Сатирический жанр | теория по литературе 📖 формы литературных произведений

Определение

Под сатирическим жанром понимаются произведения, в которых резко обличаются и высмеиваются какие-либо явления общественной жизни.

История возникновения сатирического жанра

Сатирический жанр возник в римской литературе. Образцовыми считаются произведения Горация, Ювенала, Персия и Луцилия. Римский оратор Квинтилиан был первым, кто охарактеризовал сатиру как литературный жанр.

В Средние века сатира опирается на фольклор и народную «смеховую культуру». Пользуются популярностью анекдот, сатирическая стихотворная новелла, сатирический эпос о животных и площадной фарс. Огромную роль в истории сатиры сыграла итальянская народная «комедия масок».

Сатира в эпоху Возрождения нацелена на пересмотр устоявшихся форм средневековой жизни (Дж. Боккаччо, С. Брант, Э Роттердамский и др.). Так, французский писатель Ф. Рабле вводит в роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» гротескные, гиперболические смеховые образы. Этим писатель расшатывает серьезность официальной средневековой идеологии. Автор знаменитого романа «Дон Кихот» М. де Сервантес воссоздаёт универсальную комическую панораму мира на границе двух эпох.

В XVII в. смех в произведении становится не первостепенным, поэтому сатирический жанр немного оскудевает. Однако благодаря французскому комедиографу Ж.-Б. Мольеру сатира расцветает, появляются новые типы персонажей (Скупой, Тартюф, Журден). Поэты-сатирики этой эпохи следуют античным образцам (Н. Буало, басни Ж. Лафонтена).

«Мещанин во дворянстве», Ж.-Б. Мольер, иллюстрация

В эпоху Просвещения сатира находит отражение в плутовских романах Д. Дефо, Т. Дж. Смолетта и комедиях П. Бомарше. Со временем развивается сатирическая пародия и сатирический роман (Д. Дидро, Вольтер, Г. Филдинг, Л. Стерн). Художественные произведения этой эпохи описывают несовершенный мир, который требует радикальных перемен (например, роман «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта).

Также на становление сатирического жанра повлиял выход английских сатирических журналов XVIII в. («Зритель» и «Болтун» Дж. Аддисона и Р. Стила). Это способствовало популярности фельетонов. Можно сказать, что журнальный тип сатирического творчества в основных своих чертах дошёл до наших дней.

В начале XIX в. писатели-романтики вносят в сатирические произведения новые черты (Л. Тик, К. Брентано, А. Шамиссо, Ф. Фуке). В дальнейшем сатира продолжает существовать в господствующем жанре эпохи – романе (Ч. Диккенс, О. де Бальзак, В. Гюго и др.).

Зарубежной сатире XX в. свойственна абстрактно-философская трактовка сюжета, авторы обращаются к космической символике (А. Камю, Ф. Дюрренматт, В. В. Набоков). Сатира всё чаще встречается в научной фантастике (А. Азимов, Р. Брэдбери, Р. Шекли).

В европейской литературе с помощью сатирического жанра писатели изображали военные события и политических деятелей (А. Гитлер, Н. С. Хрущёв, Л. И. Брежнев и др.) в подчёркнуто искажённом, карикатурном виде.

Зарождение сатирического жанра в России

Сатирический жанр в России возникает только в XVII веке. У истоков отечественной сатиры стоят такие народные произведения: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фоме и Ерёме», «Сказание о крестьянском сыне», «Служба кабаку», «Сказание о куре и лисице», «Слово о мужиках ревнивых» и др.

Сатирические мотивы прослеживаются в былинах, сказках, легендах, балладах, песнях и притчах. Во всех этих фольклорных жанрах насмешкам подвергаются богатые купцы, помещики, духовенство, судьи, лентяи, пьяницы, скупцы и др.

Основоположником сатирической поэзии считается А. Д. Кантемир (1708–1744). Поэт опирался на европейскую литературную традицию и своими предшественниками считал Д. Ю. Ювенала и Н. Буало. Также большую роль в развитии русской сатиры сыграли А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.

Во второй половине XVIII в. появляется один из первых образцов сатиры в русской литературе – комедия «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина. Начинает быстро развиваться журнальная сатира. В России один за другим появляются новые сатирические журналы: «Трудолюбивая пчела», «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Смесь», «Трутень», «Зритель» и др.

Расцветом русской сатиры принято считать XIX в. В это время пишет басни И. А. Крылов, создаёт сатирические стихотворения Г. Р. Державин. Нарицательными становятся образы, созданные А. С. Грибоедовым («Горе от ума»), Н. В. Гоголем («Ревизор», «Мертвые души»), А. В. Сухово-Кобылиным («Свадьба Кречинского», «Смерть Тарелкина»), М. Е. Салтыковым-Щедриным.

В начале XX в. важным событием считается выход журналов «Сатирикон» (1908–1914) и «Новый Сатирикон» (1913–1918), в которых публиковались знаменитые писатели-сатирики эпохи: А. Т. Аверченко, С. Черный, Тэффи и др.

Журнал «Сатирикон», обложка

В это же время Д. Бедным создаются басни-сатиры, М. М. Зощенко – новеллы, В. В. Маяковским – сатирические стихотворения и пьесы, И. Ильфом и Е. Петровым – сатирические романы, М. Е. Кольцовым – очерки и фельетоны, А. Е. Безыменским – комедии.

В период «оттепели» в СССР сатирических произведений становится больше. В 1970-е и 1980-е гг. отечественная сатира делает центральным героем «простого советского человека». Постепенно сатира переходит от крупных форм к коротким анекдотическим рассказам и эстрадной репризе (М. М. Жванецкий, А. М. Арканов и др.).

В драматургии сатирическое начало наиболее отчетливо проявилось в пьесах Г. И. Горина «Забыть Герострата» (1972), «Самый правдивый» (1976), «Кин IV» (1991) и др.

Основоположники сатирического жанра

Основоположником сатирического жанра считают древнегреческого поэта-комедиографа Аристофана (ок. 446 до н.э. – ок. 386 до н.э.). Его произведения отличались злободневностью, смелостью и правдивостью.

Древнегреческий комедиограф Аристофан

Героями комедий Аристофана часто становились афинские политики, знаменитые поэты и философы того времени. Например, в комедии «Облака» поэт критикует учение софистов. Главным персонажем становится Сократ. В комедии «Осы» высмеивается страсть афинян к ведению судебных тяжб и бесполезных споров.

Представители сатирической литературы эпохи Возрождения (Э. Роттердамский, Ф. Рабле и др.) подражали Аристофану, используя в своих текстах гиперболу и гротеск.

Родоначальником сатирического направления в России называют А. Д. Кантемира (1708–1744), который превратил сатиру в орудие литературной и политической борьбы. С точки зрения А. Д. Кантемира, сатира способствует исправлению нравов людей. Всего поэтом написано восемь стихотворных сатир.

А. Д. Кантемир, портрет

Образцами для поэта-сатирика служили сочинения Горация, Ювенала и Н. Буало. Все сатиры А. Д. Кантемира написаны силлабическим стихом. Он вырабатывает новый синтаксис, использует инверсию (обратный порядок слов), вводит просторечия, пословицы и поговорки.

Отрывок из сатиры Кантемира «На хулящих учение»:

Хочешь ли судьею стать – вздень перук с узлами,

Брани того, кто просит с пустыми руками,

Твердо сердце бедных пусть слезы презирает,

Спи на стуле, когда дьяк выписку читает.

                                                                                                                        (1729)

Сатиры А. Д. Кантемира не издавались при его жизни. В 1749 году в Лондоне выходит первое издание его сатир на французском языке. В России произведения поэта издаются только в 1762 году.

Характерные особенности сатирического жанра

Сатирический жанр обладает рядом характерных особенностей:

  • Обличение и смех. С помощью смеха писатель обличает недостатки и пороки человека.
  • Открытое выражение неприязни.
  • Отрицательное отношение к изображаемому объекту, при этом есть положительный идеал, на фоне которого ярко выделяются отрицательные черты изображаемого.
  • Обязательное следствие сатирического творчества – смех.
  • Грубая, иногда оскорбительная лексика.
  • Наличие острой, злой и иногда язвительной насмешки.
  • Использование гиперболы, литоты, гротеска, аллегории и других средств выразительности.
  • Цель писателя-сатирика – уничтожение, искоренение старого и подталкивание к появлению нового.

Художественные приёмы в сатирических произведениях

Основные приёмы (средства) сатирического жанра, используемые писателями для обличения и высмеивания общественной жизни:

  • сарказм – язвительная насмешка (например, пословица «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву», которой оканчивается «Невский проспект» Н. В. Гоголя);
  • гипербола – преувеличение (чрезвычайное преувеличение ловкости мужика и невежества генералов в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»);
  • литота – нарочитое преуменьшение каких-либо признаков, свойств или явлений:

Француз:

(ковыряя в зубах)

Чего кипятитесь?

Обещали и делим поровну:

одному – бублик, другому дырка от бублика

Это и есть демократическая республика.

                          (В. В. Маяковский «Мистерия-буфф», 1918);

  • гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным (повесть Н. В. Гоголя «Нос», в которой нос начинает вести самостоятельную жизнь);
  • ирония – тонкая, скрытая насмешка («Отколе, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?» из басни «Лисица и Осёл» И. А. Крылова);
  • фантастика – форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни (Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»);

«Ворона и Лисица», И. А Крылов

  • аллегория – иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. Например, в баснях И. А. Крылова Лиса символизирует хитрость, Осёл – упрямство, невежество и т.д.;
  • аллюзия – использование какой-либо фразы в качестве намека на общеизвестный факт. Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Скалозуб говорит о Москве:

По моему сужденью

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Эта аллюзия указывает на события Отечественной войны 1812 года.

Также часто используется метафора, синекдоха, метонимия, перифраз, оксюморон, пословицы и поговорки.

Деление внутри сатирического жанра

Жанры сатиры многообразны:

  1. Сатирический роман – большое повествовательное произведение, в котором комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте» («Сатирикон» Петрония, «Жизнь и приключения Tpиcтpaмa Шeнди» Л. Стерна, «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).
  2. Сатирическая повесть – среднее по объёму произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и т.д.).
  3. Сказка-сатира – прозаическое произведение свободной формы изложения, в котором есть волшебные превращения, место и время действия («Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Карась идеалист» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.).
  4. Басня – это небольшое прозаическое или стихотворное произведение сатирического характера. Героями чаще всего являются животные, предметы или растения. Например, басни Эзопа, И. А. Крылова, Ж. Лафонтена.
  5. Фельетон – газетная статья на злободневную тему, в которой высмеиваются недостатки людей, черты их характера, цели и результаты их деятельности. К этому жанру обращались В. М. Дорошевич, М. Е. Кольцов, А. В. Амфитеатров, А. И. Райкин, М. М. Жванецкий, М. Н. Задорнов и др.
  6. Памфлет – сатирическое произведение, нацеленное на разоблачение, осмеяние и осуждение образа мыслей героя, которого автор считает носителем опасного общественного зла («Пчёлы» Д. И. Писарева, «Русский царь» М. Горького, «Тень Барбароссы» Л. М. Леонова).
  7. Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который предполагает высмеивание отдельных черт характера или неблаговидных поступков. К эпиграмме обращались А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков и т.д.

Одна из эпиграмм А. С. Пушкина на новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова:

Карикатура в журнале «Сатирикон»

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

       8. Пасквиль – письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями («Восшествие на престол императора Николая I» М. А. Корфа, «Господин Фохт» К. Маркса).

9. Анекдот – короткий занимательный рассказ о незначительном, но характерном происшествии.

10. Карикатура – утрированное подчеркивание каких-либо черт характера или душевных особенностей, обычно наиболее уязвимых. Бывают словесными и изобразительными.

11. Шарж – сатирическое изображение какой-либо части тела или части явления в подчёркнуто искажённом виде

Яркие представители

Непревзойдённые мастера сатирического жанра в русской литературе: А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, В. В. Капнист, Н. И. Новиков, А. Д. Кантемир, И. А. Крылов, А. Н. Радищев, Г. Р. Державин, А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Сухово-Кобылин, М. А. Булгаков, М. Горький, А. П. Чехов, А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи, С. Чёрный, Д. Бедный, В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, Е. Л. Шварц, М. Е. Кольцов, А. И. Безыменский.

Зарубежные представители: Ювенал, Апулей, Луцилий, Гораций, Марциал, Вергилий, Эзоп, Ж. Лафонтен, Н. Буало, М. Ренье, Э. Роттердамский, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, Дж. Свифт, М. Сервантес, Ж.-Б. Мольер, П. Бомарше, Вольтер, М. Твен, У. Теккерей, Г. Гейне, А. Франс, Б. Шоу, Г. К. Честертон, Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Я. Гашек.

Представители сатирического жанра в школьной программе

В школьную программу по литературе входят такие произведения сатирического жанра: «Волк на псарне», «Листы и корни», «Свинья под дубом», «Осёл и соловей», «Ворона и Лисица», «Ларчик», «Лисица и Осёл» И. А. Крылова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Деревня», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Бешеные деньги», «Бедность не порок», «Свои люди – сочтёмся» А. Н. Островского, «История одного города», «Как мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Мёртвые души», «Невский проспект», «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Смерть чиновника», «Толстый и Тонкий», «Хамелеон» А. П. Чехова, «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М. А. Булгакова, «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына, «История болезни» М. М. Зощенко, «Левый марш», «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся» В. В. Маяковского, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта.

Список литературы:

  1. Автухович Т. Е. Сатира и риторика: (Традиции сатиры XVIII века в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина). М. : РАГС, 1998. – 380 с.
  2. Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1993. – 375 с.
  3. Валагин А. П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. – Воронеж: «Родная речь», – 1995.
  4. Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1987. – 160 с.
  5. Елистратова А. А. Нравоописательная журналистика: [Английская литература XVIII в.]. – М.: Наука, 1983–1994.
  6. Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. – Л. : Наука, 1985. – 362 с.
  7. Томашевский Б., Теория литературы. Поэтика, 1931, с. 27.
  8. Юрина Н. Г. История древнерусской литературы. — М: ФЛИНТА, 2015
Текст: Ирина Мещерякова, 3.1k 👀