Задание №3 ЕГЭ по русскому языку

лексическое значение слова
Первичный бал: 1 Сложность (от 1 до 3): 1 Среднее время выполнения: 1 мин.

Третье задание ЕГЭ по русскому языку нацелено на выявление навыка учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте. За верное выполнение этого задания выпускник может получить один первичный балл. Задание состоит из небольшого текста, с которым выпускник работал, выполняя 1 и 2 задания, и вариантов значения выделенного в тексте слова в форме выдержки из словарной статьи. Необходимо выбрать самое точное лексическое значение указанного в тексте слова из числа предложенных.

Трудность при выполнении третьего задания ЕГЭ заключается в том, что для анализа предлагаются многозначные слова, значение которых можно определить только в контексте.

Теория к заданию №3 ЕГЭ по русскому языку

Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Так, например, слово лиловый имеет значение светло-фиолетовый.

В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).

Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.

Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.

Алгоритм выполнения задания №3 ЕГЭ:

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Прочитайте указанное предложение из текста в задании №1, причём обязательно в контексте (1–2 предложения до и после).
  3. Найдите в тексте слово, лексическое значение которого нужно установить.
  4. Просмотрите каждое лексическое значение многозначного слова. Обратите внимание на примеры использования этого слова (примеры написаны после определения).
  5. Исключайте неверные варианты. Сразу вычеркивайте те значения, которые совершенно не соответствуют тематике текста.
  6. Выберите то значение, в котором слово использовано в данном контексте.
  7. Запишите в ответ соответствующую цифру.
Задание ER0321R Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЩЕСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Как и все другие науки, астрономия возникла из практических потребностей человека. (2)С развитием общества перед астрономией выдвигались всё новые и новые задачи, для решения которых нужны были более совершенные способы наблюдений и более точные методы расчётов. (3)Поэтому постепенно стали создаваться простейшие астрономические инструменты и разрабатываться математические методы обработки наблюдений.

ОБЩЕСТВО, -а, ср.

  • Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.
  • Добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.
  • Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.
  • В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.
  • кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества.

Из предложенных вариантов по смыслу ПОДХОДИТ только значение № 1:

  • Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Человеческое о. Капиталистическое о. Наука об обществе.

Здесь для нас важно не только значение слова, но и пример его употребления: «Человеческое о.».

Другие значения НЕ ПОДХОДЯТ, потому что:

  • в определении под № 2 говорится о добровольном объединении людей, у которых есть какая-либо цель;
  • в определении под № 3 говорится об определённой среде, компании;
  • в определении под № 4 говорится о дворянской среде;
  • в определении под № 5 говорится о совместном пребывании с кем-нибудь.
Ответ: 1

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0301 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОКАЗАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста.

(1)Опрос 300 школьников в возрасте от 14 до 18 лет из Германии и Нидерландов показал, что в обеих странах учителя родного или иностранного языка кажутся школьникам симпатичнее, общительнее, креативнее и эмоциональнее, чем преподаватели точных и естественных наук. (2)… этих последних ученики считают более умными. (3) Образ учителя сильно влияет на то, какую специальность выбирают школьники в дальнейшем.

(«Многое зависит от учителя», «Наука и жизнь», №8 2013)

ПОКАЗАТЬ

  1. Дать увидеть, представить для разглядывания, рассматривания. Публично продемонстрировать. Представить для осмотра, просмотра. Примеры: показал письма, велел показать язык, показал собор, показать больного врачу.
  2. Движением, жестом обратить чьё-л. внимание, указав на кого-л., что-л. Примеры: показать на новое здание, показал глазами на стул.
  3. Изобразить, копируя кого-, что-л., подражая кому-, чему-л. Изобразить в художественном произведении. Примеры: Тема, показать тебе, как ты ходишь? Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает.
  4. Разъяснить наглядно, обучая чему-л. Примеры: показать, как нужно держать инструмент в руках; показать, как пользоваться компасом.
  5. Проявить, обнаружить какое-л. свойство, качество, состояние, количественные результаты. Примеры: показать стойкость, показать честность, показать лучший результат в беге.
  6. Сделать явным, очевидным; обнаружить, раскрыть что-л. Примеры: Дальнейшее покажет исследование. Жизнь покажет, кто прав.
  7. Дать какие-л. показания при допросе или на процессе. Пример: показать под присягой, Жандарм показал, что Матвея убили Яков и Аглая.

  • Текст говорит о том, что опрос школьников показал, дал понять, что образ учителя сильно влияет на дальнейший выбор жизненного пути школьником.
  • Варианты 1 и 2 не подходят, так как речь тут не идет о демонстрации чего-либо или о жестах. Значение изображения или наглядного урока тоже не соответствует контексту (т.е. варианты 3 и 4 тоже не годятся). Вариант 5 больше подходит, но в тексте не говорится о количественном показателе. Вариант 7 очевидно не будет являться правильным ответом, так как о допросах в тексте речи не идет.
  • Самым подходящим по значению будет вариант 6 – ученые обнаружили, статистика сделал очевидными факты зависимости дальнейшей жизни школьника от образа учителя.
Ответ: 6

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0322T Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

ОСНОВА, -ы, ж.

1) Опорная часть предмета, сооружения; основание. Железобетонная основа конструкции.

2) Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества.

3) мн. ч. Исходные, главные положения чего-нибудь. Основы экономических знаний.

4) В значении предлога с родительным падежом; опираясь на что-нибудь, в соответствии с чем-нибудь, имея что-нибудь в качестве исходного пункта. Действовать на основе инструкции.

5) Существенный признак, по которому распределяются явления, понятия. Единая основа классификации.


  • Первое значение не подходит, так как в последнем предложении говорится о языке, а не об опорной части предмета, сооружения.
  • Второе значение подходит. В последнем предложении слово основа употребляется в значении «‎источник; главное, на чём строится что-нибудь». Можно сказать: язык – источник национальной памяти; язык – главное, на чём строится национальная память. Значит, второе значение соответствует контексту.
  • Третье значение не подходит, так как слово приобретает лексическое значение «исходные, главные положения чего-нибудь» только во множественном числе. В нашем случае слово основа употребляется в единственном числе.
  • Четвёртое значение не подходит, так как перед нами не предлог с родительным падежом, а имя существительное.
  • Пятое значение не подходит, так как язык рассматривается в качестве источника. Слово основа в последнем предложении не употребляется в значении «существенный признак, по которому распределяются явления, понятия».
Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить

Задание ER0320T Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДМЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а <…> приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете. 

ПРЕДМЕТ, -ы, м.

  • Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.
  • чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения. 
  • Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе. 
  • чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.). Для чего, с какой целью. Медицинское обследование на п. диспансеризации.

  • Речь идет о проблеме парникового эффекта, именно она предмет беспокойства учёных.
  • То, что после слова «предмет» идёт существительное в родительном падеже даёт нам подсказку, что нужно выбирать между вариантами 2 и 4.
  • Учитывая, что проблема парникового эффекта  это то, на что направлена мысль учёных, мы можем смело выбрать вариант 2.
Ответ: 2

pазбирался: Ирина Мещерякова | обсудить разбор | оценить


👀 9.7k |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *