морфологические нормы (образование форм слова) Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Задание №7 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.
Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку
У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.
Грамматические нормы имен существительных
Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:
много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней
Склонение имен числительных
Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:
сорока, девяноста, ста
В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.
Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:
две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)
При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:
по обеим улицам(не по обоим); по обоим домам (не по обеим).
Морфологические нормы глаголов
Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:
лечь
ляг
лягте
ехать
езжай
езжайте
ездить
езди
ездите
глядеть
гляди
глядите
махать
маши
машите
бежать
беги
бегите
высыпать
высыпи
высыпите
класть
клади
кладите
И настоящего и будущего времени:
ездить
езжу
ездит
лазить
лажу
лазит
махать
машу
машет
беречь
берегу
бережет
жечь
жгу
жжет
Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:
постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь
Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных
Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.
Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.
Алгоритм выполнения задания №7 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти её.
Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
Вспомните правила употребления выделенных слов. Действуйте методом исключения.
Запишите в ответ исправленный вариант (правильную форму слова).