Речь. Языковые средства выразительности
Первичный бал: 4 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Задание №26 ЕГЭ по Русскому
За верно выполненное двадцать шестое задание, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.
Теория к заданию №26 ЕГЭ по русскому языку
Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице – давайте внимательно ознакомимся с ними!Речевой оборот | Определение | Пример |
---|---|---|
Анафора | Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в начале стоящих рядом предложений | Быть может, вся Природа — мозаика цветов? |
Быть может, вся Природа — различность голосов? | ||
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты? | ||
Быть может, вся Природа — желанье красоты? (К. Бальмонт) | ||
Аллитерация | Звукопись. Повтор одних и тех же согласных в стихотворной речи | Ветер, Взморье. Вздохи ветра. |
Величавый возглас волн. | ||
Буря близко. В берег бьётся | ||
Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт) | ||
Антитеза | Фигура речи. Резкое противопоставление характеристик | Наша сила — правда, |
ваша — лаврьи звоны. | ||
Ваша — дым кадильный, | ||
Наша — фабрик дым. | ||
Ваша мощь — червонец, | ||
Наша — стяг червонный, | ||
Мы возьмём, | ||
займём | ||
и победим. (В. Маяковский) | ||
Ассонанс | Звукопись. Повтор одних и тех же гласных в стихотворной речи | Уж ты пустошь, моя пустошь — |
Душа выстуженная: | ||
Душа грустная, | ||
Натруженная | ||
Занедужившая. | ||
Вопросно-ответная форма изложения | Фигура речи. Чередование вопросов и ответов | Что делать? Не знаю. Куда идти? Не известно |
Гипербола | Троп. Сильное преувеличение свойств предмета | В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский) |
Градация | Фигура речи. Определенный порядок слов, отображающий увеличение или уменьшение их значимости | Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый) |
Диалектизм | Слово, характерное только для речи людей какой-либо определенной местности | векша (белка), бурак (свёкла) |
Инверсия | Фигура речи. Обратный порядок слов | Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. (А. Коптяева) |
Ирония | Троп. Скрытая насмешка | — Ты всё пела? Это — дело (И. Крылов) |
Лексический повтор | Фигура речи. Повторение одного и того же слова в двух предложениях | Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу. |
Литота | Троп. Сильное преуменьшение свойств предмета | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. Грибоедов) |
Метафора | Троп. Перенос свойств одного предмета на другой. Легко заменяется сочетанием со словами «как, будто, вроде». Образ, основанный на переносном значении слов | Зеркало озера (=озеро будто зеркало) |
Расширять горизонты | ||
Метонимия | Троп. Замена одного понятия на другое, имеющее схожее значение | Выпил всю бутылку (имеется в виду все, что было в бутылке) |
Назывные предложения | Фигура речи. Односоставные предложения, в которых из основы есть только подлежащее | Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (А. Блок) |
Оксюморон | Фигура речи. Сочетание слов, противоположных по смыслу | Сладкая горечь воспоминаний |
Олицетворение | Троп. Приписывание человеческих качеств, чувств различным абстрактным понятиям, предметам, природным явлениям | Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов) |
Парцелляция | Фигура речи. Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельно | Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. ( Д. Лихачев) |
Перифраза | Троп. Замена названия предмета его описанием с использованием характерных признаков | Братья наши меньшие (=животные) |
Синекдоха | Троп. Употребление названия части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) |
Синтаксический параллелизм | Фигура речи. Одинаковый порядок слов и оформление предложений | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) |
Эллипсис | Фигура речи. Пропуск сказуемого в предложении для придания речи большей динамичности | Мы села – в пепел, грады – в прах. (В. Жуковский) |
Эпитет | Троп. Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности | Синее море |
Эпифора | Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в конце стоящих рядом предложений | Ведь звёзды были крупнее, |
Ведь пахли иначе травы, | ||
Осенние травы. | ||
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно") |
Алгоритм выполнения задания №26 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте задание и фрагмент рецензии.
- Обратите внимание на подсказки. Зачастую в задании написано, что именно пропущено: лексическое средство (синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д.), художественное средство (эпитеты, метафора, олицетворение и т.д.), синтаксическое средство (вводные слова, ряды однородных членов, цитирование и др.) или же синтаксический приём (анафора, инверсия, перифраз и т.д.).
- Внимательно прочитайте список из девяти терминов.
- Вставьте цифры, соответствующие терминам. Запишите их в ответ.
👀 11.7k