Повесть | теория по литературе 📖 формы произведений

Определение

Повесть – это эпический прозаический жанр, который не имеет устойчивого объёма (занимает промежуточное место между романом и рассказом) и тяготеет к изображению событий в хронологической последовательности.

История возникновения жанра повесть

Впервые термин «повесть» встречается в древнерусских летописях в качестве обозначения любого протяжённого во времени повествования о каком-либо событии (обычно военном). Например: «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть временных лет» и т.д.

Значительное место занимали политические и религиозно-политические повести, в основе которых стояли псевдоисторические и легендарные сюжеты. Таково народно-литературное произведение XV века «Сказание о Вавилонском царстве», сюда же относится памятник древнерусской литературы XV-XVI вв. – «Повесть о новгородском белом клобуке».

Со временем на повесть оказывает влияние устное народное творчество. Это привело к тому, что рассказчиком теперь выступал не только монах-книжник, но и обыкновенные люди. Пишутся бытовые, авантюрные и житейские повести («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о купце» и др.).

По мнению литературоведов, зарождение повести как жанра в современном значении приходится на XVII век. В этот период проявляется обострение феодальных противоречий, происходит выдвижение дворянства и купечества. Роль церкви ослабевает, поэтому русская беллетристика начинает развиваться отдельно от религиозной догмы.

Дворянство, купечество и мелкая буржуазия создают реалистически направленные произведения, которые отражают новые социально-бытовые отношения («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.).

Постепенно понятие «повесть» приобретает более узкое содержание: занимает среднее положение между романом и рассказом. Во 2-й половине XVIII в. повесть развивается в рамках сентиментализма («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина).

Позже, в 30-х гг. XIX в., на первые позиции вместе с романом выдвигается и повесть. Так, критик В. Г. Белинский говорит: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть».

С 1820-1830-х гг. повесть становится ведущим жанром. Её развитие связывают с обращением литературы к обыденной действительности, которую авторы воспринимают в романтическом аспекте (повести В. Ф. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого).

Большое количество повестей 30-х гг. XIX в. было написано на историческую тематику. Пишется большое количество повестей реалистической направленности, в которых авторы часто обращались к будничной жизни народа (например, «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Антон-Горемыка» Д. В. Григоровича).

Во второй половине XIX в. и в XX в. преобладали повести социально-психологического характера (Л. Н. Толстой, Ф. И. Достоевский, А. И. Куприн, А. П. Чехов, М. Горький, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов и др.).

А. С. Пушкин «Станционный смотритель», иллюстрация

А. С. Пушкин «Станционный смотритель», иллюстрация

В повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкин впервые открывает образ «маленького человека». Эту тему продолжает Н. В. Гоголь в цикле «Петербургские повести».

Повесть вносит заметный вклад в развитие литературы в советскую эпоху. В произведениях времён Великой Отечественной войны прослеживается осмысление непримиримой борьбы советского народа с фашизмом.

В военные годы было написано более ста повестей. Постепенно этот жанр утрачивает былое значение и исчезает почти на десять лет. Однако в 60-70-х гг. XX в. повесть вновь занимает лидирующее положение и в дальнейшем остаётся одним из ведущих жанров отечественной прозы (К. Воробьёв «Убиты под Москвой», Б. Васильев «В списках не значился» и др.).

«Повесть временных лет», обложка

«Повесть временных лет», обложка

Основоположники повести

Основоположниками повести как жанра литературы принято считать древнерусских летописцев. Одним из них является Нестор, написавший летописный старейший свод, который повествует о возникновении Русского государства – «Повесть временных лет» (ок. 1110-1118).

Характерные особенности повести

Повесть обладает следующими характерными особенностями:

  • Хроникальное (последовательное) изображение событий.
  • Отсутствие интриги.
  • Герои показаны в одной пространственно-временной плоскости.
  • Присутствие второстепенных действующих лиц.
  • Изображение ряда событий из жизни героя.
  • Неустойчивый объём.
  • Сосредоточение сюжета вокруг главного героя
  • Охват более короткого промежутка времени.
  • Связь названий повестей с образом главного героя или с ключевым элементом сюжета.
  • «Достоверность» изображаемого.

Особенности построения сюжета и композиции в повести

В повести можно выделить ярко выраженный центральный сюжет. Параллельно развивающиеся событийные линии отсутствуют. Композиция повести определяется сосредоточенностью на предмете изображения.

Авторы повестей показывают повседневную жизнь, при этом уделяют большое внимание обрисовке событий, в результате которых происходит изменение в мироощущении или жизни героя.

В сюжетно-композиционной структуре не даётся художественный анализ крупных, эпохальных событий. Писатель изображает изменившийся характер жизни.

Сюжетно-композиционная структура повести строится на хроникальном принципе. Повествование ограничено во времени и пространстве. Основным предметом изображения является прошлое.

В центре описания чаще всего один герой. Его характер определяется сложившимися обстоятельствами, но он открыт для нового. Сюжетные коллизии разворачиваются между несколькими главными героями, а остальные персонажи – вспомогательные.

Художественные приемы в повести

При написании повестей авторы нередко используют всевозможные описания (интерьера, пейзажа, душевного состояния героя и т.д.), авторские отступления и портретные характеристики.

Капитан Копейкин, иллюстрация

Капитан Копейкин, иллюстрация

Также в повести используются приемы, которые замедляют действие и переключают внимание читателя с событийной стороны на содержательную. К таким приёмам можно отнести пейзажные зарисовки и лирические отступления.

В повести можно проследить выраженное присутствие автора с его стремлением «рассказать, поведать».

Повесть может входить в качестве вставного элемента в структуру более сложного произведения. Например, в «Мёртвых душах» Н. В. Гоголя помещается «Повесть о капитане Копейкине», которая помогает лучше раскрыть характер главного героя.

В повести «Шинель» для создания комического эффекта Н. В. Гоголь обращается к сатире, иронии и сарказму. В этом же произведении автор прибегает к использованию «говорящих» имён и фамилий («Акакий» в переводе с греческого языка – «незлобивый»).

Не обходится написание повестей без авторских метафор, ярких эпитетов, метафорических сравнений, олицетворений, гипербол и литот.

Деление внутри жанра: виды повестей

Повесть подразделяется на следующие виды:
  • сентиментальная повесть – произведение, в котором на первый план выдвигаются чувства героев (Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»);
  • романтическая повесть – произведение, в котором действие концентрируется вокруг одного конфликта (В. А. Жуковский «Марьина роща»);
  • реалистическая повесть – произведение, описывающее окружающую действительность такой, какая она есть (А. С. Пушкин «Капитанская дочка»);
  • фантастическая повесть – произведение, в котором изображается вымышленное, но условно возможное событие или явление (М. А. Булгаков «Собачье сердце»);
  • сатирическая повесть – произведение, в котором резко обличаются пороки людей (Н. В. Гоголь «Шинель»);
  • приключенческая повесть – произведение, описывающее путешествия, как правило, в экзотические страны, жизнь на необитаемых островах  (М. Твен «Том Сойер – сыщик»);
  • детективная повесть – произведение, повествующее о расследовании какого-либо загадочного случая (А. П. Чехов «Драма на охоте»);
  • сказочная повесть – произведение, в основе которого лежит вымышленная развлекательно-познавательная или поучительная история (А. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все…»).

Аудитория жанра

Из года в год к повести обращаются школьники и студенты-филологи. Произведения этого жанра не теряют свою актуальность, их читают и перечитывают представители разных поколений.

Схожесть с другими жанрами

В некоторых повестях можно найти общие с романом черты. К таковым относятся объём, количество героев, качество конфликта, речевые характеристики, количество литературных деталей. Например: «Капитанская дочка», «Выстрел» А. С. Пушкина и др.

Некоторые исследователи отмечают сходства между повестью и рассказом. По их мнению, общее между этими жанрами – простота вымысла.

Также повесть тесно связана с очерком. Общее черты: достоверность описываемых событий.

Яркие представители

К написанию повестей обращались многие русские писатели: А. А. Бестужев-Марлинский, Н. М. Карамзин, Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, А. С. Грин, Д. В. Григорович, Н. С, Лесков, А. И. Куприн, М. Горький, Ф. М. Достоевский, С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. А. Булгаков, Б. Л. Васильев и др.

Зарубежные представители: Р. Шатобриан, О. де Бальзак, А. Конан Дойл, Э. Хемингуэй, Дж. Лондон, М. Твен, А. де Сент-Экзюпери и др.

Востребованность повести в разные периоды

По мнению критика В. Г. Белинского, повесть в ХIХ в. была одним из ведущих жанров русской литературы. Она сохранила первенство вплоть до 30-х гг. ХХ века, пока на первый план не выдвинулся роман.

В период «оттепели» писателей снова заинтересовала судьба конкретного человека. Именно в это время повесть получает распространение в «деревенской», «городской» и военной прозе.

В современной литературе повесть встречается нечасто. В основном авторы пишут романы, реже – рассказы.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входят такие повести: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Алые паруса» А. С. Грина, «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Белый Бим Чёрное Ухо» Г. Тронпольского, «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся» А. И. Куприна, «Ася» И. С. Тургенева, «История Пугачёвского бунта», «Пиковая дама», «Повести Белкина», «Станционный смотритель», «Метель» А. С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Тарас Бульба», «Шинель» Н. В. Гоголя, «Двойник», «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, «Детство», «Юность» Л. Н Толстого, «Детство» М. Горького, «Собака Баскервилей» А. Конан Дойля, «Маленький принц» А. Сент-Экзюпери, «Левша», «Очарованный странник» Н. С. Лескова, «Иуда Искариот» Л. Андреева, «Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Скучная история» А. П. Чехова, «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина, «А зори здесь тихие…» Б. Л. Васильева, «Сын полка» В. П. Катаева, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.


Список литературы
  1. Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1953.
  2. Головко В. М. Историческая поэтика русской классической повести. М.; Ставрополь, 2001.
  3. Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2011.
  4. Канунова Ф. З. Из истории русской повести, 1967. С. 27.
  5. Литературная энциклопедия терминов и понятий/под ред. А. Н. Николюкина/ М, 2001
  6. Пиксанов Н. К., Старорусская повесть, М., 1923
  7. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. научный руководитель Н. Д. Тамарченко / М., 2008.
  8. Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра
  9. Справочник школьника: 5–11 классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
  10. Тамарченко Н. Д. Русская повесть Серебряного века: (Проблемы поэтики, сюжета и жанра). М., 2007.
  11. Хализев В. Теория литературы, 2002.
  12. Чернец Л.Л. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 1999. – 556 с.
Текст: Ирина Мещерякова, 3.4k 👀