по русскому языку
Определение главной информации в тексте
Первое задание ЕГЭ по русскому языку связано с приведенным в нем небольшим текстом и направлено на проверку умения учащихся выявлять ключевую информацию, содержащуюся в нем, путем выбора нескольких правильных ответов из пяти вариантов (как правило, двух). За успешное выполнение этого задания можно получить 1 балл.
В общем, это упражнение не кажется сложным, однако выпускники все же допускают в нем ошибки.
Для того чтобы их избежать, нужно использовать следующий алгоритм действий.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Определяем тему текста.
- Выделяем в нем ключевые слова и фразы, суммируем мысли трёх предложений, чтобы получить основную мысль (идею) текста.
- Исключаем варианты, которые искажают содержание текста либо отражают мысль лишь одного из предложений.
- Ищем два правильных ответа, которые обычно имеют аналогичное с предложенным текстом содержание, одну и ту же тему текста и основную мысль, различаясь лишь речевым оформлением.
Бывает, что смысл верных вариантов не полностью совпадает, а дополняет друг друга. Также очень часто нужные номера ответов являются самыми длинными из предложенных в тесте. Соответственно самые короткие, как правило, содержат мысль лишь одного из предложений текста, поэтому они нам не подойдут.
Теория к заданию №1 ЕГЭ по русскому
Текст – речевая единица, характеризующаяся набором предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Смысловую целостность обеспечивает тема текста и его основная мысль. Именно благодаря единству этих понятий автор создает текст, понятный читателю.
Тема текста – то, о чем говорится в тексте.
Основная мысль (идея) текста – то, что хотел сказать автор читателю.
Смысловые конструкции текста – слова, предложения, абзацы, знаки препинания, несущие на себе основную структурную и смысловую нагрузку текста.
Ключевые слова – слова, несущие основную информацию в тексте.
Разбор типовых вариантов задания №1 ЕГЭ по русскому языку
Первое задание демонстрационного варианта 2020
(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<…> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.
- Компьютер не наделён творческим потенциалом, как считают многие, а является лишь удобным современным инструментом в реализации творческого замысла художника-дизайнера.
- Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству.
- Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.
- Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – роль компьютера в творческом процессе.
- Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: появление компьютера дало художнику преимущества (1), за счёт массы преимуществ кажется, что машина творит сама (2), на самом деле она лишь умный инструмент в руках творческого человека (3).
- Нетрудно заметить, что ответы 1 и 3 противоречат содержанию текста, поэтому исключаем их.
- Среди оставшихся вариантов замечаем, что четвёртое предложение повторяет мысль только одного из предложений текста.
- Следовательно, правильные ответы 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.
Ответ: 25
Первый вариант задания
(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха — гречишным мёдом.
(2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<…> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Пчеловоды издавна умели управлять пчёлами, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения.
- «Дрессировка» пчёл с помощью вещества с определённым запахом, издавна известная пчеловодам, широко используется и в наши дни для увеличения количества нектара, собираемого с определённых растений.
- Пчёлы, которые попробовали сироп с определённым запахом, мобилизуют других пчёл на поиски нужного медоносного растения.
- В современном пчеловодстве широко используется так называемая дрессировка пчёл, при которой насекомых с помощью того или иного сорта мёда направляют на определённые медоносные растения.
- Используя вещества с определённым запахом, пчеловоды с давних пор и по настоящее время «дрессируют» пчёл, благодаря чему насекомые направляются на нужные медоносные растения, что позволяет увеличить количество нектара, собранного с определённых цветов.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – дрессировка в пчеловодстве.
- Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: метод дрессировки пчёл сложился в старину (1), его применяют в современное время, но с использованием сахарного сиропа (2), пчёлы, попробовав сироп, привлекают других особей к сбору нектара, тем самым увеличивая его количество.
- Нетрудно заметить, что первый и третий варианты содержат мысли отдельных предложений, поэтому исключаем их.
- Сравнивая оставшиеся варианты, видим, что в четвёртом варианте не упоминается, что метод сложился уже в старину, а также искажается информация: пчёл «дрессируют» не с помощью мёда, а с помощью специального сиропа.
- Остаются только варианты 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.
Второй вариант задания
(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)<…>, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов используются алмазы, которые обладают особой твёрдостью.
- Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
- Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.
- Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
- Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – алмазы.
- Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: алмазы – это твёрдые камни (1), благодаря этому свойству его используют при изготовлении не только бриллиантов, но и режущих и точильных инструментов (2), один из примеров – зубоврачебный бор (3).
- Предложений, противоречащих содержанию текста, у нас нет.
- Остаётся искать варианты, которые бы полностью отражали основную мысль текста: алмазы из-за своей твёрдости используются для изготовления алмазов и режущих и точильных инструментов. Зубоврачебный бор нас мало интересует, он приводится как один из вариантов точильного инструмента. Поэтому варианты 2, 3 и 5, содержащие мысль лишь одного из предложений текста, мы исключаем
- Следовательно, правильные ответы 1 и 4. При прочтении очевидно, что в них передается одна и та же мысль, изложенная несколько по-разному.
Ответ: 14
Третий вариант задания
(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<…> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
- Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.
- Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
- Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
- Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – грунтовые воды.
- Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: захоронения радиоактивных продуктов могут загрязнять грунтовые воды (1), чтобы это предотвратить, нужно следить за движением грунтовых вод (2), такой контроль возможен с помощью специальных карт движения грунтовых вод (3).
- Варианты 1 и 5 противоречат содержанию текста: про наблюдательные скважины в тексте не упоминалось, а контроль важен не сам по себе, а в связи с возможным загрязнением. Исключаем эти варианты.
- Из оставшихся предложений видим, что четвёртое предложение повторяет мысль только первого предложения текста.
- Остаются ответы 2 и 3. При прочтении очевидно, что в них приведены верные факты, отображенные в ключевых фразах.
Татьяна Сергеевна | 📄 Скачать PDF |