Фантастический жанр

теория по литературе 📖 формы литературных произведений

Определение

Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью.

История возникновения фантастического жанра

Истоки фантастики можно найти в волшебной сказке. Постепенно фантастика отделяется от фольклорных форм и выделяется как особый вид художественного творчества. Первобытное понимание мироустройства сталкивается с новыми представлениями о действительности, мифический и реальный планы смешиваются. Такой синтез получается сугубо фантастичным. Достаточно вспомнить «фантастических существ»: божеств со звериными и человеческими чертами, кентавров и др.

Античная и Древняя литература

Начало западноевропейской литературной фантастики положил древнегреческий поэт Гомер. Если в его поэме «Илиада» представлено реалистическое описание эпизода Троянской войны (несмотря на действующих лиц небожителей), то в «Одиссее» присутствует фантастическое повествование о невероятных приключениях одного из героев Троянской войны.

«Одиссея» Гомера, обложка

Фантастический сюжет можно найти и в ирландских сагах. Все они объединены одним мотивом: любовь феи-сиды к смертному и его посещение волшебной страны Эмайн («Плавание Брана, сына Фебала», «Любовь к Этайн», «Приключения Кормака в обетованной стране», «Плавание Майль-Дуйна» и др.).

Большое влияние на становление жанра фантастики оказало сочинение древнегреческого писателя Лукиана Самосатского (около 120 – после 180 гг. н.э.). В произведении «Правдивая история» описывается путешествие на Луну и Венеру. В этой сатирической повести Лукиан высмеивает своих современников, которые пишут о местах, где никогда не были.

Фантастическое приключение в разных частях земного шара и за его пределами описывается в романе греческого писателя Антония Диогена (II век н.э.) «Невероятные приключения по ту сторону Туле».

Древнеримский поэт Овидий (43 г. до н.э. – 17 или 18 г. н.э.) в «Метаморфозах» тоже использует фантастические элементы: люди превращаются в растения, камни, животных и др. В своей поэме Овидий положил начало фантастико-символической аллегории.

«Метаморфозы» Овидия, иллюстрация

Фантастическое присутствует и в романе Псевдо-Каллисфена «История Александра Великого» (рубеж II-III вв. н.э.). В произведении рассказывается о людях-птицах, карликах, великанах, василисках, путешествиях на небо и спуске в глубины моря.

Средневековье

В период раннего Средневековья (примерно с V по XI век) фантастическая составляющая произведений подавляется. Происходит некоторое замедление развития жанра. Это продолжается до XII-XIII вв.

С XII века мотивы волшебных сказок просачиваются в угасающий героический эпос и в формирующийся рыцарский роман (поэма «Оберон», «Смерть Артура» и пр.). До XV века именно роман отражал всё необъяснимое и фантастическое, использовал взаимодействие реального и чудесного.

Возрождение

В эпоху Возрождения появляются такие величайшие произведения: «Освобожденный Иерусалим» (Т. Тассо), «Королева Фей» (Э. Спенсер), «Неистовый Роланд» (Л. Ариосто) и др.

Оказали влияние на развитие фантастики и религиозно-мифологические образы Библии. Примеры крупнейших произведений христианской фантастики – «Потерянный рай» и «Возвращённый рай» Дж. Мильтона. Христианско-мифологическое сознание способствует расцвету особого жанра – фантастики видений.

«Потерянный рай» Дж. Мильтона, иллюстрация

Развитие фантастики в период Ренессанса завершают «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле и «Дон Кихот» М. Сервантеса. В произведении Рабле можно найти один из первых примеров фантастической разработки утопического жанра.

Фантастика в XVII и XVIII веке

К концу XVII века барокко сменяется классицизмом, для которого чуждо фантастическое. Французские «трагические истории» XVII века используют материал из хроник, изображают страсти, убийства и т.п. Критиковать чрезмерной рациональность начинают только во второй половине XVIII века.

Романтизм

В эпоху романтизма фантастика развивается по-особому. Практически всем произведениям романтиков того времени присущи фантастические образы и сюжеты. Реальность воспринимается авторами двойственно – реально и вымышлено. Фантазии писателей стремятся в мир легенд, сказок и мифов.

Большинство произведений этого периода основываются на фантастической аллегории – представлении определенной идеи или понятия посредством образа (например, лиса – хитрость). Яркий пример произведения с аллегорией – «Генрих фон Офтердинген» (Новалис).

Особую роль в обогащении ресурсов фантастики отводится немецким писателям, которые проработали множество первоисточников: сказки, легенды, мифологические сказания. Благодаря их работе появляется новый жанр – литературная сказка.

Не менее значимым является творчество Э. Гофмана («Эликсир дьявола», «Щелкунчик и мышиный король, «Золотой горшок») и Ф. Гёте («Фауст», «Лесной король» и др.).

«Фауст» Гёте, иллюстрация

Если говорить о развитии фантастического жанра в России, то стоит отметить творчество В. А. Жуковского, А. А. Погорельского, А. Ф. Вельтмана, В. Ф. Одоевского и др. Фантастические элементы встречаются в поэме А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» и повести «Пиковая дама». Волшебных героев в своих произведениях описывал и Н. В. Гоголь («Вий», «Страшная месть», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Портрет» и т.д.). Также фантастические образы и события присутствуют в повести Ф. И. Достоевского «Двойник».

Реализм

Ведущие поджанры фантастики в реализме – утопия и сатира («Бобок», «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского). Фантастическое допущение в произведении представляет собой реальный фактор, существующий или имеющий возможность появиться в действительности, который коренным образом меняет жизнь человека.

В это же время зарождается научная фантастика, которая представлена творчеством французского писателя Ж.Верна и английского публициста Г. Уэллса. В произведениях этого периода описывается реальная картина мира, преображенная наукой. Первостепенную роль играют научные изобретения и достижения. Начинает развиваться космическая фантастика, описываются открытия новых миров.

Конец XIX века

К концу XIX века у писателей разных жанров возрождается интерес к фантастике (Р. Л. Стивенсон, Ф. Сологуб, А. А. Блок и др.). Фантастическое допущение проникает в детскую литературу. Появляется новый мир – игрушечный (Л. Кэрролл, К. Коллоди, А. Милн, А. Н. Толстой, Н. Н. Носов, К. И. Чуковский). Германию этого периода представляет писатель-фантаст Курд Лассвиц («К нулевой точке существования», «На двух планетах» и др.). Произведения «Машина Времени», «Когда Спящий проснётся», «Человек-невидимка» Г. Уэллса увеличили интерес к этому жанру.

Фантастика в XX–XXI вв.

Первая половина XX века – расцвет научной фантастики. Писатели хотят «предсказать» развитие науки и техники и исследование космоса. Действие книг обычно помещается в будущее, герои имеют дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями.

С конца 30-х годов и до 50-х годов XX века жанр научной фантастики становится очень популярным в англоязычных странах. В этот период издаются многие классические произведения жанра. В основе фантастики писателей третьей четверти XX в. лежат психологические и социальные драмы (Р. Брэдбери, Ф. Герберт, А. Азимов, Р. Хайнлайн) и др.

Представители научно-фантастической литературы этого периода: польский писатель Е. Жулавский («Лунная трилогия», «На серебряной планете», «Победитель», «Старая Земля»), французский писатель бельгийского происхождения Ж. А. Рони-старший («Загадка драгоценного камня», «Гибель Земли», «Спутник Вселенной»), русский писатель Г. С. Мартынов (трилогия «Звездоплаватели»).

Кадры из к/ф «Человек-амфибия» (1961)

Расцвет научной фантастики в русской литературе – XX век. Об этом говорят произведения А. Грина («Блистающий мир»), М. А. Булгакова («Роковые яйца», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»), А. Р. Беляева («Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Голова профессора Доуэля»), А. Н. Толстого («Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита») и В. А. Обручева («Земля Санникова», «Путешествия в прошлое и будущее», «Плутония») и др.

Позже писатели обращаются к фэнтези (цикл произведений «Конан» Р. И. Говарда, «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин Колец» Джона Р. Р. Толкина, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса). Появляется множество авторов, чьё творчество основано на мифологии, мистике, средневековой романтике.

Кадры из к/ф «Хоббит: Нежданное путешествие» (2012)

Следует отметить жанр юмористической фантастики, который развивался во второй половине XX века. Признанный мастер таких произведений – Р. Шекли («Координаты чудес», «Кое-что задаром», «Билет на планету Транай»).

Во второй половине XX века наступает расцвет кинофантастики. Новейшие технологии позволили воплотить на экране то, что прежде было недоступно. С помощью специальной техники и декораций создаются вымышленные существа, другие миры. Особого размаха кинофантастика достигает в США, где снимаются культовые фильмы («Робокоп», «Терминатор», «Матрица», «Звёздные войны», «Звёздные врата» и т.д.). Прославились в этом жанре С. Спилберг, П. Джексон, Т. Бёртон, Р. Скотт, Дж. Карпентер и другие режиссёры.

Не менее популярная форма фантастики – комикс. Рисованные истории о супергероях (Супермен, Бэтмен, Человек-паук и др.) особенно были распространены в США, Франции, Японии. Известные комиксисты второй половины XX в.: А. Мур, Ф. Миллер, Н. Гейман, Ж. Жиро, Э. Билал.

В конце XX и начале XXI века большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика. На пике популярности серия романов о Гарри Поттере, написанная британской писательницей Джоан Роулинг. Появляются настольные, а позже и компьютерные игры, основанные на фантастике.

Кадры из к/ф «Гарри Поттер и Философский камень» (2001)

Постепенно социальные и философские проблемы в фантастике изживают себя повторениями. Это становится поводом для экспериментов со стилем. Так, английские писатели Т. Пратчетт и Н. Гейман пишут роман «Благие знамения» (1990) в жанре юмористического городского фэнтези. Отдельно стоит сказать о серии книг «Плоский мир» (1983 – 2015 гг.) Т. Пратчетта. В своих произведениях автор создаёт сюрреалистичный мир и с юмором исследует вопросы реального мира. На пересечении многих жанров и областей знаний работает и Нил Стивенсон («Лавина», 1992: «Криптономикон», 1999). Роман «Шрам» (2002) британского писателя-фантаста Чайны Мьевиля соответствует канонам фэнтезийного стимпанка, хотя сам автор определяет жанр как «странная фантастика».

Начало XXI века – расцвет компьютерных игр. Сюжет большинства из них строится на основе фантастики. Многие игры основаны на вселенных, по которым созданы также книги, фильмы, настольные игры, комиксы.

Сегодня научная фантастика продолжает задаваться вопросами: «А что, если?..». Писатели поднимают такие важные темы, как глобальное потепление, энергетическая зависимость, использование современных технологий и т.д.

Основоположники фантастического жанра

Первым профессиональным писателем-фантастом стал французский литератор Жюль Верн. Он писал приключенческую литературу, но зачастую заглядывал в будущее, а также снабжал свои истории интересными научными подробностями. Официальной датой возникновения научной фантастики считается выход его произведений «Пять недель на воздушном шаре» (1863), «Путешествие к центру Земли» (1864).

Французский писатель Ж. Верн

В конце 90-х годов XIX века выдающийся английский писатель Гербер Уэллс произвёл первый переворот в развитии научной фантастики. Он привнёс в целом оптимистичную научную фантастику Ж. Верна элементы пессимизма, гротесковости и социальной критики («Машина времени», 1895; «Остров доктора Моро», 1896; «Человек-невидимка», 1897 и др.). Позже оказалось, что Г. Уэллс предугадал большое количество технологий и изобретений.

Английский писатель Г. Уэллс

Характерные особенности фантастического жанра

К отличительным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:

  • События, нарушающие границы реальности.
  • Фантастическое допущение, вымысел (автор рассказывает историю, отдельные элементы которой не могут существовать или произойти в реальном мире).
  • Ярко выраженные физические характеристики фантастических персонажей (великаны, лилипуты, лепреконы и т.д.).
  • Несколько сюжетных линий, переплетающихся между собой (любовная, историческая, боевая и т.д.).
  • Особый тип образности, которому свойственно нарушение реальных связей и пропорций.
  • Красочные описания, изобилие средств выразительности.
  • Наличие интриги.
  • Необычные места.

Важно! Отличительная особенность научной фантастики – обязательное присутствие научного объяснения всему необычному. В таких произведениях нет магии, волшебства и т.п.

Особенности построения сюжета фантастического жанра

Сюжет фантастического произведения может развиваться где угодно: от морских глубин до космического пространства. Главному герою необходимо взаимодействие с внеземными формами жизни. Нередко в произведениях этого жанра человек встречает странных существ с двумя головами, несколькими парами ног, дополнительными частями тела и т.д. Часто главным героем оказывается обычный, ничем не примечательный человек. С ним и происходят фантастические события.

Деление внутри фантастического жанра

Научная фантастика – это жанр литературы, который описывает события, происходящие в реальном мире. Эти события отличаются от исторической действительности в каком-либо значимом отношении. Отличия могут быть технологическими, научными, социальными, историческими и любыми другими, но только не магическими, иначе теряется весь замысел понятия «научная фантастика».

Научная фантастика отражает влияние научно-технического прогресса (полёты на неизведанные планеты, изобретение роботов или новейшего оружия, открытие других форм жизни и др.) на обыденную и привычную жизнь человека («Я, робот» А. Азимова, «Попытка к бегству» братьев Стругацких и др.).

А. Азимов «Я, робот», обложка

Твердая научная фантастика – это поджанр научной фантастики, в котором не искажаются научные факты, законы, а всем новым технологиям дано логичное, объяснение. Основой этого поджанра является естественная научная база знаний, весь сюжет строится вокруг определённой научной идеи, пусть даже и фантастической («Ложная слепота П. Уоттса, «Аччелерандо» Ч. Стросса и др.).

Киберпанк – это поджанр научной фантастики, изображающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху («Схизматрица» Б. Стерлинга, «Нейромант» У. Гибсона и т.д.).

Космическая фантастика – это поджанр научной фантастики, отличительная особенность которого заключается в том, что основной сюжет разворачивается в космическом пространстве либо на различных планетах в Солнечной Системе или за её пределами («Порог» С. В. Лукьяненко, «Звёздные короли» Э. Гамильтона и др.).

Космическая фантастика делится на виды:

  • Космическая одиссея.

Космическая одиссея представляет собой сюжетную линию, в которой действия происходят чаще всего на космических судах (кораблях); героям необходимо выполнить глобальную миссию, от выполнения которой зависит судьба человека («Пленённая Вселенная» Г. Гаррисона).

  • Планетарный роман.

В основном всё действие ограничивается одной конкретной планетой, которая населена экзотическими животными, людьми. Много произведений в этом виде жанра посвящены далекому будущему, в котором люди перемещаются между мирами на космическом корабле. Основная тема планетарного романа – приключения героев на конкретной планете («Принцесса Марса» Э. Берроуза, «Аэлита» А. Н. Толстого, «Дюна» Ф. Герберта и т.д.).

  • Космическая опера (космоопера).

Основной замысел космической оперы – назревание и разрастание конфликта между героями с применением могущественного высокотехнологического оружия будущего для завоевания Галактики или освобождения планеты от космических пришельцев, гуманоидов и других космических существ. Действующие лица этого космического конфликта отличаются героичностью. Главное отличие космической оперы от научной фантастики в том, что здесь происходит практически полный отказ от научной базы сюжета («Автостопом по Галактике» Д. Адамса, «Крушение империи» Дж. Скальци, «Гиперион» Д. Симмонса и т.д.).

Кадры из к/ф «Автостопом по галактике» (2005)

Боевая фантастика (фантастический боевик) – это вид (поджанр) фантастики, который описывает военные действия, происходящие в далёком или не очень далеком будущем. При этом все действия происходят с использованием сверхмощных роботов, экзоскелетов и неведомого сегодня человеку новейшего оружия («Стальная крыса» Г. Гаррисона, «Ангел-хранитель 320» И. Поля, «Обреченные на победу» Дж. Скальци и др.).

Юмористическая фантастика – жанр, в котором представление необычных и фантастических событий происходит в юмористической, шутливой форме («Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких, «Чудеса в Гусляре» К. Булычева, «Вы подождёте?» А. Бестера и т.д.).

А. Н. и Б. Н. Стругацкие, фото

Любовная (романтическая) фантастика – поджанр фантастики, в котором делается акцент на романтические отношения между героями. К этому виду фантастики можно отнести любовные сюжеты с вымышленными героями, волшебными странами, присутствием в описании чудесных амулетов, обладающих необычными свойствами («Дневные (ЛП)» Р. Кейн, «Синий, хвостатый, влюблённый» Н. В. Косухиной и др.).

Социальная фантастика – разновидность научно-фантастической литературы, где главную роль играют отношения между людьми в обществе. Основой упор делается на создание фантастических мотивов с целью показать развитие общественных отношений в нереальных условиях («Час быка» И. А. Ефремова, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Мы» Е. И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла и т.д.).

