Рассказ

теория по литературе 📖 формы произведений

Определение

Рассказ – это повествовательное произведение небольшого объёма с ограниченным количеством действующих лиц, в котором обычно разворачивается одна сюжетная линия с конфликтной ситуацией. События рассказа кратковременны.

История возникновения (зарождения) жанра

Рассказ берёт своё начало из устного народного творчества. Этот повествовательный жанр возникает благодаря легендам, анекдотам, пословицам, песням, притчам, сказкам, басням и другим жанрам фольклора, из которых писатели черпали темы и сюжеты для своих произведений.

Уже в античной литературе (II – IV ст. н. э.) встречаются элементы рассказа. Однако в качестве отдельного жанра рассказ формируется в Европе в эпоху Возрождения (Э. Гофман, Дж. Боккаччо). В это время определяются его основные черты: случай, который меняет жизнь героя, драматический конфликт, необычные происшествия.

Исследователи считают, что о русской новеллистике можно говорить со второй половины ХVII в. – начала ХVIII в. Это связано с созданием «Истории о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повести о Карпе Сутулове», а также с написанием «Русских сказок» В. А. Левшиным, «сказки» М. Д. Чулковым «Досадное пробуждение» и др. Хотя эти произведения и обозначались терминами «повесть», «сказка», «история», в этот период уже можно говорить об обособившемся рассказе.

На рубеже XVIII–XIX вв. рассказ появляется в Германии, а в ХIХ веке – в Северной Америке.

В середине 1820-х годов появляются первые произведения с подзаголовком «рассказ». Закрепление этого термина за повествовательными произведениями малой формы приходится на середину 1840-х годов. Рассказ выдерживает конкуренцию в среде других литературных жанров и начинает активно развиваться. Появляются очерки и заметки об этом жанре.

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Д. У. Уотерхаус. «Декамерон»

Зарождение жанра рассказа в традиционном смысле приходится на XIX век и связывается со знаменитыми «Повестями Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургскими повестями» и «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Записками охотника» И. С. Тургенева.

В конце XIX – начале XX века происходит значительное усложнение художественной структуры рассказа. Расцвет жанра в этот период связан с крахом народничества и крушением веры в народнические идеалы. Наиболее яркие представители этого периода: Л. Андреев, И. А. Бунин, В. Гаршин, Г. Гауптман, Ги де Мопассан, О. Генри, М. Горький, А. И. Куприн, А. П. Чехов.

В русской литературе второй половины XX века происходит воздействие на рассказ со стороны других эпических жанров. Но рассказ по-прежнему остаётся устойчивым и мобильным.

Начиная с 1940-х годов, рассказ выделяют как особый литературный жанр, который отличается и от повести, и от физиологического очерка тем, что рассказывает о судьбе конкретного человека.

Основоположники рассказа

Известно, что рассказ как отдельный литературный жанр формируется в эпоху Возрождения. К первым образцам произведений рассказываемого жанра относятся «Кентерберийские рассказы» (конец XIV в.) английского писателя Дж. Чосера и «Декамерон» (1348-1351 гг.) итальянского писателя Дж. Боккаччо.

Характерные особенности рассказа

Большинство литературоведов выделяют следующие характерные особенности рассказа:

  • Небольшой объём.
  • Изображение одного или нескольких событий.
  • Наличие чёткого конфликта.
  • Краткость изложения.
  • Сжатость содержания.
  • Единство действия и места.
  • Наличие мотивов.
  • Одна проблема и вытекающее из этого единство построения.
  • Повествование от одного лица (рассказчика, героя или автора).
  • Ограниченное количество действующих лиц.
  • Раскрытие доминирующей черты характера персонажа.
  • Одна чётко выделенная сюжетная линия (часто судьба главного героя).
  • Наличие одного главного героя (реже – нескольких).
  • Законченность и полнота повествования.
  • Значимая концовка и катарсис.
  • Запоминающееся название.

Особенности построения сюжета и композиции в рассказе

В основе рассказа лежит несложный сюжет. В произведениях этого жанра повествуется о каком-либо событии из жизни одного или двух героев.

Традиционно в сюжет рассказа входит:

  • Экспозиция (есть не всегда) – вступительная часть произведения, содержащая сведения о месте и времени действия, героях и т.д.
  • Завязка – основное действие, которое постепенно нарастает и развёртывается в направлении кульминации.
  • Кульминация – главное звено сюжета, самый напряжённый момент в развитии действия.
  • Развязка – результат решительного поступка героя.

Зачастую в композицию рассказа входят части текста, не относящиеся к сюжету: портретные и пейзажные описания, авторские отступления. Например, в рассказе И. С. Тургенева «Муму» автор рассказывает о деревенской жизни Герасима, о его работе дворником.

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

И. С. Тургенев «Муму», иллюстрация

Композиция, как и сюжет, подчиненны замыслу автора и имеют одну цель – изображение жизни человека, его переживаний, размышлений. При этом писатель не останавливается на подробностях.

Также в рассказах встречаются мотивы – значимые компоненты литературного текста, сопутствующие раскрытию темы или идеи. Например, во многих рассказах А. П. Чехова прослеживается мотив тоски.

Рассказы могут объединяться в циклы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Одесские рассказы» И. Бабеля, «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конана Дойля и др.).

Художественные приемы в рассказе

Особая роль в рассказе отведена художественной детали, без которой невозможно более полно передать характеристики человека и его окружения. Этот приём характеризуется смысловой и эмоциональной нагрузкой, а также изобразительной силой.

Так, в рассказе А. П. Чехова «Душечка» при описании жизни главной героини Оленьки Племянниковой автор пишет следующее:

«Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна. Теперь уже она была совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки»

А. П. Чехов «Душечка», обложка

А. П. Чехов «Душечка», обложка

В этих строках с помощью художественной детали автор подчёркивает состояние полного одиночества главной героини.

Также литературоведы подчеркивают роль заглавия рассказа как художественной детали.

Ещё одной особенностью рассказа является то, что автор нередко «передаёт перо» герою, который сам начинает рассказывать свою историю. Например, в рассказе Н. С. Лескова «Зверь» повествование идёт от первого лица. Герой вспоминает историю из детства, случившуюся в великий праздник Рождества Христова.

Во второй половине ХIX – начале ХХ вв. авторы рассказов обратились к художественному приёму под названием «поток сознания». Суть его заключалась в следующем: воспроизведение душевной жизни персонажа посредством переживаний, ассоциаций, воспоминаний и др.

К этому приёму обращается В. Гаршин в рассказе «Четыре дня», И. А. Бунин в рассказе «Антоновские яблоки». В европейской литературе к «потоку сознания» и к усилению элементов психоанализа в своих рассказах прибегают Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа и др.

В начале ХХ в. России пишутся сатирические рассказы (Ф. Искандер «13 подвиг Геракла», М. А. Булгаков «Воспаление мозгов», М. М. Зощенко «Человека жалко» и т.д.). В этих произведениях авторы используют аллегорию, гиперболизацию, иносказание.

Деление внутри рассказа как жанра

Рассказы бывают:

  1. автобиографическими;
  2. психологическими;
  3. бытовыми;
  4. философскими;
  5. научно-фантастическими;
  6. юмористическими;
  7. сатирическими;
  8. историческими;
  9. детективными.

Аудитория жанра

Каждый читатель может выбрать себе рассказ по душе, потому что тематика произведений этого жанра разнообразная.

Основной жанр малой повествовательной прозы полюбился не только взрослым, но и детям. Поучительные детские рассказы В. А. Осеевой, В. В. Бианки, В. В. Голявкина, К. Д. Ушинского, В. Ю. Драгунского появляются на страницах учебников уже в начальной школе. Дети с удовольствием читают о приключениях и историях из жизни своих сверстников.

Схожесть рассказа с другими жанрами

Исторически сложилось так, что рассказ близок с новеллой. Общее между произведениями этих жанров: содержание эпического и лирического начал, лаконизм в изложении достигается с помощью тщательного отбора отдельных выразительных деталей.

Интересно!
Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Литературовед-теоретик Г. Н. Поспелов, фото

Большинство литературоведов полагают, что новелла и рассказ – это разные названия одного жанра (Б. В. Томашевский, Е. М. Мелетинский и др.). Часть исследователей говорит о том, что несправедливо отождествлять рассказ с новеллой, т.к. новелла – это еще одна разновидность малого прозаического жанра со своими отличительными характеристиками.

Советский учёный Г. Н. Поспелов считает, что «правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного) типа».

Также к рассказу близки другие формы эпоса: очерк и эссе.

Что пишет М. Горький о связи очерка и рассказа:

«очерк с одной стороны примыкает к публицистике, с другой – рассказу, особый жанр, неспособный заменить ни рассказ, ни публицистику»

И очерк, и рассказ пишутся формой литературного художественного языка, линия построения образа длится от начала произведения до его конца, широко используются портретные и пейзажные описания, психологизм. Сюжет рассказа и очерка складывается: из экспозиции, завязки, кульминации и развязки.

Яркие представители

Непревзойдёнными мастерами в написании рассказов считаются такие русские писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. Горький, М. А. Булгаков, Н. С. Лесков, А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Набоков, В. П. Астафьев, М. М. Зощенко, И. Э. Бабель, Б. А. Пильняк, М. А Шолохов, Ф. К. Сологуб, А. П. Платонов, А. И. Солженицын, А. М. Ремизов. И. Ильф и Е. Петров.

Зарубежные представители: Ф. Кафка, А. Камю, Ф. Мориак, А. Моравиа, Дж. Чосер, Дж. Боккаччо, О. де Бальзак, С. Моэм, Ги де Мопассан, О. Генри, Р. Бредбери, Р. Акутагава.

Востребованность жанра в разные периоды

Пик популярности рассказа в России приходится на вторую половину XIX века (Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. А. Шолохов и т.д.).

В разные периоды к рассказа обращались реалисты (А. Н. Толстой, И. С. Шмелёв, М. П. Арцыбашев и др.), модернисты (Ф. К. Сологуб, А. Белый и др.), сатирики (М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко и др.) и писатели, которые творили под влиянием реализма и модернизма (Б. К. Зайцев, С. Н. Сергеев-Ценский и др.).

Жанр остаётся востребованным и в настоящее время. Активно развиваются разновидности рассказа: бытовой, философский, сатирический, психологический, фантастический и т.д.

Представители жанра в школьной программе

В школьную программу входит огромное количество рассказов, среди которых: «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина, «Куст сирени» А. И. Куприна, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «О чём плачут лошади» Ф. А. Абрамова, «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор» А. И. Солженицына, «Бежин луг», «Бирюк», «Записки охотника», «Муму» И. С. Тургенева, «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение», «Никита», «Юшка» А. П. Платонова, «Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Царь-рыба», «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева, «Кавказский пленник», «После бала» Л. Н. Толстого, «Живое пламя», «Кукла» Е. И. Носова, «Смерть чиновника», «Тоска», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре» А. П. Чехова, «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш» М. Горького, «Голубая чашка» А. П. Гайдара, «Игорь Робинзон» С. Чёрного, «История болезни» М. М. Зощенко, «Уроки французского» В. Г. Распутина, «Тупейный художник» Н. С. Лескова, «Тихое утро» Ю. П. Казакова, «Кусака» Л. Н. Андреева, «Кладовая солнца» М. М. Пришвина, «Дон Кихот» М. Сервантеса.


Список литературы

  1. Дарвин М.Н., Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И. Теория литературных жанров. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  2. Мелетинский Е.. Историческая поэтика новеллы. М., 1990
  3. Нинов А. Рассказ // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1971.
  4. Нинов А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956 — 1966). Л., Изд – во «Художественная литература». – 1969. – 288 с.
  5. Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1973. – 219 с.
  6. Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энцикл., 1987. – С. 318.
  7. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. – 155 с.
  8. Хализев В. Теория литературы.
  9. Шубин Э. А. Жанр рассказа в современном советском литературоведении. // Русская литература. – 1972. — № 1. – с. 223 – 229.

Ирина Мещерякова | Просмотров: 113 | Оценить:

Добавить комментарий



Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *