Автобиографический жанр | теория по литературе 📖 формы литературных произведений

Определение

Автобиография (от «autos» – сам, «bios» – жизнь, «grapho» – пишу) – это литературное изображение своей жизни или её отрезка, переданное автором в ретроспективе; собственная биография преимущественно в прозе. 

История возникновения автобиографического жанра

В становлении автобиографического жанра можно выделить пять периодов:

  1. Конец эпохи античности.

Аврелий Августин

Центральное имя этого периода – святой Аврелий Августин. Около 400 н.э. он написал знаменитую автобиографию под названием «Исповедь». В этом произведении Августин Блаженный подробно описывает свои детские и юношеские годы, при этом сосредотачивает внимание на изображении внутреннего мира. Кроме Августина никто больше не обращался к этому жанру вплоть до позднего Средневековья.

2. Позднее Средневековье

Стремительный рост городов приводит к изменениям духовной жизни Европы. Культурными и образовательными центрами становятся университеты.

Важнейшая черта средневековой городской культуры – преобладание рационализма. Люди верили, что разум – это единственный источник познания мира. Умный человек ценился как никогда ранее.

В этот период появляется яркая автобиография «История моих бедствий» французского философа и богослова Пьера Абеляра, в которой он обращается к описанию своей личной жизни. Абеляр подробно рассказал о любви к своей ученице Элоизе и о трудностях, выпавших на долю несчастных влюбленных.

3. Эпоха Возрождения.

В эпоху Возрождения жанр поднимается на новую ступень, чему поспособствовало появление произведений Дж. Кардано («О моей жизни»), М. Монтеня («Опыты»), Э. Роттердамского и др. В автобиографических сочинениях этого периода авторы обращаются к описанию отдельной личности и её внутреннего мира.

Способствовал развитию жанра автобиографии итальянский поэт Франческо Петрарка. Одна его автобиография была написана в форме письма к потомкам (описывает внешние события жизни автора), другая была создана в виде диалога (уделяет внимание духовной жизни).

Ярчайшее автобиографическое произведение этого периода – книга «Жизнь Бенвенуто Челлини», написанная итальянским ювелиром и скульптором Б. Челлини (1500–1571). Сочинение содержит описание практически всей жизни этого выдающегося человека. Индивидуализм Челлини оказал большое влияние на развитие автобиографического жанра.

4. Эпоха Просвещения.

Большое автобиографическое наследие оставил после себя французский писатель и мыслитель Ж.-Ж. Руссо – типичный представитель жанра автобиографии эпохи Просвещения. Среди самых известных его автобиографических сочинений можно выделить «Исповедь» и «Прогулки одинокого мечтателя».

Ж.-Ж. Руссо, портрет

В них Руссо откровенно описывает себя, все стороны своей жизни, при этом не приукрашивает действительность, а показывает все, как есть, со всеми достоинствами и недостатками. Большая часть произведений писателя посвящена исследованию человеческих чувств.

В эпоху Просвещения к автобиографии обращались такие авторы, как Б. Франклин, Э. Гиббон, Шатобриан, В. Скотт, Анри Бейль (Стендаль), Ли Хант, Т. Де Куинси, Дж. Г. Ньюмен, Жорж Санд, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, Ф. Ницше и др.

Также сильное влияние на развитие автобиографического жанра оказали воспоминания немецкого поэта И. В. Гете «Поэзия и правда из моей жизни». В этой книге он рассказывал о своих молодых годах и начале творческого пути.

5. XIX-ХХ века.

В XIX-ХХ вв. появляются автобиографии как деятелей искусства (Ж. Санд, Г. Уэллс, С. Моэм), политиков (Шарль де Голль, У. Черчилль, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин), так и простых людей.

В начале ХХ века происходят существенные открытия в психологии, что приводит к исследованию сложности и многогранности личности. Именно в этот период было написано самое большое количество автобиографических произведений (Г. Адамс, Х. Эллис, Г. Джеймс, Г. К. Честертон, М. Твен, Г. Дж. Уэллс, Т. Драйзер, Ж. П. Сартр и др.).

Становление автобиографического жанра в России

Первыми образцами автобиографических произведений считаются сочинения «Хождение за три моря» А. Никитина и «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим» (около 1673 г.).

«Хождение за три моря» А. Никитина, книга

В литературный процесс автобиографический жанр включается на рубеже XVIII–XIX столетий, когда происходят революционные изменения в культуре. Во-первых, реформы Петра I и екатерининское просвещение в XVIII в. доносят новое веяние с Запада. Появляется стремление личности познать себя. Во-вторых, в литературе вырабатывается метод психологизма. В-третьих, в Европе появляются шедевры автобиографических текстов, широко известных в России («Исповедь» Ж.-Ж. Руссо, «Поэзия и правда» И. В. Гете и др.).

«Детство. Отрочество. Юность» Л. Н. Толстого, обложка

В XVIII в. автобиографии в России создавались в основном дворянами. Среди многочисленных произведений этого жанра особое место занимает автобиография А. Т. Болотова «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков». Это произведение обладает исключительной ценностью, т. к. автор описал многие детали дворянского быта, которые без него остались бы неизвестными будущему поколению.

Автобиографический жанр в русской литературе XIX в. был представлен такими выдающимися произведениями, как «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, «Былое и думы» А. И. Герцена, «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова и т.д.

Жанр достигает расцвета в XX веке. Достаточно вспомнить такие замечательные образцы, как «История моего современника» В. Г. Короленко, «Охранная грамота» Б. Л. Пастернака, автобиографическая трилогия М. Горького (повести «Детство», «В людях», «Мои университеты»), «Перед восходом солнца» М. М. Зощенко, «Весёлый солдат» В. П. Астафьева и др. Параллельно с созданием автобиографических произведений происходит их активное исследование и изучение.

Устойчивый интерес к автобиографической прозе в этот период связан с писателями-эмигрантами. В их творчестве сохранялось канувшее в небытие прошлое. Писатели, оставшиеся в молодом советском государстве, тоже становятся частью истории новой страны.

Характерные особенности автобиографического жанра

Автобиография как литературный жанр обладает следующими особенностями:

  • Преимущественно прозаическая форма.

Тем не менее автобиографические мотивы встречаются и в поэзии («Анна Снегина» С. А. Есенина, «Новая жизнь» Данте, «Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона и т.д.).

  • Центральное место в произведениях автобиографического жанра занимает личность человека, центральная тема – история становления данной личности. 
  • Субъективность (подбор фактов, организация сюжета, создание образа героя, оперирование вымыслом и др.).
  • Повествование от первого лица.
  • Близость автора и героя.
  • Ретроспективный характер повествования.
  • Нарушение повествования лирическими отступлениями.
  • Герой, как правило, положительный.
  • Круг проблем, затронутых в автобиографическом произведении, зависит от жизненного опыта автора, характера его интересов.
  • Преимущественно хронологическая последовательность изложения.
  • Представление жизни (или её части) как некоего целого, когда описываемые события отделены от настоящего неким временным промежутком и автор может отнестись к ним более или менее беспристрастно, а сами события успели приобрести в его глазах большую или меньшую осмысленность.
  • Открытость финала и незамкнутость жизнеописания, при этом первые временные границы (например, рождение) чётко установлены.

Особенности построения сюжета и композиции автобиографии

Автобиографические произведения включают в себя небольшую часть художественного вымысла. В тексах этого жанра исторический материал переплетается с материалом эмоциональным.

В автобиографии повествуется о жизненных перипетиях одного из представителей определённого микросоциума, в котором воплощены все характерные черты этого общества. По мнению исследователя Н. А. Николиной, в автобиографии объединяются две точки зрения – «бывшего я и настоящего я». 

Авторы используют средства, которые позволяют изложению быть субъективным. Здесь большую роль играет категория художественного времени, которая устанавливает дистанцию между автором, пишущим текст в настоящем, и участником событий прошлого. Таким образом, утверждается принцип сцепления эпизодов, сцен, воссоздающих воспоминания повествователя.

Художественные приемы в автобиографии

Для автобиографических произведений характерно наличие общих лексических и фразеологических единиц, которые дают ориентацию на автобиографизм (например, слова «память», «хранить», «воспоминания»).

Повествование в автобиографии ведётся преимущественно в форме прошедшего времени. Это выражается с помощью глаголов прошедшего времени совершенного вида. Также в произведениях этого жанра часто используются числительные для обозначения возраста или года, в котором произошло какое-либо важное событие, личные местоимений и существительные, обозначающие термины родства.

Кроме того, часто в автобиографиях содержится призыв и обращение к читателю, используются риторические вопросы.

Деление внутри автобиографического жанра

Автобиографические произведения, воспроизводящие жизнеописание конкретного человека с добавлением субъективного мнения автора, подразделяются на следующие виды:

  • автобиографический роман (В. В. Набоков «Другие берега», Дж. Керуак «В дороге», С. Моэм «О человеческом рабстве», С. Лем «Высокий замок» и др.);
  • автобиографический очерк (В. Ф. Ходасевич «Младенчество», М. И. Стеблин-Каменский «Дракон» и т.д.);
  • автобиографический рассказ (М. Горький «Автобиографические рассказы», В. И. Белов «Моя жизнь. Автобиография»);
  • автобиографическая повесть (М. А. Воронов «Моя юность», И. С. Соколов-Микитов «Детство», В. П. Желиховская «Моё отрочество», Л. Н. Толстой «Детство», О. Э. Мандельштам «Шум времени», В. Т. Шаламов «Четвертая Вологда», К. И. Чуковский «Серебряный герб»);
  • литературный портрет (В. Г. Короленко «Антон Павлович Чехов», И. Киреевский «Е. А. Баратынский», Н. В. Успенский «И. С. Тургенев»);
  • автобиографические записки («Записки княгини Е. Р. Дашковой, писанные ею самой», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» Д. И. Фонвизина);
  • воспоминания (М. С. Шагинян «Человек и время», А. Б. Мариенгоф «Мой век, мои друзья и подруги» и др.);
  • личные дневники;
  • письма и т.д.

Схожесть автобиографии с другими жанрами

Автобиографический жанр представляет собой сплав метажанровых объединений. К неоднородности автобиографическую прозу приводит взаимодействие этой жанровой формы с родственными модификациями: дневниками, воспоминаниями, литературными портретами и записками.

Также автобиография неразрывно сплетена с исповедью. Эта связь прослеживается с давних времен, когда в религиозном покаянии растворяются автобиографические мотивы («К самому себе» М. Аврелия, «Исповедь» А. Блаженного).

Яркие представители

В России в автобиографическом жанре работали В. Г. Короленко, И. С. Тургенев, Б. Л. Пастернак, М. Горький, М. М. Зощенко, А. И. Герцен, Н. Г. Гарин-Михайловский, В. П. Астафьев, И. С. Шмелёв, И. А. Бунин, А. И. Солженицын, В. В. Набоков, Л. Н. Толстой, С. Т. Аксаков, А. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Б. К. Зайцев, А. Белый.

Зарубежные представители жанра автобиографии: Ж.-Ж. Руссо, Ф. Петрарка, М. Монтень, И. В. Гете, М. Пруст, В. Скотт, Ж. Санд, Г. Адамс, А. Бейль (Стендаль), Г. К. Честертон, Т. Драйзер, М. Твен, Г. Дж. Уэллс, Ж. П. Сартр, Э. Хемингуэй, Ч. Буковски, С. Цвейг.

Представители автобиографического жанра в школьной программе

В школьную программу по русской литературе входят такие автобиографические произведения: «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьева, «Кукла» Е. И. Носова, «Великие путешественники» М. М. Зощенко, «Уроки французского» В. Г. Распутина, «Голубая чашка» А. П. Гайдара, «Детство», «Мои университеты» М. Горького, «Детство», «Юность» Л. Н. Толстого, «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, «Детство Темы» Н. Г. Гарин-Михайловского, «О чём плачут лошади» Ф. А. Абрамова, «Мой полёт» А. И. Куприна, «Детство» И. А. Бунина, «Бежин луг» И. С. Тургенева, «За карасями» И. С. Шмелева.

 

 

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. – 504 с.
  2. Вахненко Е. Е. Литературные мемуары и художественная автобиография: к проблеме разграничения жанров // Судьба жанра в литературном процессе. Иркутск, 2005.
  3. Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров //Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982.
  4. Затеева Т. В. Литературный портрет конца XIX – первой половины XX века: внутрижанровая типология / Т. В. Затеева, О. А. Айкашева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2016. – 144 с.
  5. Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта: Наука, 2002. – 424 с.
  6. Романова Г. И. Автобиографические жанры : монография / Г. И. Романова. – М.: Литературная учеба, 2003. – 200 с.
  7. Сапожникова Ю. Л. Жанр автобиографии: понятие и особенности : монография / Ю. Л. Сапожникова. – Чита: Учёные записки ЗабГГПУ, 2012. – 158 с.
  8. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999. 398 с.

.

Текст: Ирина Мещерякова, 2.1k 👀