Альтернативная история – это жанр фантастики, посвященный изображению реальности, которая могла бы быть, если бы какое-либо историческое событие закончилось иначе (трилогия «Эдем» Г. Гаррисона, «Человек в высоком замке» Ф. К. Дика и т.д.).

Хронофантастика (темпоральная фантастика) – жанр фантастики, повествующий о путешествиях во времени («Машина времени» Г. Уэллса, «Полёт дракона» Э. Маккефи, «Патруль времени» П. Андерсона и др.).

Фэнтези – жанр фантастики, где описывается вымышленный мир, а сюжетная линия выстраивается на основе мифов и легенд (цикл книг «Колесо времени» Р. Джордана, цикл книг о Земноморье Урсулы Ле Гуин, цикл произведений М. Уэйс и др.). Герои: боги, колдуны, гномы, тролли, призраки и т.д.

Отдельно стоит сказать о распространённом приёме в фантастическом произведении – «попаданчестве». Иными словами, это внезапный перенос героя в прошлое, будущее, на другую планету, в параллельный мир и др. («Попытка к бегству» братьев Стругацких, «Детская книга» Б. Акунинаи др.).

«Машина времени» Г. Уэллс, обложка

Аудитория жанра

Фантастический жанр многосторонен. Любой может выбрать то, что подходит ему по духу, что даст возможность окунуться в необычный мир. Фантастика вызывает особый интерес у школьников.

Фантастические вселенные становятся частью популярной культуры. Они воплощаются не только в литературе, но и в кино, играх, комиксах. По этой причине любителей фантастического жанра можно найти в разных возрастных группах.

Схожесть с другими жанрами

Фантастика может смешиваться с другими жанрами, например, с рассказом, утопией или антиутопией. Так, в романе Е. И. Замятина «Мы» утопичный мир представлен как результат технического прогресса. Но идейное содержание произведения сводится к представлению существующего государственного строя в непривычном свете, поэтому роман можно считать антиутопией. Сюда же можно отнести научно-фантастический роман-антиутопию Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».

Современная фантастика представляет собой синтез направлений, в котором теряется чёткая классификация, границы между фантастикой и другими жанрами литературы размыты.

Яркие представители фантастического жанра

Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известные советские и российские писатели-фантасты: В. А. Обручев, А. Н. Толстой, А. П. Казанцев, А. Р. Беляев, К. Булычев, Е. С. Велтистов, Е. И. Замятин, братья Стругацкие, С. В. Лукьяненко, В. П. Крапивин, С. В. Лукьяненко и др.

Зарубежные представители фантастического жанра: Ж. Верн, М. Шелли, Г. Уэллс, К. Чапек, Д. Адамс, Р. Мид, Р. Брэдбери, А. Азимов, П. Гамильтон, Х. Клемент, К. С. Робинсон, Р. Э. Хайнлайн, П. У. Андерсон, Л. Нивен, В. Виндж, А. Э. Нортон, Э. Р. Берроуз, С. Лем, Дж.Р. Р. Толкиен, К. С. Льюис, Дж. Роулинг и т.д.

Представители фантастического жанра в школьной программе

В школьной программе встречается небольшое количество фантастических произведений. Для классного и внеклассного чтения учащимся предлагаются тексты с фантастической составляющей: «Никита» А. П. Платонова, «Каменный цветок» П. П. Бажова, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Портрет» Н. В. Гоголя, «Пиковая дама», «Гробовщик» А. С. Пушкина, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Хоббит, или Туда и обратно» Дж. Р. Р. Толкиена, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Мифы Древней Греции», сказки и т.д.

Список литературы:

  1. Бритиков А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л., 1970.
  2. Гаков В. Виток спирали: зарубежная научная фантастика 60–70-х годов. М., 1980.
  3. Гуревич Г.И. Беседы о научной фантастике. М., 1982
  4. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе 20 века. – Высшая школа, 2008.
  5. Лотман Ю. О принципах художественной фантастики // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. – 1970.
  6. Осипов А. Н. Фантастика от «А» до «Я»: (основные понятия и термины). Краткий энциклопедический справочник. М., 1999.
  7. Эпштейн М. о виртуальной словесности // Русский журнал: интернет-издание. — Русский институт, 1998.
Ирина Мещерякова | Просмотров: 93 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован.