Задание №8 ЕГЭ по русскому
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.
Задание 8 – одно из самых сложных заданий первой части, но в то же время оно самое «дорогое». За его выполнение можно получить максимум 5 баллов: по одному баллу за каждый правильно выбранный пункт. Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего 5. Это значит, что 4 предложения могут относиться: • к другому типу ошибки, не указанному в левом столбце; • к предложениям без ошибки (такое тоже встречается).
Для успешного выполнения этого задания необходимо понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит; уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение; находить однородные члены и двойные союзы; определять подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи; знать глагольное управление и предложно-падежное управление. В это поможет представленный ниже теоретический материал.
Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку
Давайте рассмотрим те ошибки, которые предлагается найти в экзаменационном задании.
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Никогда нельзя включать определяемое слово внутрь причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город». Также причастие всегда должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».
Нужно обратить внимание на случаи: «одно из писем, написанное мной» — в данном случае причастие согласуется со словом «одно», но «прочитав ряд писем, написанных ею» — вопрос к причастию задается от слова «писем».
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» — неверный вариант, так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».
- ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» — неправильно; верный вариант – «недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Также неверно «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей», а правильно «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей».
Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» — неверно, а «мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» — верно.
- ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» — неправильно; предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «в книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».
При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: в газете «Городской вестник» (не «городском вестнике»), в энциклопедии «Подводный мир» (не «Подводном мире»), в передаче «Своя игра» (не «Своей игре»).
- неправильное употребление падежной формы существительного
Предлог | Падеж существительного | Пример |
---|---|---|
Благодаря | Дательный | Он действовал согласно правил – неправильно |
Согласно | Он действовал согласно правилам - правильно | |
Вопреки | ||
Подобно | ||
Наперекор | ||
Наперерез | ||
По (в значении «после») | Предложный | По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно |
По прибытии домой она позвонила бабушке - правильно |
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
- Указывать на что-то
- Оплатить что-то
- Признаться в чем-то
- Уделять внимание чему-то
- Поражаться чему-то
- Упрекать в чем-то
- Напоминать что-то
- Отзыв о чем-то
- нарушение связи между подлежащим и сказуемом
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» — в единственном. «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней». «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
- неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «Я» в переводе прямой речи в косвенную. Например, «автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» — неправильно; «автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» — правильно.
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.» — ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя.» — верный.
- ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» — в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.» — лишний союз «но».
Алгоритм выполнения задания №8 ЕГЭ:
- Внимательно прочитайте все перечисленные в левой колонке грамматические ошибки.
- Начните работу с простых вариантов по словам-подсказкам: название в кавычках, причастие, деепричастие, существительное с предлогом.
- Определите конструкцию с ошибкой, найдите описание ошибки в левой колонке.
- Запишите ответ в таблицу под нужной буквой.
- Продолжите работу.
Важно! В бланк записываем только цифры. Порядок записи цифр в ответе имеет значение!
👀 20.7k
Вы лучшие спасибо спасибо спасибо!!! Я покажу это своим друзьям СПАСИБО!!!
В 6-м предложении 3-го варианта задания (которое считается правильным) допущена ошибка. После слова «патогенами» требуется двоеточие, так как далее следуют однородные члены после объединяющих слов «те, кого мы называем вредителями и патогенами».
Да, большое спасибо! Мы уже перерабатываем этот раздел!