Сказ

теория по литературе 📖 формы литературных произведений

Определение

Сказ – литературное произведение, в котором повествование ведётся от лица рассказчика, а правдоподобный сюжет переплетается с элементами волшебства. Стилем и интонацией сказ напоминает фольклорные произведения.

Основоположники

Основоположниками сказа считаются Н. С. Лесков («Левша») и Н. В. Гоголь («Вечерах на хуторе близ Диканьки»). Также значительный вклад привнесли И. Э. Бабель, М. М. Зощенко, П. П. Бажов.

Характерные особенности сказа

Литературоведы выделяют следующие особенности сказа:

  1. наличие рассказчика (не автора), который даёт оценку происходящему с точки зрения народа;
  2. фольклорные мотивы;
  3. собственная речевая манера рассказчика, не отвечающая литературным нормам;
  4. персонажи – живые люди;
  5. имитация «живого» разговора;
  6. органическое сочетание реального и фантастического;
  7. упор на устную народную речь.

Особенности построения сюжета и композиции в сказе

Сказ повествует о событиях, произошедших в реальности. Сюжеты повторяются редко. В центре событий – яркая личность, судьба которой воспринимается как исключительная, в какой-то мере фантастическая история. В сказе преимущественно оценочное повествование. Повествователь даёт оценку событиям и фактам с точки зрения народа.

Художественные приемы в сказе

 В сказе часто используются:

  • диалектизмы;
  • профессионализмы;
  • фразеологизмы;
  • неполные предложения;
  • иностранные слова, переделанные на русский просторечный лад.

Нередко в сказе встречается стилизация, которая достигается благодаря подражанию сказочному, былинному и песенному складу. Также к стилизации относится подражание профессиональным говорам крестьян (например, «Житие одной бабы», «Штопальщик» Н. С. Лескова) и архаичным и необычным формам письменной речи («Запечатленный ангел» Н. С. Лескова).

Яркие представители

Мастерами в написании сказа считаются такие русские писатели: Н. С. Лесков, Н. В. Гоголь, П. П. Бажов, Б. В. Шергин, М. М. Зощенко, А. М. Ремизов, В. И. Белов, С. Г. Писахов.

Востребованность сказа в разные периоды

Литературный сказ утвердил себя как жанр в середине ХIХ в. (Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Короленко и др.). Дальнейшее развитие литературный сказ получил в 20-30-е года ХХ в. (Б. В. Шергин, П. П. Бажов, С. Г. Писахов и т.д.).


Список литературы

  1. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород, 1997
  2. Пронин В. А. Теория литературных жанров. Алгебра и гармония жанра
  3. Сказ // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина, 2001. – Стб. 989 – 1596 с.
  4. Хализев В. Теория литературы.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 63 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *