Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Задание №16 ЕГЭ по русскому
Шестнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка. Выпускникам необходимо расставить знаки препинания и выяснить, в каких предложениях следует поставить одну запятую. Для пунктуационного разбора даны пять предложений с пропущенными знаками препинания. За верное выполнение этого задания можно получить один балл. Чтобы хорошо подготовиться к заданию, изучите приведенный ниже теоретический материал.
Теория к заданию №16 ЕГЭ по русскому языку
Пунктуация при однородных членах предложения
Запятая ставится | Запятая не ставится |
---|---|
Между однородными членами, не связанными союзами | Между двумя однородными членами, связанными союзом «и» |
Вчера я читала, убиралась, готовила. | Вчера я читала, убиралась и готовила. |
Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато | Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару |
Вчера я читала и готовила, а убраться не успела. | Вчера я читала и готовила. |
Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: | В устойчивых сочетаниях |
сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то | Ни свет ни заря, и смех и грех, ни то ни се, и туда и сюда, ни себе ни людям |
Вчера не только читала, но и готовила. | |
Между несколькими однородными членами, связанными союзами и и или | Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого |
Вчера я и читала, и готовила. | Пойду почитаю книгу. |
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Запятая перед союзом «и» не ставится, если | |
---|---|
Если есть общий член предложения | Весной природа просыпается и люди радуются теплу. |
(общий член предложения– «весной») | |
Если есть вводное слово, общее для обеих частей предложения | Как это часто бывает, мы забыли о хорошем и вспомнили о плохом. |
Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть | Когда я проснулась, солнце еще не встало и все в доме спали. |
Предложение вопросительное | Когда мы увидимся и ты мне все расскажешь? |
Предложение побудительное | Внимательно прочитайте задание и сделайте его! |
Предложение восклицательное | Как ярко светит солнце и как красиво море! |
Предложение неопределенно-личное | В соседнем доме выключили свет и зажгли свечку. |
Предложение безличное | Необходимо внимательно изучить этот параграф и сделать пометки в тетради. |
Предложение назывное | Мороз и солнце! |
- Наступила тёплая, ясная осень – однородные определения.
- Машина остановилась возле маленького каменного домика – неоднородные определения.

Важно! Пунктуационный разбор любого предложения нужно начинать с выделения грамматической основы.
Алгоритм выполнения задания №16 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание.
- Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
- Найдите простые и сложные предложения.
- Если предложение простое, то обратите внимание на однородные члены. Вспомните правила, при которых ставится / не ставится запятая. Не забывайте о постановке запятой между однородными членами, связанными повторяющимися союзами.
- Если предложение сложное, примените правило постановки запятой в ССП. Проверьте наличие общего второстепенного члена (если он есть, между частями сложного предложения запятая перед И не ставится).
- Запишите правильный ответ.
Совет: лучше всего рисовать схему предложений на черновике, чтобы не запутаться в запятых.
👀 11.1k |
спасибо, было полезно