Легенда

теория по литературе 📖 формы литературных произведений

Определение

Легенда – это прозаическое литературное произведение, в основе которого лежит фантастическое осмысление событий, связанных с явлениями природы, животным миром, сверхъестественными существами (ангелами, нечистыми духами и др.) и людьми (племенами, народами и отдельными личностями). Рассказчик и слушатель воспринимают эти события как достоверные.

История возникновения (зарождения) легенды как жанра

Изначально легендой называли поучительную историю из жизни христианского святого. Такие произведения включали исторически достоверные факты и художественный вымысел. В текстах выделялись только отдельные назидательные эпизоды из жизни святого, в которых описывались добродетели и чудеса Господни.

Легенды распространялись не только в виде отдельных произведений, но и в виде сборников. Одним из древнейших сборников легенд является «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» (593–594 гг.) Григория I Великого. На многие европейские языки переводили латинский сборник Иакова Ворагинского «Золотая легенда» (ок. 1260), в котором рассказывалось о жизни Иисуса Христа, апостолов, Девы Марии, святых.

К началу XVII в. англоговорящие протестанты словом «легенда» начали обозначать вымышленное событие. Благодаря этому термин получил современный оттенок значения «недостоверность».

В это же время стало популярным пародирование религиозных легенд. Некоторые сюжеты иногда возрождались в литературе, отталкиваясь от требований нового времени (например, легенды о Фаусте, короле Артуре, Дон Жуане, Великом Инквизиторе, Агасфере).

Центральный герой британского эпоса – Король Артур

Центральный герой британского эпоса – Король Артур

В XVIII-XIX вв. в России православные легенды использовались во время службы, храмового обихода. Тексы возникали на основе Священного Писания и Священного Предания.

В эпоху романтизма в России активно развивается литературная легенда. В центре литературной легенды – вымышленный или исторический персонаж, одержимый стремлением к свободе.

Первый сборник русских фольклорных легенд издан А. Н. Афанасьевым в 1859 году. Элементы легенды можно найти в прозаических произведениях Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, П. П. Бажова, A. M. Ремизова.

В эпоху символизма появляется интерес к поэтической легенде (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин, Н. А. Клюев).

Начало XIX в. в европейской литературе ознаменовано интересом к народным легендам.

В американской, немецкой, французской, испанской, бельгийской, норвежской литературах создаются легенды и циклы легенд.

Характерные особенности легенды

Легенда имеет ряд отличительных черт:

  1. религиозно-мистический сюжетообразующий элемент;
  2. своеобразные пространственно-временные координаты;
  3. состоит из одного или двух эпизодов;
  4. разнообразная тематика;
  5. особая система персонажей (ангелы, демоны, Бог и т.д.);
  6. рассказ о чуде как о достоверном событии;
  7. события могут относиться к прошлому, настоящему или будущему.

Особенности построения сюжета и композиции в легенде

В легендах нет устойчивого сюжета и композиции. Это объясняется тем, что легенда – это жанр, исполняемый широкими массами. Человек, который знает легенду, исполняет её в желаемой для него форме. Также произведения этого жанра не имеют постоянных формул.

В сюжет легенд включается небольшое количество эпизодов, чаще всего – один эпизод. События обычно начинаются с завязки. Перелом в ходе событий заключается в развязке. Всему, о чём говорится в легендах, приписывается достоверность. В действительность того, о чём повествуется, верят и рассказчик, и слушатель.

Важный элемент сюжета – чудо, совершаемое героями. По мнению братьев Гримм, легенда представляет собой «исторически обоснованную сказку».

Сюжеты легенд разнообразны. Описываются чудесные деяния покровителей неба, земли и воды, рассказывается о столкновении злых и добрых духах и т.д. Герои наделяются невероятной силой, способностями, умом.

Многие сюжеты легенд взяты из Библии. Наиболее встречаемые персонажи – Христос, святые.

Деление внутри жанра: виды легенд

Исследователи выделяют три вида легенд:

  • Этиологические легенды, в которых объясняется происхождение окружающего мира, человека, животных, различных предметов и явлений через фантастический компонент.
  • Религиозно-назидательные легенды, описывающие жизнь и деяния Бога-отца, Христа, ангелов, юродивых и святых. В таких произведениях можно найти предостережения от нарушения церковных запретов.
  • Социально-утопические легенды заключает в себе страстную, но несбыточную мечту угнетенного крестьянства о справедливом общественном устройстве.

Яркие представители

Жанр легенды развивали яркие представители русской литературы: А. С. Пушкин, А. К. Толстой, П. И. Мельников-Печерский, Л. Н. Толстой («Разрушение ада и восстановление его», «Рождественская легенда»), Ф. М. Достоевский («Легенда о Великом инквизиторе»), И. С. Тургенев («Восточная легенда», «Легенда о св. Юлиане Милостивом»), Н. С. Лесков.

Среди зарубежных представителей к легенде обращались Ф. Новалис, Л. Тик, А. Мицкевич, В. Ирвинг; В. Скотт, В. Гюго, Г. Флобер, А. Франс, Т. Манн.


Список литературы
  1. Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2011.
  2. Замятина Е. В. Мифология. Фольклор. Литература: учебное пособие. – Томск, 2015. – 110 с.
  3. 3yeвa T.B., Kиpдaн Б.П. Pyccкий фoльклop — M., 2002 г.
  4. Шеваренкова Ю.М. Исследования в области русской фольклорной легенды. Н. Новгород, 2004

Ирина Мещерякова | Просмотров: 106 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *