Русские поэты 20 века

Ниже мы поговорим о русской поэзии 20 века — разберем основные направления и наиболее значимых поэтов. Материал можно смело использовать для сочинения!

Серебряный век

На рубеже XIX-XX вв. в России происходили бурные перемены во всех областях жизни. Не обошли стороной эти изменения и культурную сферу. В XIX веке на небывалую высоту поднялась русская литература, достигшая своего золотого века. В области поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета и других классиков уже было невозможно превзойти. Возникла потребность в поиске и создании чего-то принципиально нового. В обществе нарастало ожидание грядущих грандиозных перемен. Культурным ответом на это стала эпоха серебряного века. Ее нередко называли русским культурным ренессансом. Произошел настоящий расцвет поэтических жанров.

Поэзия серебряного века включает в себя произведения представителей самых разных направлений. Наибольший успех выпал на долю модернистских течений: символизма, акмеизма, футуризма (Блок, Мандельштам, Гумилев, Маяковский). Особое место занимают т. н. «крестьянские» поэты: С. Есенин, Н. Клюев и др. Многие знаменитые поэты вообще не принадлежали к какому-либо направлению: М. Цветаева, И. Бунин, В. Ходасевич.

Символизм

Течение символизма сложилось в 60-70-х гг. XIX века во Франции. Поэты этого направления (П. Верлен, А. Рембо) стремились обратиться не к разуму, а к чувствам и эмоциям человека. Они отрицали привычную логику и пытались проникнуть в сферу подсознательного. Символизм в России, как литературное течение, оформился в 1890-х гг.

Один из главных манифестов символистов — конфликт между реальным и идеальным миром. Поэтому для поэтов этого направления было характерно стремление вырваться из грубой и пошлой действительности в мир мечты. Яркий пример — начало стихотворения З. Гиппиус «Надпись на книге»:

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю…

Я все уединенное,

Неявное люблю…

Символисты резко отрицательно относились к творчеству «грубых и вульгарных» реалистов. Высшей ценностью они объявляли само искусство, которое не обязано чему-то учить. В стихотворении «Юному поэту» В. Брюсов дает три «завета»: «не живи настоящим… никому не сочувствуй… поклоняйся искусству».

Главные особенности поэзии символистов: мистическое содержание, использование неясных символов и образов, описание глубоких личных переживаний.

В развитии русского символизма четко выделяются два этапа. К первому относятся «старшие символисты» (Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт), ко второму — «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

«Старших символистов» часто называют импрессионистами. Для них была важна не система определенных образов или символов, а возможность передать оттенки настроений и впечатлений. К. Бальмонт определял символизм, как «утонченный способ выражения чувств и мыслей».

Произведения Ф. Сологуба, М. Лохвицкой, З. Гиппиус проникнуты декадентскими настроениями: безнадежность, неприятие жизни, поэтизация смерти. Эти мотивы ярко выражены в стихотворении Лохвицкой «Я умереть хочу весной…». За Ф. Сологубом вообще закрепилась слава «певца смерти»: «О смерть! я твой! Повсюду вижу одну тебя…».

Предтечей «младосимволистов» был философ В. Соловьев. Он утверждал, что мир находится на краю гибели. Спасти его может лишь Божественная красота (Вечная женственность).

Религиозная философия Соловьева оказала большое влияние на раннее творчество А. Блока. В цикле «Стихи о Прекрасной даме» поэт воспевает Любовь и Красоту, которые способны преобразить погибающий мир.

За отрыв от реальности, туманные и непонятные произведения, мистицизм символисты часто подвергались нападкам критиков. После революционного кризиса 1905 г. в символизме разочаровался даже Блок. К 1910 г. течение перестает существовать.

Акмеизм

Акмеизм (от лат. acme — «высшая степень, расцвет») — течение русского модернизма, возникшее на основе символизма в начале 1910-х гг. Акмеисты признавали заслуги предшественников в области стихосложения, но хотели вырваться из утопичного мистического мира, противопоставляя ему обычные человеческие чувства.

В 1911 г. в Петербурге был основан «Цех поэтов», противостоящий поэзии символизма. В него вошли Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.

Основные принципы акмеизма были изложены в статьях М. Кузмина, Н. Гумилева, С. Городецкого: логичность художественного замысла, стройность композиции, ценность реального мира.

Поэты-акмеисты сделали акцент на четкости художественных образов и использовании малейших деталей. Они словно заново открыли для русской поэзии реальный земной мир, скрытый за туманным мистицизмом символистов.

Гораздо позже А. Ахматова в стихотворении «Мне ни к чему одические рати…» (1940 г.) так определила суть поэзии:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

 Как лопухи и лебеда.

Футуризм

Самым скандальным течением в русской поэзии стал футуризм («футурум» — будущее). Его основателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, выпустившие в 1910 г. первый футуристический сборник «Садок судей». Вскоре к течению примкнули В. Маяковский и А. Крученых, образовав новую группировку — кубофутуризм.

Первый сборник кубофутуристов носил красноречивое название — «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.). Поэты этого направления отрицали все культурные достижения прошлого: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С Парохода Современности». Они требовали создания нового языка: «Мы расшатали синтаксис», «Нами сокрушены рифмы».

Футуристы стремились шокировать слушателей. Они появлялись и вели себя на публике подчеркнуто вызывающе. Яркий пример — выступление В. Маяковского с программным стихотворением «Нате!», во время которого пришлось вызывать полицию. Современников потрясал язык футуристов: «дохлая луна», «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «стоглавая вошь».

Главное требование футуристов — полностью разрушить старый мир, на обломках которого родится новый человек. Культура должна ускорить этот процесс.

Эксперименты футуристов с языком обычно вызывали смех. Вот пример стихотворения А. Крученых:

Дыр — бул — щыл

Убещур

Скум

Вы — со — бу

Р — л — эз.

Отдельное направление составляли поэты-эгофутуристы во главе с И. Северяниным. Он провозглашал следующие лозунги: самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, осмысленные неологизмы и др. Северянин пользовался огромной популярностью в 1913-1917 гг.

В целом футуризм не оказал большого влияния на русскую поэзию. Течение вообще стало широко известно благодаря В. Маяковскому.

Маяковский

Маяковский прославился в качестве автора советских лозунгов. Однако большого внимания заслуживает его раннее творчество, в котором глубоко развиты темы трагического одиночества и непонимания поэта.

Восторженное принятие Маяковским революции основано на ненависти, которую он испытывал к пошлому буржуазному миру. Стихотворения «Нате!» и «Вам!» были действительно «пощечиной общественному вкусу»: «Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?!».

Лирический герой Маяковского — бунтарь, борец с несправедливостью. За грубостью и неологизмами, тем не менее, скрывается очень тонкая душа поэта, испытывающая боль и страдания. Это особенно заметно в любовной лирике Маяковского.

Особое значение в творчестве Маяковского имеет его знаменитая «лесенка», придающая стихам энергичный и резкий характер. Он ввел в поэзию язык улицы, противопоставив его классическим образцам («слова разлагаются, как трупики»).

Революционной настрой Маяковского сменился разочарованием. Поэт повел решительную борьбу с негативными явлениями советского строя: бюрократизмом, возвращением мещанства («Прозаседавшиеся», «О дряни»). В то же время он написал немало стихотворений для детей.

Есенин

Особое место в отечественной поэзии XX века занимает С. Есенин. Это не только «крестьянский», но один из самых «русских» поэтов. Все творчество Есенина неразрывно связано с его непростой судьбой.

Главный герой произведений Есенина — трагический образ крестьянского поэта, который кровно связан с родной природой. Пейзажная лирика Есенина очень трогательна и душевна. В простых на первых взглядах строках заключен уникальный дар поэта отмечать самое яркое и важное: «костер рябины красной», «зелень пряная сияет в серебре», «закружилась листва золотая».

Есенин очень часто использует необычные олицетворения и метафоры, благодаря чему природа оживает в его произведениях: «тучи рваные кутают лес», «отговорила роща золотая», «месяц, купаясь в снегу».

Красной нитью через все творчество Есенина проходит любовь к крестьянской Руси: «Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу»; «Не надо рая, дайте родину мою». Испытав временное увлечение революционными идеями, поэт вновь обращается к патриотической теме, отождествляя себя с уходящей в прошлое патриархальной Русью: «Моя поэзия здесь больше не нужна».

Автобиографичность поэзии Есенина ярко проявляется в любовной теме. В жизни поэта было несколько женщин, к которым он испытывал настоящую страсть. Увлечения Есенина приводили к созданию шедевров любовной лирики: «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Я помню, любимая, помню», «Мне грустно на тебя смотреть» и др.

Жизнь и творчество Есенина отражают двойственную суть национального характера: «Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона». Буйные пьяные выходки поэта необъяснимым образом сочетались с удивительными по душевности произведениями.

В позднем периоде творчества Есенин все чаще обращался к теме смерти и самоубийства («На рукаве своем повешусь»). Многие исследователи считают, что поэт предвидел свою гибель. В конце концов душевный конфликт заставил Есенина покончить с собой.

Ахматова

А. Ахматова «ворвалась» в русскую поэзию с темой любви. Первые два сборника ее стихотворений пользовались бешеной популярностью. Произведения отличались передачей самых сокровенных чувств лирической героини («Сероглазый король», «Песня последней встречи»). Любовь была показана в самые драматические моменты, часто встречались мотивы смерти.

С началом Первой мировой войны в творчестве Ахматовой появляется патриотическая тема («Молитва»). Судьба поэтессы после революции сложилась очень трагично. Ахматова не пожелала уехать из страны, но и не смогла принять нового строя. Это отразилось в ее размышлениях об эмиграции («Мне голос был…»), о судьбе поэзии и истинных поэтов.

Твердая «антиреволюционная» позиция поэтессы подверглась яростной травле со стороны советских критиков. Во второй половине 20-х и 30-е гг. ее произведения были под запретом.

С 1939 г. стихотворения Ахматовой вновь появляются в печати. В военные годы она создает патриотический цикл «Ветер войны», в который вошли стихотворения «Мужество», «Победителям» и др. В ее творчестве ведущей становится тема Родины.

В 1946 г. поэтесса вновь подверглась удару со стороны власти. Лишь со второй половины 50-х гг. она возвращается в литературу. В начале 60-х гг. Ахматова заканчивает «Поэму без героя» и «Реквием». Последнее произведение — литературный памятник жестокой сталинской эпохе.

Цветаева

Нелегкой была и судьба другой знаменитой русской поэтессы — М. Цветаевой. Первые сборники ее стихотворений вышли в 1910-1912 гг., но остались незамеченными современниками.

С 1922 по 1939 гг. Цветаева жила в эмиграции. Враждебность критики, конфликты с русскими эмигрантами, любовь к Родине — все это привело к тому, что поэтесса вернулась в Советскую Россию. Оказалось, что в СССР она никому не нужна. После ареста мужа и дочери Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Лирике Цветаевой присущ максимализм, неизбежность одиночества, неприятие окружающего мира. Главной темой творчества для поэтессы всегда была любовь, обреченная на разлуку, боль и страдание. Самым ярким образцом любовной лирики Цветаевой является стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…».

Советский период

Первые десятилетия советской власти не принесли отечественной поэзии громких имен. Это было связано с жесткой цензурой и официальным заказом. Поощрялись только поэты, безудержно восхваляющие новый строй. В литературу хлынул поток агитационных стихотворений крайне низкого качества (образец — творчество Д. Бедного).

Новый подъем отечественная поэзия испытала в годы Великой Отечественной войны. Он связан, прежде всего, с именами А. Твардовского и К. Симонова.

Поэма Твардовского «Василий Теркин» — уникальное художественное произведение. Ее высоко оценили советские критики, И. Бунин, А. Солженицын. Произведение написано очень простым и доступным языком, не содержит избитых пропагандистских штампов. В образе Василия Теркина поэт подобрал ключ к сердцу каждого советского бойца, выразил общенародную веру в правое дело и неизбежную победу над врагом.

Огромный эмоциональный накал ощущается в стихотворениях о войне К. Симонова: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»; «Майор привез мальчишку на лафете», «Атака» и др. Ненависть к фашистским захватчикам очень откровенно выражена в произведении «Убей его». В то же время поэт тесно переплетает патриотическую тему с любовной лирикой («Жди меня, и я вернусь», «Жены», «Ты говорила мне люблю»).

В послевоенное время среди поэтов можно выделить Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулину, А. Вознесенского. Одним из новых направлений поэзии стало авторская песня (В. Высоцкий, Б. Окуджава).

Особое место занимали непризнанные официальной властью поэты, прежде всего, И. Бродский. В его творчестве сочетались самые разные направления: неоклассицизм, акмеизм, постмодернизм. Спорным выглядит мнение, что Бродский является прямым продолжателем традиций классической русской поэзии. Однако его произведения пользуются большой популярностью как в России, так и на Западе.

Даниил Романович

Автор статей и модератор разделов сайта.