Задание №1 ЕГЭ по Русскому языку

информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.

Первое составное задание ЕГЭ по русскому языку проверяет умение выполнять, как указано в спецификации, стилистический анализ текста. На самом деле задание гораздо шире и выходит за рамки стилистики. Оно направлено на полноценный лингвистический анализ и включает в себя элементы лексики, грамматики, синтаксиса, анализ изобразительно-выразительных средств. На экзамене могут встретиться тексты разных стилей и жанров. За правильное выполнение задания можно получить 1 балл. За неправильное или частично верное (когда в ответе указаны не все верные цифры) – 0 баллов.

Для выполнения задания необходимо хорошо знать теоретический материал: ЕГЭ 1 задание 2022

Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно читаем предложенный текст.
  2. Определяем стиль и жанр текста.
  3. Устанавливаем основную тему и идею текста.

Тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте. Она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах.

Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).

     4. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для публицистического стиля – массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения). Обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.

    5. Выделяем основные функции и цели предложенного текста (общение, информирование, объяснение, воздействие и др.).

  6. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог).

  7. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов художественного стиля – образность, эмоциональность и др.

 8. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.

    9. Находим индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

   10. Записываем в ответ номера тех предложений, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.

Важно! Внимательно читайте предлагаемые утверждения, проверяйте всю данную в них информацию, находите её в тексе (каждое слово, каждое словосочетание).

Среди вариантов ответов могут быть, во-первых, истинные утверждения, но противоречащие тексту; во-вторых, истинные утверждения, но с ложными примерами из текста. При этом количество возможных правильных ответов – от двух до четырёх.

Задание OGR0821

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок: и курчавая Катя, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.

(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетённые косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей.

– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь? (10)Девочка улыбалась.

– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли...

– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

– (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась. (18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску. (19)Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску.

– (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?

– (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.

– (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга. (27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.

– (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.

(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье.

– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.

(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

– (35)Вот и буду драться!

(36)Светлана удивилась.

– (37)А почему драться? (38)Из-за чего?

(39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

– (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!

(44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!

(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам. (50)Сказала:

– Ну, а раз ей их жалко?

(51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53) Она сразу всё поняла и никого не послушала! (54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58) А может, это у Аниски праздник? (59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61) «Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.

(По Л.Ф. Воронковой*)

* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906-1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей, таких как «Старшая сестра», «Сад под облаками», «Где твой дом?» и др.

В предложениях 7–14 найдите просторечное слово. Выпишите это слово.


Нам нужно найти просторечное слово (то есть такое, которое не соответствует нормам русского литературного языка) в предложениях 7–14. Внимательно перечитаем эти предложения:

– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь? (10)Девочка улыбалась.

– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие.

Обращаем внимание на глагол влепить (предложение 11). Это просторечное слово, которое употребляется в значении «неожиданно резко нанести (об ударе, пощёчине)». Записываем его в ответ.

Ответ: влепить

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание OGR0621

Прочтите текст и выполните задания 6-9.

(1)Лиза не убежала с девчонками на реку. (2)Все они стояли здесь, сбившись в кружок: и курчавая Катя, и черномазая Танюшка, и курносая Верка, с розовыми, словно полированными, щеками. (3)Тут же лепился и Прошка Грачихин, белый с белыми ресницами, коренастый и по виду настырный.

(4)И среди них Аниска увидела чужую девочку: она была в коротком красном платье, аккуратно заплетённые косички с большими бантами лежали на плечах. (5)Лиза кружилась возле неё, щупала её платье, разглядывала пуговки на груди. (6)Конечно, и Танюшка щебетала, как воробей.

– (7)Ты на всё лето приехала? (8)А с нами дружить будешь? (9)А на реку пойдёшь? (10)Девочка улыбалась.

– (11)Косуля пришла, – вдруг сказал Прошка и спрятался за чью-то спину: за «Косулю» Аниска и влепить не замедлит.

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли...

– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

– (17)Глаза по ложке, не видят ни крошки, – сказала румяная Верка и засмеялась. (18)А Танюшка сквозь смех скорчила рожу и вытаращила глаза, представляя Аниску. (19)Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь. (20)Голубые глаза девочки весело глядели на Аниску.

– (21)А как её зовут? (22)Как тебя зовут, а?

– (23)Аниска, – ответила за сестру Лиза.

– (24)Аниска? (25)Аниса, значит. (26)Надо вежливо называть друг друга. (27)Чужая девочка подошла к Аниске и взяла её за руку.

– (28)А меня зовут Светлана. (29)Я к бабушке в гости приехала. (30)Марья Михайловна Туманова – это моя бабушка.

