Средства связи предложений в тексте
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Задание №25 ЕГЭ по Русскому
Задание 25 продолжает серию заданий, связанных с приведенным текстом. За него также можно получить один первичный балл. Для этого нужно хорошо разбираться в средствах, придающих тексту смысловую и языковую целостность – союзах, синтаксических конструкциях, местоимениях всех разрядов, повторах морфологических форм. В задании требуется найти среди предложений такие, которые связаны определенным образом. Помочь в этом может приведенная ниже теория.
Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку
В таблице приведены средства связи с пояснениями – изучаем! 🙂
Средство связи | Пояснение или примеры |
---|---|
Лексические повторы | Повторение одного и того же слова в двух предложениях: |
Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу. | |
Синонимы | Слова, имеющие одинаковое значение – красивый, прекрасный |
Контекстные синонимы | Слова, близкие по смыслу только в данном тексте - Петя вышел из дома и пошел к своему другу. После этого юноша отправился на набережную. (синонимы – Петя, юноша) |
Описательные обороты | Слова, характеризующие признаки предмета – Рядом с домом был парк. Зеленый остров среди машин и улиц был настоящим спасением для горожан в жаркий день. |
Антонимы | Противоположные по смыслу слова – хороший, плохой |
Однокоренные слова | Слова, имеющие один корень, но различающиеся другими морфемами – Лето – жаркое время. Поэтому летом многие люди стараются больше бывать на природе. |
Формы одного и того же слова | Разные падежные формы одного слова – Небо было усеяно звездами. Такие звезды можно увидеть не так часто. |
Частицы | Все были в восторге от концерта. Только Павлу, у которого болела голова, не очень понравилось. |
Синтаксический параллелизм | Одинаковый порядок слов и оформление предложений – Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) |
Парцелляция | Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельно - Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. ( Д. Лихачев) |
Неполные предложения | Знаете, о чем мы беседовали? О книгах, музыке, картинах. |
Вводные слова | Что нужно для успешного выступления на сцене? Во-первых, уверенность в себе. |
Личные местоимения | Я, ты, он, она, мы, вы, они |
Возвратные местоимения | Себя |
Притяжательные местоимения | Мой, твой, его, ее, их, наш, ваш, свой |
Указательные местоимения | Это, то, этот, тот, такой, таков, столько |
Определительные местоимения | Весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам |
Неопределенные местоимения | Некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь |
Отрицательные местоимения | Никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей |
Относительные местоимения | Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько |
Вопросительные местоимения | Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько |
Алгоритм выполнения задания №25 ЕГЭ:
- Внимательно читаем задание и предложенный отрывок текста.
- Вспоминаем характеристики указанного средства связи предложений, находим его в тексте.
- Записываем правильный ответ.
👀 8.6k |