Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Задание №18 ЕГЭ по русскому
Восемнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку направлено на проверку умений выпускников ставить запятые при вводных словах (словосочетаниях) и обращениях, отличать вводные слова от омонимичных членов предложения. За него можно получить один первичный балл; подготовиться к этому заданию можно с помощью приведенной ниже теории.
Теория к заданию №18 ЕГЭ по русскому языку
Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными
Вводное слово | Не вводное слово | |
---|---|---|
Запятая нужна! | Запятая не нужна! | |
Однако | Нельзя заменить союзом «но» | Можно заменить союзом «но» |
Мы, однако, очень устали сегодня. | Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный. | |
Действительно | В значении «в самом деле»; стоит в начале предложения | Стоит в середине или в конце предложения |
Действительно, он ничего не знает. | Он действительно ничего не знает | |
Значит | В значении «следовательно» | В значении «означает, это» |
Если наступила зима, значит, скоро Новый Год. | Опоздать – значит не успеть. | |
Наконец | Указывает на связь излагаемый мыслей, в значении «и еще» | В значении «в конце концов, после всего, под конец» |
Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин. | Мы наконец добрались до нашего отеля. |
Слова, всегда являющиеся вводными/не вводными
Вводные (запятая нужна) | Не вводные (запятая не нужна) |
---|---|
Конечно | Большей частью |
Во-первых | Будто |
Во-вторых | Буквально |
В-третьих | В довершение |
Итак | В конечном счете |
Следовательно | Вдобавок |
Словно | Вдруг |
По-видимому | Ведь |
Пожалуйста | Вот |
Несомненно | Вроде бы |
Вряд ли | |
Все равно | |
Все-таки | |
Даже | |
Едва ли | |
Именно | |
Иногда | |
Исключительно | |
Как будто | |
Как бы | |
К тому же | |
Лишь | |
Между тем | |
Наверняка | |
Небось | |
Непременно | |
Обязательно | |
Определенно | |
Отчасти | |
По крайней мере | |
По-прежнему | |
Почти | |
Поэтому | |
Практически | |
Просто | |
Пусть | |
Решительно | |
Словно | |
Тем не менее | |
Только | |
Якобы |
Пунктуация при вводном слове
Вводное слово отделяется запятой, если его можно убрать из предложения без потери смысла. | Мы решили добраться до отеля на автобусе, но, к сожалению, уехали не в ту сторону. (убираем вводное слово – Мы решили добраться до отеля на автобусе, но уехали не в ту сторону.) |
Отделять вводное слово запятой от союза не нужно, если убрать вводное слово из предложения нельзя; также запятой от союзов не отделяется вводное слово в начале предложения | Во-первых, нужно почитать учебник, а во-вторых – сделать упражнение в тетради. |
Если в вводном слове пропущено одно слово, восстанавливаемое из контекста, вместо запятой ставится тире | С одной стороны, он хотел поехать в гости, а с другой – не было желания выходить из дому в такую погоду. |
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и перед запятой, перед ним ставится тире, а после него - запятая | В лесу, в парке, во дворе – словом, везде можно встретить это растение. |
Вводные слова
Мера того, о чем говорится | Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере |
Привлечение внимания собеседника | Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря |
Источник информации | По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается, как известно, с точки зрения |
Связность речи | Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны |
Частота того, о чем говорится | Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению , в крайнем случае |
Степень возможности | Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю |
Эмоции, чувства | К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано |
Обращение – слово или сочетание слов, называющее адресат речи. Не является членом предложения. Обращение можно убрать из предложения без потери смысла.
Знаки препинания при обращениях
- Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», — прочитала она. Обращения, соединенные союзом и, не разделяются запятой: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро».
- Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький, где ж ты был?
- Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая!
- Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву.
Казалось бы, это довольно лёгкая тема. Однако в задании №18 ЕГЭ встречается ряд ловушек. Например, слова, которые в одном контексте являются вводными, а в другом – нет:
- Миша, верно, не скоро приедет к нам (вводное слово).
- Миша верно решил эту задачу (член предложения).
Алгоритм выполнения задания №18 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Определите главные и второстепенные члены предложения.
- Посмотрите, какие слова отмечены с двух сторон цифрами (или с одной стороны, если они стоят в начале или в конце предложения).
- Воспользуйтесь правилами, чтобы понять, являются ли представленные слова вводными (или же это обращения).
- Запишите в ответ все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
👀 9.9k