Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Задание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения выпускников верно использовать различные средства связи предложений текста. Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании №1. Специально пропущенное слово, являющееся связкой, – верное слово, подходящее по смыслу, которое учащиеся должны подобрать теперь самостоятельно, зная только часть речи. Во многих случаях нужное слово само «просится» на пустое место, однако для верного выполнения задания, за которое можно получить один первичный балл, нужно хорошо разбираться в средствах связи предложения.
Теория к заданию №2 ЕГЭ по русскому языку
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи:
1.Лексический повтор – это намеренное повторение одних и тех же слов или одной и той же речевой конструкции.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
(К. Симонов).
Мрачный покой улыбками женщин преображен в цветник. Посреди цветника, в мундире фельдмаршала, с орденом св. Стефана на груди и взнесенным бокалом в руке, – вечно юный князь де Линь (М.И. Цветаева).
2. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем и общим значением.
Примеры слов: счастье, счастливо, счастливица; красивый, красоваться, красавец и т. д.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу – разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному – первый признак талантливости (В. Белов).
Мне с самого утра грустно. Как начали к заутрене звонить да увидела я из светлицы, как народ божий весело спешит в церковь, так, девушки, мне стало тяжело… (А.К. Толстой).
3. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.
Примеры слов: беспокоиться, волноваться, переживать; интересный, увлекательный, занимательный и др.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Мы пили чай с пирожными. Лакомство оказалось очень вкусным.
3.1. Контекстные синонимы – слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в определённом контексте, так как относятся к одному предмету (признаку, действию).
Примеры слов: парень, студент, красавец; пёс, друг, озорник и т.д.
Ломоносов – гений – любимое дитя природы.
4. Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.
У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
4.1. Контекстные антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в определённом контексте.
Примеры слов: слон – мышь, лёд – пламя, зелёный – спелый и др.
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
(М. И. Цветаева)
5. Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.
Грамматические средства связи:
Местоимения.
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью.
А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
2. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)
Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
3. Союзы (и, но, а, что, потому что, если, поскольку и др.)
Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.
4. Частицы (именно, точно, ведь, лишь, исключительно, вот, как раз и др.)
5. Предлоги (из, через, вследствие, несмотря на и др.)
6. Вводные слова и конструкции (одним словом, конечно, следовательно, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
7. Единство видовременных форм глаголов – использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами.
8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
9. Синтаксический параллелизм– одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.
Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:
кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
даже – усилительная частица;
неслучайно– «по этой причине».
Важно! Нередко в задании указана не только часть речи, но и конкретный разряд, что облегчает задачу (например, подобрать относительное местоимение, производный предлог, противительный союз и т.д.). Если будете знать теорию, то без труда подставите на место пропуска нужное слово.
Алгоритм выполнения задания №2 ЕГЭ:
Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
Установите логическую связь между частями текста, которые соединены пропущенным словом.
Обратите внимание на то, к какой части речи относится пропущенное слово. Нужно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должно выступать указательное местоимение, важно не перепутать его с относительным.
популярно и доходчиво:)))
Спасибо, хороший урок:)