(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье.

– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.

(34)Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.

– (35)Вот и буду драться!

(36)Светлана удивилась.

– (37)А почему драться? (38)Из-за чего?

(39)Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

– (40)Из-за всего! (41)Она из-за всего дерётся! (42)Крылья у слепня оторвёшь – дерётся! (43)Кошку стали купать в пруду – дерётся; мальчишки полезут за гнёздами – и с мальчишками и то дерётся!

(44)Все постарались вставить словечко. (45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд. (46)И Прошка, которому попало от неё за то, что он подшиб грача. (47)И даже Лиза – Аниска ей житья дома не даёт из-за цветов: не толкни их да не задень их!

(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам. (50)Сказала:

– Ну, а раз ей их жалко?

(51)Скуластое Анискино лицо потемнело от жаркого румянца, а глаза засветились, как вода в лужинах, когда в них заглянет солнце. (52)Светлана заступилась за неё! (53) Она сразу всё поняла и никого не послушала! (54)Аниска побежала домой. (55)Что случилось на свете? (56)Какое высокое и какое ясное сегодня небо! (57)Воробьи щебечут так радостно и неистово – праздник у них, что ли? (58) А может, это у Аниски праздник? (59)Аниска вдруг почувствовала, что сердце у неё большое-большое, во всю грудь, что всё оно такое живое и тёплое. (60)Скорей бы отец пришёл с работы, она сразу расскажет ему, какая к бабушке Тумановой приехала внучка, как она сразу заступилась за Аниску. (61) «Ну, а раз ей их жалко?» – вот что она сказала.

(По Л.Ф. Воронковой*)

* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906-1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей, таких как «Старшая сестра», «Сад под облаками», «Где твой дом?» и др.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера  ответов. 

  1. Аниска получила прозвище «Косуля», потому что очень любила этих животных.
  2. Ребята посоветовали Светлане не дружить с Аниской, потому что та постоянно дерётся.
  3. Однажды Аниска отобрала у Прошки лягушку и бросила её в пруд.
  4. Светлана поняла, что Аниска – добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят.
  5. Аниска после встречи со Светланой чувствовала себя счастливой, потому что вспомнила, что сегодня – праздник.

  1. Аниска получила прозвище «Косуля», потому что очень любила этих животных – высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Аниска получила такое прозвище, потому что у неё было косоглазие. Найдём подтверждение в предложениях 11-16:

– (12)Косуля? – спросила чужая девочка. – (13)А почему же Косуля? (14)Косули – ведь это животные такие. (15)Ну, вроде оленей, что ли…

– (16)А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

  1. Ребята посоветовали Светлане не дружить с Аниской, потому что та постоянно дерётся – высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Об этом говорится в предложениях 31-33:

(31)Танюшка не вытерпела, дёрнула Светлану за платье.

– (32)Не водись с ней. (33)Она дерётся.

  1. Однажды Аниска отобрала у Прошки лягушку и бросила её в пруд – высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Аниска отобрала у Верки лягушку и бросила её в пруд:

(45)И Верка, у которой Аниска однажды отняла лягушку и бросила в пруд.

  1. Светлана поняла, что Аниска – добрая девочка, которая жалеет всё живое и пытается защитить от жестокого обращения ребят – высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Эта информация отражена в предложениях 48-50:

(48)Светлана поглядела на Аниску с любопытством. (49)Но вдруг неожиданно повернулась к девочкам. (50)Сказала:

– Ну, а раз ей их жалко?

  1. Аниска после встречи со Светланой чувствовала себя счастливой, потому что вспомнила, что сегодня – праздник – высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Аниска после встречи со Светланой чувствовала себя счастливой, потому что Светлана заступилась за неё, поняла её. Об этом говорится в конце текста.
Ответ: 24

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0121R

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества <...> астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Возникновение и развитие астрономии объясняются потребностями общества, нуждавшегося в более совершенных способах наблюдений и методах расчётов, для которых стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

2) Создание простейших астрономических инструментов и совершенствование математических методов обработки наблюдений привели к развитию астрономии.

3) Практические потребности человека привели к появлению астрономии, которая развивалась независимо от развития человеческого общества.

4) Появление и развитие астрономии тесно связаны с потребностями общества, которое со временем стало нуждаться в более совершенных способах наблюдений и методах расчётов, в связи с чем стали создаваться астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

5) Чтобы решить новые задачи, которые возникали с развитием человеческого общества, астрономии нужны были более простые способы наблюдений.

 


  • Ответ № 1 передаёт главную информацию текста.
  • Ответ № 2 содержит неполную информацию: не говорится о том, что астрономия возникла из практических потребностей человека.
  • Ответ № 3 противоречит содержанию: в тексте сказано, что развитие астрономии тесно связано с развитием общества, а не наоборот.
  • Ответ № 4 передаёт главную информацию текста.
  • Ответ № 5 содержит неполную информацию: не говорится о том, что астрономия возникла из практических потребностей человека.
Ответ: 14

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0101

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1) В старину пчеловоды умели управлять деятельностью пчёл, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения: стремясь направить пчёл, например, на цветущую липу, на ночь или рано утром угощали их липовым мёдом, а когда зацвела гречиха — гречишным мёдом.

(2) Этот простой приём, называемый условно дрессировкой, широко используется и в современном пчеловодстве, только вместо мёда пчёлам дают надушенный сахарный сироп. (3)<…> пчёлы, попробовавшие сироп с определённым запахом, не только сами участвуют в собирании нектара с этим запахом, но и мобилизуют своих сестёр на поиски нужного медоноса, что позволяет значительно увеличить количество нектара, собранного с определённых растений.

  1. Пчеловоды издавна умели управлять пчёлами, вырабатывая у них условный рефлекс на определённые медоносные растения.
  2. «Дрессировка» пчёл с помощью вещества с определённым запахом, издавна известная пчеловодам, широко используется и в наши дни для увеличения количества нектара, собираемого с определённых растений.
  3. Пчёлы, которые попробовали сироп с определённым запахом, мобилизуют других пчёл на поиски нужного медоносного растения.
  4. В современном пчеловодстве широко используется так называемая дрессировка пчёл, при которой насекомых с помощью того или иного сорта мёда направляют на определённые медоносные растения.
  5. Используя вещества с определённым запахом, пчеловоды с давних пор и по настоящее время «дрессируют» пчёл, благодаря чему насекомые направляются на нужные медоносные растения, что позволяет увеличить количество нектара, собранного с определённых цветов.

  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – дрессировка в пчеловодстве.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: метод дрессировки пчёл сложился в старину (1), его применяют в современное время, но с использованием сахарного сиропа (2), пчёлы, попробовав сироп, привлекают других особей к сбору нектара, тем самым увеличивая его количество.
  3. Нетрудно заметить, что первый и третий варианты содержат мысли отдельных предложений, поэтому исключаем их.
  4. Сравнивая оставшиеся варианты, видим, что в четвёртом варианте не упоминается, что метод сложился уже в старину, а также искажается информация: пчёл «дрессируют» не с помощью мёда, а с помощью специального сиропа.
  5. Остаются только варианты 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.
Ответ: 25

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0103

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Грунтовые хранилища жидких радиоактивных продуктов и места захоронения твёрдых отходов могут быть источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод. (2)<…> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. (3)Этот контроль осуществляется с помощью специальных карт движения грунтовых вод и возможной миграции загрязнений.

  1. Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.
  2. Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.
  3. Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.
  4. Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.
  5. Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – грунтовые воды.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: захоронения радиоактивных продуктов могут загрязнять грунтовые воды (1), чтобы это предотвратить, нужно следить за движением грунтовых вод (2), такой контроль возможен с помощью специальных карт движения грунтовых вод (3).
  3. Варианты 1 и 5 противоречат содержанию текста: про наблюдательные скважины в тексте не упоминалось, а контроль важен не сам по себе, а в связи с возможным загрязнением. Исключаем эти варианты.
  4. Из оставшихся предложений видим, что четвёртое предложение повторяет мысль только первого предложения текста.
  5. Остаются ответы 2 и 3. При прочтении очевидно, что в них приведены верные факты, отображенные в ключевых фразах.
Ответ: 23

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0102

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, — чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. (3)<…>, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

  1. Для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов используются алмазы, которые обладают особой твёрдостью.
  2. Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.
  3. Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.
  4. Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.
  5. Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – алмазы.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: алмазы – это твёрдые камни (1), благодаря этому свойству его используют при изготовлении не только бриллиантов, но и режущих и точильных инструментов (2), один из примеров – зубоврачебный бор (3).
  3. Предложений, противоречащих содержанию текста, у нас нет.
  4. Остаётся искать варианты, которые бы полностью отражали основную мысль текста: алмазы из-за своей твёрдости используются для изготовления алмазов и режущих и точильных инструментов. Зубоврачебный бор нас мало интересует, он приводится как один из вариантов точильного инструмента. Поэтому варианты 2, 3 и 5, содержащие мысль лишь одного из предложений текста, мы исключаем
  5. Следовательно, правильные ответы 1 и 4. При прочтении очевидно, что в них передается одна и та же мысль, изложенная несколько по-разному.
Ответ: 14

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER2222T

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

(5) В класс заглянула Женя Румянцева:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:

‒ Зачем?

‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

(11) Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15) В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах…

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.

‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.

‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.

(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.

(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31) А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло…

‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.

‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!

(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

‒ Где же и когда мы встретимся?

‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.

(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

(По Ю.М. Нагибину*)

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.

2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.

3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.

4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.

5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.


Внимательно читаем текст. Анализируем каждое утверждение, устанавливаем его соответствие содержанию текста:

1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Об интересах Жени мы узнаём от рассказчика:

(12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах.

2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь – это высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Женя предложила однокласснику встретиться через десять лет:

‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!

3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Рассказчик действительно приехал к Большому театру в память о Жене:

(43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой…

4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день – это высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста, так как ребята собирались ехать на Химкинском водохранилище, но из-за дождя их поездка не состоялась:

(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь… (19)Нечего было и думать о Химках.

5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста:

(39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно. Сделаем вывод, что соответствуют содержанию текста утверждения 1,3,5.Ответ: 135

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0120T

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

(1)С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилась масса преимуществ. (2)Преимущества ясны — достаточно короткий путь от идеи к воплощению, работа без привлечения дополнительных специалистов, доступность оборудования и возможность работы в комфортных условиях, при этом у многих создаётся впечатление, что умная машина сама всё делает, например, творит нечто в стиле Энди Уорхола, но в цветовой гамме Рембрандта. (3)<…> компьютер — такой же инструмент для художника, как карандаш или краска, разве что возможностей технических во много раз больше.

 
  1. С появлением компьютера в жизни художника-дизайнера появилось огромное количество проблем.
  2. Компьютер не наделён творческим потенциалом, как считают многие, а является лишь удобным современным инструментом в реализации творческого замысла художника-дизайнера.
  3. Компьютер — умная машина, способная к самостоятельному творчеству.
  4. Компьютер, инструмент художника наряду с карандашами и красками, работает без привлечения дополнительных специалистов.
  5. Компьютер — удобный современный инструмент реализации творческого замысла художника-дизайнера; вопреки мнению многих, компьютер не наделён творческим потенциалом.

  1. Внимательно и вдумчиво прочитаем предлагаемый текст. Тема текста – роль компьютера в творческом процессе.
  2. Выделяя ключевые слова и фразы в предложениях, суммируем мысли всех трёх предложений: появление компьютера дало художнику преимущества (1), за счёт массы преимуществ кажется, что машина творит сама (2), на самом деле она лишь умный инструмент в руках творческого человека (3).
  3. Нетрудно заметить, что ответы 1 и 3 противоречат содержанию текста, поэтому исключаем их.
  4. Среди оставшихся вариантов замечаем, что четвёртое предложение повторяет мысль только одного из предложений текста.
  5. Следовательно, правильные ответы 2 и 5. Они содержат в себе ключевую информацию текста; также видно, что в них по-разному сообщается об одном и том же.
Ответ: 25

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор

Задание ER0122T

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

                                                                                                                     (По Л.И. Скворцову)

  1. Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
  2. Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
  3. Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
  4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.
  5. Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

  • Утверждение №1 верное, так как в предлагаемом тексте используются термины и тематическая группа слов, отражающая проблематику текста.
  • Утверждение №2 верное, так как в предлагаемом тексте используются метафоры, антонимы и сравнения, которые способствуют эмоциональности, выразительности изложения, помогают передать авторскую оценку описываемым явлениям. По определению данные средства выразительности предназначены именно для этого.
  • Утверждение №3 верное, так как предлагаемый текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные, конструкции с существительными в родительном падеже. Действительно, именно для письменной речи и характерны указанные особенности, так как в устной речи они используются редко.
  • Утверждение №4 верное, так как выразительность предлагаемого текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова. Ряды однородных членов: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия; общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека… Инверсия (изменение обычного порядка слов в предложении):
«Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология» (перестановка главных членов предложения: подлежащее – на втором месте, сказуемое – на первом). «Утраты в природе до известных пределов восстановимы» (правильно: В природе утраты восстановимы до известных пределов).

Вводные слова: конечно, скажем.

  • Утверждение №5 неверное. Предлагаемый текст не относится к научному стилю речи. Прочитанный текст относится к публицистическому стилю речи, так как в нём присутствует оценочность, эмоциональность и образность. Цели автора – воздействие на общественное сознание, информирование (сообщение).
Следовательно, правильные ответы 1234.Ответ: 1234

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор


👀 27.2k